Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 02:02, курсовая работа
Искусство тоже превращается в предмет потребления. Прагматическое заменяет эстетическое, включая торговые отношения. Предмет искусства рассматривается как товар. Когда потребление материальных благ становится культом, а соответствующая система ценностей приобретает массовый характер, меняется и эстетика. Отсюда проистекает эстетика, которая обслуживает самые заинтересованные стороны общества потребления.
Введение……………………………………………………………………...……2
Глава 1. Общество потребления
1.1. Дж. Гэлбрейт: цели производителей как цели общества (Гэлбрейт «Эра изобилия» и «Новый социальный порядок»)……………..…….4
1.2. Ж. Бодрийяр: сущность «общества потребления»……………......7
Глава 2. Эстетика общества потребления
2.1. Противопоставление модерна и постмодерна……………………13
2.2. Постмодернизм как новая форма культуры…………………..…..17
2.3. Эстетика потребления……………………………………………...21
2.4. Влияние идей Жана Бодрийяра на современное искусство……..28
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Литература…………………………………………………………………..…...32
Можно выделить несколько основных характеристик постсовременности. В первую очередь, децентрализацию и фрагментарность (как следствия борьбы с централизованностью, тотальностью и насилием традиционной культуры Разума как оборотной стороны мифологической системы). «Рассеянность и спутанность ценностей приводит к нарушению иерархической организации культуры, равноправному сосуществованию «высокого» и «низкого», элитарного и массового, к превращению иронии в средство саморазрушения культуры».18
Наряду с иллюзией потребления можно отметить схожесть социальной, духовной и политической сфер с игровыми процессами. Действия их представителей похожи на театральное представление, а не на реальную жизнь.19 (а что такое реальная жизнь??)
Цинизм общества потребления заставляет человека искать (или не заставляет) новые формы духовной жизни. Отсюда возвращение интереса к духовности и расцвет сект, оккультизма, эзотерики, сайентологии, восточных практик и т.п. Ранее все это было за пределами культуры.
Отсутствие определенности, завершенности, герметичности в процессе разрешения культурных проблем. Сфера культуры теперь представляет собой мозайку из цитат, традиций и заимствований из различных эпох. Все это дает ощущение бесконечной трансформации и отсутствия цели.
Культурология же представляет постмодернизм как возможность определения нового культурного этапа. Американский литературный критик, социолог и сторонник марксизма Фредерик Джеймисон считает его появление необходимым для культурного самоопределения новейших социально-экономических явлений, таких как общество потребления, сфера ИТ (???), игровая политика, медиа-пространство.20
Таким образом, и идея абсолютной новизны постмодернизма, и мнение о том, что всего лишь модификация модернизма имеют своих сторонников (эта тема даже не упоминалась вами до этого якобы подытоживающего вывода). Первые разделяют эти эпохи, указывая на принципиальную направленность постмодернизма на массовую культуру. Вторые говорят о провале модернизма или, наоборот, о его утверждении в постмодернизме.
2.3. Эстетика общества потребления
Основной характеристикой новой эстетики является служение сфере потребления и уклон в прагматизм. Произведения искусства становятся предметами потребления, приобретают материально-денежный эквивалент. Искусство становится участником экономической деятельности
Показательным примером изменений в эстетическом мироощущении является восприятие упаковки товара. Ее защитная функция отходит на второй план. Основной целью упаковки становится привлечение покупателей. Она должна быть яркой, красивой, повышающей престиж ее обладателя. При этом содержание не так уж важно. Таким образом происходит замещение ценностей: функциональность вещи уступает самому факту обладания ею.
Потребительская эстетика фактически становится прикладной, ремесленной областью деятельности человека. С помощью нее эстетические категории применяются как средства, способствующие рыночному спросу. Традиционная эстетика, ведущая истоки от античных времен, здесь не работает. Ее категории абстрактны и отделены от конкретных предметов (скорее эстетика оболочки абстрактна, для нее нет предмета, она не референциальна). И эстетика постмодерна, как и сама эпоха, начинает симулировать эти категории, то есть производить «симулякры». К таким псевдокатегориям можно отнести гламур или эротизм. Они внешне привлекательны и симулируют что-то значимое, однако на деле оказываются пустышкой, яркой оболочкой без содержания. Их задача чисто прагматическая – заставить людей бездумно покупать бесконечно производимые товары, создать ажиотаж вокруг них. Однако эти категории долго не задерживаются и быстро становятся устаревшими, так как для рынка выгодна постоянная смена модных тенденций.21 (это цитата?)
Сегодня герменевтика (скорее речь идет о семиотике и тогда не нужно использовать «также») также занимается анализом товаропотребления. Очевидно, что, если представить покупку товара в виде текста, псевдокатегории сыграют важнейшую роль в его формировании. Они определяют мотивацию покупателя и создают такую символическую среду, которая всячески подталкивает его к приобретению продукта. Это является прекрасным контекстом для реализации товаров. Контекст сильно сказывается на понимании знаков и частей текста, что дает почву для появления своеобразной семантики потребления.
Престиж вызывает уважение, а также является символом высокого социального положения. На это понятие проецируют все свойства богатства. Однако в силу частого и, порой, беспричинного, необдуманного применения оно начинает притираться. Наиболее схожим по смыслу из возможных замен является понятие солидности. Солидность также ассоциируется с достатком. При слове «солидный» мы представляем взрослого, упитанного человека, дорого, но не броско одетого, который много работает и занимает высокий пост в какой-нибудь крупной корпорации.
Солидность также является псевдокатегорией (а что не является псевдокатегорией?). И в рамках общества потребления оценивается как засуженное высокомерие и возможность обладания престижными товарами, повышающими имидж. Человек, который хочет называться солидным, должен окружать себя только такими вещами, иначе его солидность вызывает сомнение.
???
Эстетика общества потребления выделяет важную роль эротизму. Здесь значителен психологический аспект – человек бессознательно и осознанно хочет быть привлекательным и эротичным. Однако прямая подача сексуальности еще не допустима (??? Во-первых, она всяческим образом себя выпячивает без стеснения, но, во-вторых, прямой подачи сексуальности все-таки не может быть, так как сексуальность также сформирована как и все остальное). Поэтому эротическое всячески маскируется и скрывается, подается через, хоть и откровенные, но намеки в контексте, а не прямым текстом. Мадиапространство заигрывает с обществом, изъясняясь метафорично и аллегорично. Оно манипулирует человеком, наделяя свой текст скрытым эротическим смыслом и внушая ему желание быть причастным, мифологизируя эротизм. «Настоящее воздействие, которое мы испытываем вследствие рекламного эротического механизма, не заключает в себе ни «глубинного» убеждения, ни бессознательного внушения; это, напротив, (пробел) цензура глубинного смысла, цензура символической функции, фантазматического выражения в связном синтаксисе, короче, цензура живой эманации сексуальных значений. Все это зачеркнуто, процензурировано, уничтожено в игре закодированных сексуальных знаков, в смутной очевидности повсюду разлитой сексуальности, где неуловимая деструктурация синтаксиса оставляет место только для невосприимчивой и тавтологической манипуляции. Именно в силу этого систематического терроризма, который действует на самом уровне значения, всякая сексуальность лишается своей субстанции и становится материалом потребления».22 Таким образом, в контексте постмодернизма тело предстает в качестве товара.
Эстетика постмодернизма представляет привлекательность характеристик предмета (стиль), вызывающих у покупателя желание его приобрести. В это понятие также входит соответствующая упаковка, притягивающая внимание, и броская реклама. Более того, привлекательность присуща любому предмету, повышающему имидж его обладателя. И наоборот, обладание привлекательной вещью становится знаком высокого статуса.
Здесь очень важно упомянуть так называемый гламур. Дать определение этой псевдокатегории довольно сложно, однако она прекрасно иллюстрирует эстетику общества потребления. «Само слово "гламур" заимствовано из английского языка, в котором его значение на протяжении нескольких веков претерпело существенные изменения: в начале оно относилось, вероятно, к магическо-оккультному дискурсу, но позднее стало обозначать предметы роскоши, позволяющие их владельцу привлекательно выглядеть. В современных условиях данное слово используется как для обозначения различных дорогих, стильных и в большинстве случаев - бесполезных аксессуаров легкой и приятной жизни, так и для соответствующего образа жизни. Очевидно, что значение слова не только изменилось, но обрело негативный оттенок. "Классический" гламур никогда бы не допустил использования дешевых стекляшек вместо драгоценностей, дешевых туфель, джинсов или очков, купленных на распродаже, - для гламура наших дней, все более становящегося пародийным, такая вещь совершенно нормальна. Строго говоря, гламур является одним из многочисленных симулякров общества потребления».23
Эстетика потеряла свою экзистенциальную значимость и трансформировалась в абсолютное эстетство. Так как искусство стало участником товарных отношений, оно мало отличимо от ремесла. Если предмет искусства – товар, то он не уступает, например, дорогому автомобилю. И чем больше этот автомобиль стоит, тем выше его шанс заменить искусство.
Американский социолог XX века Торстейн Б. Веблен говорил о приобретении богатством статуса эстетической ценности. Чем больше ты имеешь средств на покупку престижных вещей, тем выше твой имидж. Чем выше твой имидж, тем ценнее становится способность приобретать красивые и бесполезные товары. Эта способность эстетизируется.
Важной чертой общества потребления стало искусство, направленное на массы. Оно оформилось в конце XIX века, во время бурного развития капиталистической системы. Массовое искусство полностью направлено на потребителя, не заинтересованного в сложном и глубоком проникновении. Оно должно скорее развлекать, нежели развивать или удовлетворять эстетические потребности. Яркий пример массового искусства в литературе – это детективный жанр.
Активное распространение массового искусства связано, в первую очередь, с появлением сферы информационных технологий. Беспрепятственная передача информации с помощью радио, телевидения, а позже и интернета помогло в тысячи раз расширить аудиторию этой упрощенной модификации искусства. В рамках другой, неинформационной эпохи это было бы невозможно.
Понятие «массовое искусство» сравнивают с понятием «поп-культура», иногда ставя между ними знак равенства. Из различий можно выделить большую независимость поп-культуры от рыночных законов, ее пропагандистский характер и оформленную систему ценностей. Но это разделение схематично и теоретизированно. На деле эти термины часто заменяют друг друга.
Массовость привносит в искусство стандартизацию и растиражированность, полностью удовлетворяя, а иногда умышленно снижая общественный спрос. Эксклюзив становится практически недоступным и дорогостоящим.
Немецкий философ, теоретик культуры и эстетик Вальтер Беньямин сформулировал серьезную тему для размышлений: возможно ли дальнейшее существование искусства в таком обществе, где его любое произведение можно продублировать множество раз и сделать массовым?
И действительно, ценность произведения во многом основывается на его эксклюзивности и уникальности. Однако массовая и поп-культура создает различные возможности для быстрого создания недорогих копий в огромном количестве. В настоящее время деятели искусства пытаются обуздать эту массовую силу копирования. Например, многие современные художники, сами же продают копии своих картин в виде постеров по цене более низкой, чем оригинал. Возможно, распространение новых форм визуального искусства, таких как перформанс или инсталляция, также являются попыткой уйти от тиражирования, так как эти художественные действия довольно сложные для повторного воспроизведения.
С другой стороны, у авторов есть мотивация для включения в процесс тиражирования, так это приносит им доход. Поэтому они все чаще сами ищут коммерческие заказы и создают произведения «на потребу». Причем, чем больше гонорар, тем на большие уступки они готовы пойти. Но произведение искусства (здесь его можно называть продуктом) становится менее качественным, так как помимо четких условий заказчика, его неразборчивости, их ограничивают еще и сроки создания продукта. Если такой продукт обретает успех в массах, увеличивается возможность создания серии на данную тематику. Такое часто можно наблюдать в литературе и кинематографе, как по отдельности, так и в тандеме, когда, к примеру, выходит три книги, а затем экранизируются в трилогии. Как правило, качество таких «продолжений» с каждым разом падает.
Одна из составных частей эстетики общества потребления – китч. Это составление в одну пеструю мозаику самых популярных элементов разных культур, эпох, течений и тенденций. Вариантов китча может быть огромное множество в силу игнорирования основных эстетических законов.
Также информационное общество повлияло на появление новых жанров. К ним можно отнести, например, радиопьесу или телевизионный спектакль. Более того, возникновение виртуальной реальности породило компьютерные игры, которые также можно отнести к жанру массового искусства и уж тем более, выделить свои эстетические законы.24 (непонятно, цитата это или нет..)
Современная эстетика – производная общества, за которой следуют различные неблагоприятные последствия. Самые очевидные – это порча вкуса, неразборчивость потребителя, уменьшение качества художественных объектов и в массе – утрата способности критически мыслить и вникать в текст. Интернет способствует стиранию границ между жизнью и виртуальной реальностью, что приводит к деформации сознания. Межличностные отношения определяются имиджем и престижем потребляемых товаров.
Своего рода ответом на массовое искусство стал поп-арт, который обрел силу благодаря Энди Уорхолу. Его цель – тонкая, скрытая пародия на массовое искусство, его высмеивание. Уорхол нарочито преувеличивал эстетические ценности массовой культуры и доводил их до абсурда. Например, копирование одного изображения и составление из этих копий коллажей. Но вскоре ирония поп-арта рассеялась, и он влился в массовое искусство, над которым изначально издевался.
Такая ситуация наводит многих мыслителей на идею конца искусства. И активное развитие эстетики потребления дает весомые аргументы в пользу этих опасений. Ваши выводы…
2.3. Влияние идей Жана Бодрийяра на современное искусство
Постмодерн проник во все сферы жизни человека, особенно сильно отразившись на социальной и культурной. Трансформируется традиционная европейская система понимания культуры. «Условным становится различения «старого и нового», возрождается образ циклического течения исторического времени – «вечного возвращения того же самого» (Ф. Ницше), а культурное творчество становится бесконечным «цитированием». Во французском языке есть глагольное время, которое называется future anterieur (предшествующее будущее), так вот, по Лиотару, постсовременность – это и есть такое парадоксальное будущее. Еще один штрих к портрету постмодерна – тезис об «исчезновении реальности», замене её системой «симулякров».25
Бодрийяр стал не просто важной фигурой в своей сфере науки, он достиг мировой известности и повлиял на развитие многих идей и концепций. В своих работах и публичных лекциях он проблемные темы для общества, которые касаются всех. Это сделало его крайне популярным.