Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 02:02, курсовая работа
Искусство тоже превращается в предмет потребления. Прагматическое заменяет эстетическое, включая торговые отношения. Предмет искусства рассматривается как товар. Когда потребление материальных благ становится культом, а соответствующая система ценностей приобретает массовый характер, меняется и эстетика. Отсюда проистекает эстетика, которая обслуживает самые заинтересованные стороны общества потребления.
Введение……………………………………………………………………...……2
Глава 1. Общество потребления
1.1. Дж. Гэлбрейт: цели производителей как цели общества (Гэлбрейт «Эра изобилия» и «Новый социальный порядок»)……………..…….4
1.2. Ж. Бодрийяр: сущность «общества потребления»……………......7
Глава 2. Эстетика общества потребления
2.1. Противопоставление модерна и постмодерна……………………13
2.2. Постмодернизм как новая форма культуры…………………..…..17
2.3. Эстетика потребления……………………………………………...21
2.4. Влияние идей Жана Бодрийяра на современное искусство……..28
Заключение…………………………………………………………………...…..30
Литература…………………………………………………………………..…...32
Кино, литература и другие виды искусства продолжают вдохновляться его теорией. Например, трилогия «Матрица», которая пытается доказать, что окружающий нас мир нереален, это всего лишь симуляция. А первый фильм даже содержит сцену, где Нео достает диск, вложенный в книгу Ж.Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Однако сам Бодрийяр утверждал искаженность воспроизведения и понимания его теории авторами фильма. Частично идеи Бодрийяра воплощены во множестве кинофильмов XXI века. Например «Малхоланд драйв» Дэвида Линча, «Шоу Трумана» Питера Уира, «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера (который, в свою очередь снят по мотивам романа Чака Паланика).
Французский писатель и поэт Мишель Уэльбек в своих работах часто отсылает к идеям Бодрийяра, то соглашаясь с ними, то приводя доводы против. Писатель утверждает, что западные категории морали и эстетики за счет их трансформации под влиянием общества потребления утрачивают способность к жизни. Это только обертка, внутренность которой полностью прогнила.
В России также есть писатели, развивающие эти идеи. Например, в постмодернистском романе В. Пелевина «Generation П» описывается появление общества потребления в России 90-х после перестройки. Пустоту и неразбериху, появившуюся как следствие краха коммунизма и разрушения привычной системы ценностей, заполняют комичные, деструктивные симулякры.
(выровнять по ширине) Российский мыслитель и художник Андрей Великанов написал книгу «Симулякр ли я дрожащий или право имею», название которой уже отсылает нас к Бодрийяру. Автор хочет ответить на вопрос: что делать художнику, когда уже не раз было объявлено о смерти искусства? Можно ли творить, не подвергаясь симуляции? Пытаясь найти ответ, он анализирует не только различные области искусства и эстетики, но и биологию, космологию, археологические исследования. Эту же методику изучения разных прилежащих к объекту исследования сфер использовал и Бодрийяр. Художник считает, что понять, сможем ли мы создать новый этап развития искусства или и дальше позволим ему разлагаться, мы должны проникнуть вглубь сложных культурных связей и процессов и постараться произвести синтез чего-то нового.26
Заключение.
Массовый характер потребления влияет на деформацию ценностей современного общества. Вслед за этим меняются и эстетические категории, что приводит к кризису в эстетике. Массовое самосознание отказывается от эстетического выбора, вместе с этим от его уникальности. Понимание искусства трансформируется, превращаясь в объект товаро-денежных отношений. Функциональность культуры в гносеологическом и воспитательном плане уничтожается.
В обществе потребления возникает культ зарабатывания денег. Это побуждает людей много работать, что бы иметь возможность покупать дорогие вещи и повышать свой имидж. Поэтому востребованным становится все, что связано с отдыхом. Поэтому искусство также должно быть легким и носить развлекательный характер. Сложные, объемные произведения воспринимаются как скучные и обременяющие.
В погоне за модой потребители выбирают неудобные, несезонные, очень дорогие вещи, которые им не по карману. Этот феномен активно изучают в социологии и психологии. Частный случай такого отклонения – ониомания, в просторечии – шопоголизм.
Также меняются взаимоотношения между людьми. Они также начинают оцениваться престижностью и количеством товаров, которые они потребляют. Человек, живущий по доходам, может стать изгоем в современном обществе. Даже в том случае, если объективно он живет в достатке и не нуждается в больших расходах. В этих условиях слабые личности могут впадать в депрессию и довести себя до серьезных расстройств.
У массового искусства есть и свои плюсы. Став досуговым, оно заполняет свободное время. А также втягивает всех представителей общества в культурный процесс и приобщает их прекрасному, хоть и низкого качества. Однако это и позволяет забыть о «настоящем» искусстве и способность его воспринимать деградирует.
Конечно, мы не повторим художественных подвигов деятелей Возрождения. Хотя бы из-за того, что они не могли знать о появлении таких имен как Сальвадор Дали, Моне и Малевич. Однако, можно вглядеться в исторический культурный, художественный, социальный и даже научный опыт, скрытый от нас симулякрами. В книге «Симулякр ли я дрожащий или право имею» Андрей Великанов описывает значение этого явления, пользуясь биологической терминологией. Он говорит об эпифетах – это растения, постоянно живущие на других растения, но не являющиеся паразитами. По его мнению, так и выглядит новая культура. «Тонкий симуляционный слой на поверхности реальности, который и есть видимая реальность, точно так же как тропический лес виден как совокупная поверхность эпифитов». То есть, нами создается новая реальность и заявления, что искусство мертво преждевременны.27
Литература
1. Ж. Бодрийяр. Общество потребления – М.: Республика, 2006.
2. Самарская Е.А. Жан Бодрийяр и его вселенная
знаков/ Е.А. Самарская: [сайт]. – URL: http://ec-dejavu.ru/b-2/
3. Ж Бодрийяр. Символический обмен и смерть:
[сайт]. – URL: http://www.gumer.info/
25.04.2014).
4. Н. Б. Маньковская. Эстетика постмодерна. – С.-Пб.: Алетейя, 2000.
5. Ж. Бодрийяр. Эстетика иллюзий, эстетика
утраты иллюзий/ Ж. Бодрийяр: [сайт].
– URL: http://www.arcto.ru/article/
6. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. – М., 1998.
7. Гройс. Б. Комментарии к искусству - М., 2003
8. П. Андерсон. Истоки постмодерна – М.: Территория будущего, 2011.
9. Дж. Гэлбрейт. «Жизнь в наше время: воспоминания», – М., 1986.
10. Gelbraith John K American Capitalism The Concept of Countervailing Power – Boston, 1958.
11. Бодрийяр Ж. "Матрица" - Почему этот фильм восхищает философов [сайт]: - URL: http://jungland.net/node/953 (дата обращения: 10.05.2014).
12. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. - М., 2003
13. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. Философии № 4 – М., 1990.
14. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопр. Философии № 4, - М., 1992.
15. Хайдеггер М. Время картины мира / Хайдеггер М. Время и бытие, – М., 1993.
16. Неклесса А. Конец цивилизации, или зигзаг истории // Знамя № 1, - М., 1998.
17. А. Великанов. Симулякр ли я дрожащий или право имею. – М.: Новое литературное обозрение, 2007.
1 Дж. Гэлбрейт. «Жизнь в наше время: воспоминания», – М., 1986, – С. 380.
2 Gelbraith John K American Capitalism The Concept of Countervailing Power – Boston, 1958 – P. 119-120
3 Самарская Е.А. Жан Бодрийяр и его вселенная
знаков/ Е.А. Самарская: [сайт]. – URL: http://ec-dejavu.ru/b-2/
4 Ж. Бодрийяр. Общество потребления – М.: Республика, 2006, – С. 42
5 Ж. Бодрийяр. Общество потребления – М.: Республика, 2006, – С. 87
6 Ж. Бодрийяр. Общество потребления – М.: Республика, 2006, – С. 51
7
Ж Бодрийяр. Символический обмен и смерть:
[сайт]. – URL: http://www.gumer.info/
8 П. Андерсон. Истоки постмодерна – М.: Территория будущего, 2011, – С. 34
9 Хайдеггер М. Время картины мира / Хайдеггер М. Время и бытие, – М., 1993, - С. 50
10 Хайдеггер М. Время картины мира / Хайдеггер М. Время и бытие, – М., 1993, - С. 49
11 Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. Философии № 4 – М., 1990, – С. 42
12 Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопр. Философии № 4, - М., 1992, – С. 45
13 Неклесса А. Конец цивилизации, или зигзаг истории // Знамя № 1, - М., 1998, - С. 177
14 Неклесса А. Конец цивилизации, или зигзаг истории (Там же…) // Знамя № 1, - М., 1998, - С. 178
15 Н. Б. Маньковская. Эстетика постмодерна. – С.-Пб.: Алетейя, 2000, – С. 132-133
16 П. Андерсон. Истоки постмодерна – М.: Территория будущего, 2011, – С. 97
17Там же… П. Андерсон. Истоки постмодерна – М.: Территория будущего, 2011, – С. 93 - 97
18
Ж. Бодрийяр. Эстетика иллюзий, эстетика
утраты иллюзий/ Ж. Бодрийяр: [сайт]. – URL:
http://www.arcto.ru/article/
19 Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. – М., 1998. – С. 178
20 Jameson F. Postmodernism and Consumer Society / / The Anti-Aesthetics. – Р. 113.
21
Ж. Бодрийяр. Эстетика иллюзий, эстетика
утраты иллюзий/ Ж. Бодрийяр: [сайт]. – URL:
http://www.arcto.ru/article/
22 Ж. Бодрийяр. Общество потребления – М.: Республика, 2006, – С. 105
23
Ж. Бодрийяр. Эстетика иллюзий, эстетика
утраты иллюзий/ Ж. Бодрийяр: [сайт]. – URL:
http://www.arcto.ru/article/
24 Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. - М., 2003, - С. 97
25
Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция [сайт]:
- URL: http://www.gumer.info/
26 А. Великанов. Симулякр ли я дрожащий или право имею. – М.: Новое литературное обозрение, 2007, - С. 23 – 67.
27 А. Великанов. Симулякр ли я дрожащий или право имею. – М.: Новое литературное обозрение, 2007, - С. 23 – 67.