Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:19, реферат
В истории мировой культуры Платон (427-347 до н.э.) - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, ученый, писатель принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IY в. до н.э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией, и про существовавшую несколько веков. Учение, излагавшееся самим Платоном в его книгах, а впоследствии его преемниками в Академии, было полно заблуждений. Основные точки зрения этого учения не только фантастичны, на наш современный взгляд, но в прямом смысле слова превратны, глубоко ошибочны. И все же Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чем трудности его исканий и свершений, в чем их завлекающая сила. Платоном был создан и разработан один из двух основных, главных типов философского мировоззрения. Платон - создатель философского идеализма.
Введение……………………………………………………………3
2. Объективный материализм Платона. Учение об идеях…….5
3. Гносеология Платона. Знание как «припоминание»……….19
4. Теория происхождения общества. «Идеальное государство» и его структура……………………………………………………..24
5. Заключение………………………………………………………35
6. Литература……………………………………………………….36
Здесь возникает естественный
вопрос: в каком отношению к
миру 'идей' и к миру 'материи' ('небытия',
'пространства')стоит мир
Так как мир чувственных вещей занимает, по Платону, 'серединное' положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единству и множественного[5.c84].
Сейчас мы можем кратко резюмировать всю философию Платона вместе с формулировкой того, что еще до сих пор является в платонизме неопровержимым и полностью достоверным, а также и того, что для настоящего времени является далеко ушедшим в прошлое и что, вообще говоря, признается только весьма немногими.
1. Идея вещи есть смысл вещи.
2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.
3. Идея вещи есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.
4. Идея вещи невещественна.
5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.
Учение это указывает путь для последующего развития диалектики. Впоследствии Гегель повторит - на более высокой ступени - путь, пройденный Платоном, платонизмом и неоплатонизмом, и будет доказывать, что диалектика бытия и небытия ('ничто') необходимо приводит к становлению, которое и есть единство противоположностей - 'бытия' и 'ничто'.
Философии Платона принадлежит
важное место не только в истории
идеализма, но, в частности, и в
истории идеалистической
3. Гносеология
Платона. Знание как «
Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его
психологии, космологии и
мифологии. Учение о познании оборачивается
1. Платон писал, что
«и раз в природе всё друг
другу родственно, а душа
2 . Поэтому природа души
«идей». «Душа схожа с
божественным, а тело со смертным, -
3 . По словам Дж. Реале: «
природу с абсолютом, иначе
4. Истинное значение даёт только
мышление. Мышление же – это независимый
от чувственных восприятий, абсолютно
самостоятельный процесс
движение мысли через
неистинное к истинному. Вызвать душу
1. Первая половина задачи диалектического, в
2. Вторая половина той же задачи состоит в том,
3. «Диалектика Платона явилась важным
Платону, знание возможно не
для всякого. «Философия», буквально «
Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос
опровергается три несостоятельных с точки
1) знание есть чувственное
2) знание – правильное мнение;
3) знание – правильное мнение со смыслом.
В первом вопросе Платон отталкивается
от учения о безусловной текучести и
1 Чувственному, как текучему,
должно предшествовать нечто не
Во-вторых, знание нельзя определить как
2. Правильное мнение вообще не определимо без чистого знания как такового. И, в-третьих, как не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак, - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может создать знания.
3 . И так, мы делаем вывод о том, что знание, по Платону, не есть ни
ощущение, ни правильное
Представления Платона о
познании наиболее развёрнуто
‹‹Представь, что люди как бы находятся
пещеры, где во всю её длину
тянется широкий просвет. С малых
лет у них на ногах и шее оковы… Люди обращены спиной
Разве ты думаешь, что люди
что-нибудь видят своё или чужое,
‹‹Пусть бы кого-нибудь из
них развязали, вдруг принудили…ходить и
1. Их глаза не могли бы видеть истинно
2. Подлинным знанием могут
воздействие на них чувственных
вещей и воспарить в мир
В мифе ‹‹ О пещере›› Платон
показывает различие между самим предметом
и нашим представлением о нём.
4. Теория происхождения общества. «Идеальное государство» и его структура.
Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге – “Политик”. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона – “Государство”[9.c.45]. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме. В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития. В диалоге “Государство” Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так как между государством и человеком существует взаимное подобие) – совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия – правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы: “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость”.
Так как вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые. Так, мудрость, есть добродетель правителей; мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие; рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан; а справедливость – в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели.