Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:46, контрольная работа
Первые философские учения возникли на Востоке. Наиболее общепринятым является включение в данное понятие философских традиций древних Китая и Индии. Именно в этих странах в 6-5 вв. до н.э. возникли древнейшие философские системы. Восточная философия представляет собой крупный и своеобразный пласт мировой философии.
Введение 2
1.Основные направления и школы древнеиндийской философии. 3
2.Основные школы и направления древнекитайской философии 7
3.Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия 9
Заключение 1
Список используемой литературы 11
Небо для Конфуция – высшая духовная определяющая власть и сила. Поэтому «кто провинился перед Небом, тому будет некому молиться».
Конфуций рассматривает Небо прежде всего в связи с человеком. В центре его учения – человек, его умственное и нравственное развитие и поведение, поэтому главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы). Сам человек рассматривается им в качестве человека-функции, подчиненного обществу.
В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал.
Даосизм.В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в понимании неба и природы развивали представители даосизма. Само небо в книге “Дао цэ цзин” рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао.
“Функция неба” - это естественный процесс возникновения и развития вещей, в ходе которого рождается человек. Человека Сюнь-цзы рассматривает как составную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства и душу человека называет “небесными”, то есть естественными. Человек и его душа являются результатом естественного развития природы.
В самой резкой форме высказывается философ против лиц, восхваляющих небо и ждущих от него милостей. Ни какого влияния на судьбу человека небо оказать не может. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей своим трудом стремится покорить природу воле человека.
Так шло становление взглядов древнекитайских философов о природе, происхождение мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложной борьбе элементов естественно научных, материалистических идей с мистическими и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей, их крайне слабое естественнонаучное обоснование объясняется прежде всего низким уровнем производительных сил, а также неразвитостью социальных отношений.
Школа моистов получила свое название по имени ее основателя Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395 до н.э.). Эта школа была похожа на строгую военизированную организацию, ее члены неукоснительно соблюдали приказы главы.Названия глав трактата «Мо-цзы» отражают основные положения концепции философа: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «об экономии в расходах», «отрицание музыки и увеселений», «отрицание воли Неба» и т.д. Основные идеи философии моизма – это всеобщая любовь, долг, преуспеваемость и взаимная польза (выгода). Мо-цзы утверждает единство человеколюбия и долга с приносимой ими выгодой. Главное внимание Мо-цзы уделял социальной этике, которая посредством строгой организации связывается у него с деспотической властью главы государства.
Легизм– это учение школы законников, в котором раскрывается этико-политическая концепция об управлении человеком, обществом и государством. Легизм представлен такими философами, как Шан Ян, Шэнь Бухай, Шэнь Дао, Хань Фэй (наиболее видный представитель).
Легисты утверждали, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания, которому принадлежит главная роль. Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов.
3.Объясните,
в противоречиях между какими
школами и направлениями
Противоречия в индийской философии. Философия ведийского периода предполагала собой единство бытия отдельного человека с всеобщей сущностью мира. Человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее человека-результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. Важнейшая задача - нравственное совершенствование.
В свою очередь школы джайнизма и буддизма также заостряют свое внимание на бытие личности, принципах поведения. Поддерживают точку зрения, что душа находится в бесконечной цепи перерождений.
Противоположной им школой является чарвака. Чарвака отрицает концепции философии ведийского периода. Считают, что смерть-конец всему, никакого иного мира существовать не может, и следовательно, религия является заблуждением.
Похожую ситуацию
мы может наблюдать и в
Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя обе школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов, утверждая, что политика несовместима с моралью.
Заключение
В проделанной
работе я рассмотрела главные
особенности древнекитайской и
древнеиндийской философии. Изучив
подробно школы и направления
Восточной философии можно
Восток более
религиозен и традиционен, нежели Запад,
причем не только вследствие меньшей
развитости, но также и потому, что
национально-религиозная
Китайская философия древности направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние. Философия Китая редко прибегала к естественнонаучному материалу, Исключением была школа моистов. Философия политики – вот что интересовало мыслителей Китая на протяжении веков.
Индийская философия выросла из ведической литературы.
Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются «Упанишады», в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед. В «Упанишадах» мы находим сюжет, на котором впоследствии строилась вся индийская философия. Он состоит в следующем.
Таким образом,
древнеиндийская философия
Используемая литература