Восточная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Первые философские учения возникли на Востоке. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии. Именно в этих странах в 6-5 вв. до н.э. возникли древнейшие философские системы. Восточная философия представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии.

Содержание работы

Введение 2
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии. 3
2.Основные школы и направления древнекитайской философии 7
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия 9
Заключение 1
Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

кр философия.docx

— 36.83 Кб (Скачать файл)

Небо для Конфуция – высшая духовная определяющая власть и сила. Поэтому  «кто провинился перед Небом, тому будет  некому молиться».

Конфуций рассматривает Небо прежде всего в связи с человеком. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение, поэтому главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы). Сам человек рассматривается им в качестве человека-функции, подчиненного обществу.

В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у  Конфуция находится религиозный  ритуал.

Даосизм.В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в понимании неба и природы развивали представители даосизма. Само небо в книге “Дао цэ цзин” рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао.

“Функция  неба” - это естественный процесс  возникновения и развития вещей, в ходе которого рождается человек. Человека Сюнь-цзы рассматривает  как составную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства  и душу человека называет “небесными”, то есть естественными. Человек и  его душа являются результатом естественного  развития природы.

В самой резкой форме высказывается философ  против лиц, восхваляющих небо и ждущих от него милостей. Ни какого влияния  на судьбу человека небо оказать не может. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей своим трудом стремится покорить природу воле человека.

Так шло становление  взглядов древнекитайских философов  о природе, происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложной борьбе элементов естественно  научных, материалистических идей с  мистическими и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей, их крайне слабое естественнонаучное обоснование  объясняется прежде всего низким уровнем производительных сил, а  также неразвитостью социальных отношений.

Школа моистов получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395 до н.э.). Эта школа была похожа на строгую военизированную организацию, ее члены неукоснительно соблюдали приказы главы.Названия глав трактата «Мо-цзы» отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии моизма – это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Мо-цзы утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой. Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства.

Легизм– это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Легизм представлен такими философами, как Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй (наиболее видный представитель).

Легисты утверждали, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы  правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания, которому принадлежит главная роль. Концепция государства, созданная  легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов.

3.Объясните,  в противоречиях между какими  школами и направлениями развивалась  Восточная философия.

 

Противоречия  в индийской философии. Философия  ведийского периода предполагала собой  единство бытия отдельного человека с всеобщей сущностью мира. Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее  человека-результат тех дел и  поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Важнейшая  задача - нравственное совершенствование.

В свою очередь школы джайнизма  и буддизма также заостряют свое внимание на бытие личности, принципах  поведения. Поддерживают точку зрения, что душа находится в бесконечной цепи перерождений.

Противоположной им школой является чарвака. Чарвака отрицает концепции  философии ведийского периода. Считают, что смерть-конец всему, никакого иного мира существовать не может, и  следовательно, религия является заблуждением.

Похожую ситуацию мы может наблюдать и в формировании китайской философии. Конфуцианство  как важнейшее направление повлияло на развитие таких религий как  моизм и легизм. Конфуцианство  в центр внимания принимает человека, его умственное и нравственное развитие и поведение. Основатель школы моистов  Мо-цзы, в ранние годы был последователем Конфуция, но затем основал противоположное  конфуцианству направление –  моизм. Согласно учению Мо-цзы, всеобщая любовь и человечность должны быть обязательными для всех людей  и все должны заботиться о взаимных выгодах. Он утверждает единство человеколюбия  и долга с проносимой ими выгодой  и тем самым расходится с конфуцианцами.

Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя обе школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство  исходило из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении  порядка в стране и принципов  управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью.

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

В проделанной  работе я рассмотрела главные  особенности древнекитайской и  древнеиндийской философии. Изучив подробно школы и направления  Восточной философии можно сделать  вывод:

Восток более  религиозен и традиционен, нежели Запад, причем не только вследствие меньшей  развитости, но также и потому, что  национально-религиозная традиция для него - защитный панцирь, позволяющий  сохранить свое национальное «я», свое этническое лицо, свои нравы и обычаи.

Китайская философия  древности направлена на решение  проблем житейской мудрости, имеет  установку на естественный ход вещей, недеяние. Философия Китая редко прибегала к естественнонаучному материалу, Исключением была школа моистов. Философия политики – вот что интересовало мыслителей Китая на протяжении веков.

Индийская философия выросла из ведической литературы.

Ведическая  литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники  датируются приблизительно серединой  второго тысячелетия до нашей  эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются «Упанишады», в которых  впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В «Упанишадах» мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась  вся индийская философия. Он состоит  в следующем.

Таким образом, древнеиндийская философия направлена не на изменение внешних условий  существования, а на самосовершенствование. Другими словами, она носит не экстравертивный, а интровертивный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т.
  2. Философия: учебник/Э.В.Островский – М.:Вузовский учебник: ИНФРА-М,2012.
  3. Философия: В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, -М, Юнити 2001
  4. Фролов И. и др. Введение в философию
  5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 2007 г.
  6. http://www.gumer.info- библиотека Гумер
  7. http://www.greatphilosophy.ru
  8. http://dic.academic.ru

 


Информация о работе Восточная философия