Уровни научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 05:58, контрольная работа

Описание работы

Анализ структуры научного исследования целесообразно начать с такого выяснения особенностей теоретического и эмпирического уровней научной дисциплины, при котором каждый из этих уровней рассматривается в качестве сложной системы, включающей разнообразие типов знания и порождающих их познавательных процедур.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………1
Глава I «Специфика и уровни научного познания»……………………….3
Глава II «Эмпирический уровень научного познания»…………………...6
Глава III «Теоретический уровень познания и его методы»…………….10
Глава IV «Учение Джона Локка об опыте и рефлексии»………………...13
Заключение…………………………………………………………………...17
Список литературы ……

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

Введение

         Научные знания представляют  собой сложную развивающуюся  систему, в которой по мере  эволюции возникают все новые  уровни организации. Они оказывают  обратное воздействие на ранее  сложившиеся уровни знания и  трансформируют их. В этом процессе  постоянно возникают новые приемы  и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного  поиска. Чтобы выявить закономерности  этого процесса, необходимо предварительно  раскрыть структуру научных знаний. В своих развитых формах наука  предстает как дисциплинарно  - организованное знание, в котором  отдельные отрасли - научные дисциплины (математика; естественно-научные дисциплины - физика, химия, биология и др.; технические и социальные науки)  выступают в качестве относительно  автономных подсистем, взаимодействующих  между собой. Научные дисциплины  возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные  типы знаний, причем некоторые  из наук уже прошли достаточно  длительный путь теоретизации  и сформировали образцы развитых  и математизированных теорий, а  другие только вступают на  этот путь. Специфика предмета  каждой науки может привести  и к тому, что определенные  типы знаний, доминирующие в одной  науке, могут играть подчиненную  роль в другой. Они могут также  представать в ней в трансформированном  виде. Наконец, следует учитывать,  что при возникновении развитых  форм теоретического знания более  ранние формы не исчезают, хотя  и могут резко сузить сферу  своего применения.

         Система научного знания каждой  дисциплины гетерогенна. В ней  можно обнаружить различные формы  знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного  типа и степени общности и  т.д. Все эти формы могут  быть отнесены к двум основным  уровням организации знания: эмпирическому  и теоретическому. В методологических  исследованиях до середины нашего  столетия преобладал так называемый  «стандартный подход», согласно которому в качестве исходной единицы методологического анализа выбиралась теория и ее взаимоотношение с опытом. Но затем выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации теорий не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия. Выяснилось также, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием теорий и нельзя представить проверку теории фактами, не учитывая предшествующего влияния теоретических знаний на формирование опытных фактов науки. Но тогда проблема взаимодействия теории с опытом предстает как проблема взаимоотношения с эмпирией системы теорий, образующих научную дисциплину. В этой связи в качестве единицы методологического анализа уже не может быть взята отдельная теория и ее эмпирический базис. Такой единицей выступает научная дисциплина как сложное взаимодействие знаний эмпирического и теоретического уровня, связанная в своем развитии с интердисциплинарным окружением (другими научными дисциплинами). Тогда анализ структуры научного исследования целесообразно начать с такого выяснения особенностей теоретического и эмпирического уровней научной дисциплины, при котором каждый из этих уровней рассматривается в качестве сложной системы, включающей разнообразие типов знания и порождающих их познавательных процедур.

 

 

 

 

 

 

 

Специфика и уровни научного познания.

 

Познание — это специфический  вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и  самого себя в этом мире. «Познание  – это, обусловленный прежде всего  общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование[1].»

 Человек постигает  окружающий его мир, овладевает  им различными способами, среди  которых можно выделить два  основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический —  производство средств к жизни,  труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого  познавательные отношения субъекта  и объекта — лишь одно из  многих других. В свою очередь  процесс познания и получаемые  в нем знания в ходе исторического  развития практики и самого  познания все более дифференцируется  и воплощается в различных  своих формах.

 Каждой форме общественного  сознания: науке, философии, мифологии,  политике, религии и т.д. соответствуют  специфические формы познания. Обычно  выделяют следующие из них:  обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское,  религиозное, личностное, научное.   Последние хотя и связаны, но  не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою  специфику.

Основными  особенностями  научного познания являются:

1. Основная задача научного  знания — обнаружение объективных  законов действительности — природных,  социальных (общественных), законов  самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые  характеристики и их выражение  в системе абстракций. «Сущность  научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий»[2]. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов.

     2. Непосредственная  цель и высшая ценность научного  познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного  познания — объективность, устранение  по возможности субъективистских  моментов во многих случаях  для реализации «чистоты» рассмотрения  своего предмета. Ещё Эйнштейн  писал: «То, что мы называем  наукой, имеет своей исключительной  задачей твердо установить то, что есть»[3]. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания  ориентирована на то, чтобы быть  воплощенной в практике, быть  «руководством к действию» по  изменению окружающей действительности  и управлению реальными процессами. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. «Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека»[4].

     4. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно - космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы.

  5. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмпирический уровень научного познания

 

В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. «Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов»[5].

 Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Эмпирические термины входят в высказывания, истинность которых может быть проверена в эксперименте.

Важнейшая особенность научного исследования — взаимонагруженность  эмпирических и теоретических данных. В принципе невозможно абсолютным образом разделить эмпирические и теоретические факты.

Рассмотрим основные способы  эмпирического исследования.

Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Латинское слово "экспериментум" буквально означает пробу, опыт. Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации. Постановке эксперимента предшествует соответствующая подготовительная работа. Разрабатывается программа эксперимента; если нужно, то изготавливаются специальные приборы, измерительная аппаратура; уточняется теория, которая выступает в качестве необходимого инструментария эксперимента.

Составляющими эксперимента являются: экспериментатор; изучаемое  явление; приборы. В случае приборов речь идет не о технических устройствах  типа компьютеров, микро- и телескопов, призванных усилить чувственные и рациональные возможности человека, а о приборах-детекторах, приборах-посредниках, фиксирующих данные эксперимента, испытывающих непосредственное влияние изучаемых явлений. В современных условиях эксперимент чаще всего проводится группой исследователей, которые действуют согласованно, соизмеряя свои усилия и способности.

Изучаемое явление поставлено в эксперименте в условия, когда оно реагирует на приборы-детекторы (если специальный прибор-детектор отсутствует, то в качестве такового выступают органы чувств самого экспериментатора: его глаза, уши, пальцы). Эта реакция зависит от состояния и характеристик прибора. В силу этого обстоятельства экспериментатор не может получить сведения об изучаемом явлении как таковом, т.е. в изоляции от всех других процессов и объектов. Таким образом, средства наблюдения участвуют в формировании экспериментальных данных. В физике этот феномен вплоть до экспериментов в области квантовой физики оставался неизвестным, и его обнаружение в 20-х—30-х годах было сенсацией. Длительное время разъяснение Н. Бора о том, что средства наблюдения влияют на результаты эксперимента, принималось в штыки. Оппоненты Бора считали, что эксперимент можно очистить от возмущающего влияния прибора, но это оказалось невозможным. Задача исследователя состоит не в том, чтобы представить объект как таковой, а в том, чтобы объяснить его поведение во всевозможных ситуациях.

Среди методов эмпирического  познания часто называют наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Имеется в виду не наблюдение как этап любого эксперимента, а наблюдение как особый, целостный способ изучения явлений, наблюдение астрономических, биологических, социальных и других процессов. Различие между экспериментированием и наблюдением в основном сводится к одному пункту: в эксперименте его условиями управляют, а в наблюдении процессы предоставлены естественному ходу событий. С теоретических позиций структура эксперимента и наблюдения одна и та же: изучаемое явление — прибор — экспериментатор (или наблюдатель). Поэтому осмысление наблюдения мало чем отличается от осмысления эксперимента. Наблюдение вполне можно считать своеобразным случаем эксперимента.

Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое моделирование. Иногда экспериментируют не над оригиналом, а над его моделью, т.е. над другой сущностью, похожей на оригинал. Модель может иметь физическую, математическую или какую-то иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность транслировать получаемые сведения на оригинал. Гидростроители, прежде чем возвести плотину через бурную реку, проведут модельный эксперимент в стенах родного института. Что касается математического моделирования, то оно позволяет относительно быстро "проиграть" различные варианты развития изучаемых процессов. Математическое моделирование — метод, находящийся на стыке эмпирического и теоретического. То же самое относится и к так называемым мысленным экспериментам, когда рассматриваются возможные ситуации и их последствия.

Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия, но имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического приема, как аналогия (см. далее), и служит исходным пунктом сравнительно-исторического метода. Его суть — выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов, фаз) развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

Описание —  познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).

Информация о работе Уровни научного познания