Восточная философия. Даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 09:11, доклад

Описание работы

Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 30.21 Кб (Скачать файл)

Восточная философия.

Введение 
Философия в собственном смысле возникла в VI в. до н.э. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции происходит переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению. 
 
Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой. 
 
В отличие от мифа философия основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Хотя на первых порах она еще очень тесно связана с мифом, поскольку сама философия зарождается в лоне мифологии, и ее образы и язык во многом почерпнуты из мифологии. Мифология не вытесняется философией, она всегда соседствует с философией. 
 
Переход от мифа к философии подготовили следующие факторы социального, экономического и духовного характера: 
 
· переход от бронзы к железу; 
 
· развитие аграрного и промышленного производства; 
 
· разложение первобытнообщинного строя и возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; 
 
· постепенное накопление элементов научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. 
 
Эти, общие для всего Древнего мира предпосылки, дали импульс различным направлениям восточной философии. 
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии 
Философия ведийского периода 
 
Брахманизм - это учение брахманов (священников, жрецов), он основывался на Ведах, которые считаются священными книгами, божественным откровением наподобие Библии. Подлинными знатоками и толкователями Вед и считались брахманы. 
 
Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника). Далее следуют: 
 
·         Брахманы (ритуальные тексты) - комментарии к текстам Вед; 
 
·         Араньяки - «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях. 
 
Заключительная часть Вед - упанишады От санскр. upa - рядом и sad - сидеть с учителем. - содержит трактаты религиозно-философского характера, и именно они имеют для философии первостепенное значение. 
 
В упанишадах развивается тематика Вед: 
 
·         идея единства всего сущего, 
 
·         космологическая тематика, 
 
·         поиск причинно-следственных связей и т.д. 
 
В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде всего, нравственному совершенствованию. 
 
В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает Брахман - универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир. Брахман тождествен и вместе с тем противопоставляется Атману - индивидуальной душе, субъективному духовному началу, «Я».\ 
 
С этим связано и учение о Сансаре (круговороте жизни) и Карме (законе воздаяния) в упанишадах. В учении о Сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Будущее человека - результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то, чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей Варны (сословия). 
 
Поэтому важнейшая задача человека (и главная категория упанишад) - освобождение (Мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой. Таким образом, в философии упанишад каждый человек - «кузнец» своего счастья, вся его судьба зависит от собственного поведения. 
 
Философия эпического периода 
 
В это время эпические поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» служат средством выражения героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике. Интуиция уступает место исследованию, религия - философии. 
 
Неортодоксальные школы в Древней и Средневековой Индии 
 
Чарвака - это материалистическое учение, которое отрицает концепцию Брахмана, Атмана, Сансары и Кармы. Основа всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Материя может мыслить. Смерть - конец всему. 
 
Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания, основа которой - чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что воспринимается чувствами. 
 
В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение - гедонизм. Эта теория утверждает эгоизм и проповедует земные человеческие желания, отрицая нравственные ценности. 
 
В центре джайнизма находится бытие личности. С точки зрения джайнизма, сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива), связующее звено между ними - Карма. Карма понимается здесь как тонкая материя, которая соединяет грубую материю с душой и тем самым создает личность. 
 
Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Джайнизм признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета. 
 
Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. 
 
Правильная жизнь человека связывается с аскетическим поведением, которое ведет к освобождению души от Сансары. 
 
Основатель буддизма Гаутама (Будда) после многих лет аскезы пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности. 
 
Характерная особенность этого учения - его этико-практическая направленность, а центральный вопрос - бытие личности. В основе буддизма - «четыре благородные истины»: 
 
·         существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием; 
 
·         существует причина страдания, которой является жажда (стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению; 
 
·         существует освобождение от страдания; 
 
·         существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. 
 
Важнейшая концепция буддизма - концепция терпимости (толерантности) и относительности, согласно которой дело заключается в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности. В буддизме устанавливается практика медитации - углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Ее цель - просветление, или состояние нирваны. 
 
В системе буддизма определяющим является принцип абсолютной автономии личности, ее независимости от среды. Все связи человека с реальным миром, в том числе и социальным, буддизм рассматривает как отрицательные и вредные для человека. 
 
Таким образом, философия буддизма, как и джайнизма, носит эгоцентрический и интровертивный характер. 
 
Ортодоксальные школы в индийской философии 
 
Философское учение «Бхагавадгиты» опирается на авторитет Вед. «Бхагавадгита» в переводе означает песнь бога Кришны, она составляет часть шестой книги «Махабхараты» и часто называется просто «Гита». 
 
Согласно «Гите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью - пракрити. Первичное, вечное и неизменное бытие - это высший Брахман. 
 
Бхагавадгита» обращает внимание на нравственные проблемы и отличается эмоциональным характером. Для обретения внутренней нравственной свободы индивиду необходимо отрешиться от внешних, чувственных притязаний и соблазнов. В связи с этим в книге развивается учение о йоге - комплексе приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия. 
 
«Гита» положила начало новому направлению религиозной мысли - индуизму. 
 
Философские системы индуизма 
 
Веданта (завершение Вед) признает Брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Выход из сансары заключается в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является Брахман. Главный путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Знание освобождает душу. 
 
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение, что ведет к прекращению перерождений. 
 
Санкхья (число, перечисление) выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрити). Здесь признается и существование абсолютной души (пуруши), благодаря которой и существуют вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные, так и духовные. 
 
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) направлена на практическое психологическое обучение. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности. 
 
Вайшешика содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей мир состоим из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом Кармы. 
 
Ньяя (логика, правило) - это учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания. 
2. Основные школы и направления древнекитайской философии 
Китайская философия зародилась в XVIII-XII вв. до н.э. Она уходит своими корнями в мифологическое мышление. Затем, когда получило распространение религиозное мировоззрение, начало развиваться и философское мышление. Складываются представления о темном и светлом началах. Постепенно эти представления начинают наполняться более глубоким смыслом и широким содержанием. 
 
Свое развитие философское мышление этой страны получило в учении о пяти стихиях. Оно изложено в «Книге истории», написанной в начале I тыс. до н.э. Согласно этому учению, весь материальный мир состоит в конечном счете из пяти стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли. Это материалистическое учение развивалось и в дальнейшем. 
 
Сторонники учения об Инь и Ян (натурфилософы) развивали учение о противоположных началах (мужское и женское, темное и светлое, восход и заход), представление о которых получило развитие в «И цзине» - «Книге перемен». 
 
Ян - это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь - женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет скорее о диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи. 
 
Найти гармонию, согласие между этими началами - одна из задач тогдашней философии. 
 
Одна из основных задач человека - понять свое место в мире, «соединить свою силу с небом и землей». 
 
Конфуцианство (школа служилых людей) - одно из наиболее важных направлений развития китайской философии. Основатель этого направления - Конфуций (551-479 до н.э.). Главный источник его учения - книга «Лунь юй» («Беседы и суждения») - высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями. 
 
Небо для Конфуция - высшая духовная определяющая власть и сила. Поэтому «кто провинился перед Небом, тому будет некому молиться»Конфуций. 
 
Конфуций рассматривает Небо прежде всего в связи с человеком. В центре его учения - человек, его умственное и нравственное развитие и поведение, поэтому главное внимание Конфуций уделяет вопросам воспитания идеального человека (цзюнь-цзы). Сам человек рассматривается им в качестве человека-функции, подчиненного обществу. 
 
В основе всех общественных и нравственных норм поведения и воспитания у Конфуция находится религиозный ритуал. 
 
1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Философская мысль человечества зарождается в эпоху, когда первые классовые общества и государства  приходят на смену родовым (племенным) отношениям. Наиболее древней в этом плане является философия, возникшая  в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Египте, Вавилоне. Этот процесс  не был однороден. Так, в Древнем  Египте и Древнем Вавилоне не сложилось  философских школ. Ранее же всего  философские традиции и школы  утвердили себя в Древней Индии. Их появление относят ко II - началу I тысячелетия до нашей эры.

С точки зрения современного человека это древнейшее классовое  общество отличается крайней замедленностью своего исторического развития. Отдельные  традиции сохранялись тысячелетиями. Этому способствовала внутренняя устойчивость сельской общины, где земледелие (обычно ирригационное) было соединено с  ремеслом. Отношения обмена были развиты  слабо. О примитивности социальной структуры древнеиндийского общества свидетельствует система каст - замкнутых  социальных образований, объединяющих людей строго определенных профессий  и исключавших переход из одной  касты в другую. Самой влиятельной  и распространенной формой идеологической жизни древних обществ этого периода была религиозно-мифологическая. Она нашла свое отражение в первом литературном памятнике древних индийцев - «Ведах».

 

1.1 Ведический период

 

«Веды» в переводе с санскрита означает «знание». Но это не есть знание в современном понимании. «Веды» состоят из гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний и т. п. «Веды» положили собою начало философской традиции в Древней Индии, причем эта традиция выросла из комментирования текстов «Вед». «Веды» используют образно-символическую форму толкования мира, они же предлагают различного рода рекомендации к правильному в нем существованию. «Веды» имеют четыре части. Самая ранняя из них «Ригведа» (собрание религиозных гимнов); далее «Брахманы» (сборник ритуальных текстов); «Араньяки» (правила поведения для отшельников); «Упанишады» (часть, в которой как раз и формируются начальные элементы философского сознания). Лишь малая часть «Вед» может быть уяснена в ключе рассудочного понимания.

Отличительной чертой индийской  философской мысли является весьма малая выраженность индивидуального  творческого начала: сведения о древнеиндийских  философах почти полностью отсутствуют. Достоверность небольшого числа дошедших до нас имен теряется в тумане тысячелетий. Но главное все же в том, что индийская философская мысль - древнейшая в мире.

Не вдаваясь в подробности, мы можем разделить философские  школы Древней Индии наЧортодоксальные, которые признают авторитет «Вед» (веданта, йога и др.), неортодоксальные, которые не признают «Веды» (джайнизм, буддизм и др.).

Обратимся к текстам «Упанишад», которые стали основанием последующих  философских воззрений. В них, вчастности, весьма ярко представлена проблема первопричины (сущего). Но здесь же внимательный читатель обнаруживает постепенный переход от мифологии к философии. Так, понятие «Брахман» - это и живой мифологический бог и одновременно отвлеченное философское начало (творения). Эти образы понимания как бы «просвечивают» один сквозь другого.

«Брахман возник первым из богов, творец всего, хранитель мира... все возникает из негибнущего Брахмана».

«Он взирает на колесо жизни  как на вращающееся колесо повозки».

«Когда прекращаются все  желания, обитающие в сердце, то смертный становится бессмертным и достигает  здесь Брахмана».

 

1.2 Система йоги

 

Школой философии, непосредственно  опирающейся на «Веды», является система  «йога», что означает «сосредоточение». Она ориентирована на индивидуальный путь «спасения» человека.

Являясь одновременно философией и практикой, йога ставит себе задачу выработки медитационного сознания. «Ибо не бывает никакой йоги без отрешенности от желаний», - разъясняют состояние йоги древние тексты. Сюда же включаются и правила приема пищи. Современная йога декларирует терпимость по отношению к другим учениям: «Бог имеет много сторон и проявлений, и все видят его по-разному».

 

1.3 Буддизм

 

Философия буддизма относится  к неортодоксальным школам Древней  Индии (возникла в VII-VI вв. до н. э.). Основное содержание учения изложено в «четырех благородных истинах»: жизнь есть страдание, страдания следуют за желаниями, поэтому путь избавления от страданий есть путь избавления от желаний. Но, чтобы избавиться от желаний (жажды жизни), нужно следовать учению буддизма.

Для этого необходимо вступить на правильный путь, который олицетворяет собой должное понимание четырех  истин: правильная решимость (правильная в этическом плане), правильная речь, правильное действие (непричинение зла), правильный образ жизни, правильное усилие (борьба с соблазнами), правильное направление мысли, которое должно повести к правильному сосредоточению.

Избавление от страданий  достигается при вхождении в  особое состояние, в котором происходит «остывание» страстей и желаний. Такое состояние в буддизме называется «нирваной» (буквальное значение этого  слова - «угасание»).Достижение нирваны возможно при условии строгого следования принципам «праведной» жизни. «Нет огня большего, чем страсть; нет беды большей, чем ненависть... Там, где барахтаются глупцы, у мудрого нет привязанности».

Будда (основатель буддизма, царевич Гаутама) осуждал ведийские ритуалы, преклонение перед авторитетами и считал, что всякий человек может достичь спасения, независимо от того, к какой касте он принадлежит, а также призывал к терпимости, ненасилию и воздержанности.

Существует и более  широкий смысл слова «будда» (санскр. - просветленный). В буддизме оно означает человеческое существо, достигшее духовных высот, в своем стремлении к абсолютному совершенству, и способное теперь указать путь спасения другим людям.

Индийская философия оказала  свое влияние на немецкого философа А. Шопенгауэра, русских мыслителей Н. Рериха и Д. Андреева, а также  на немецкого писателя Г. Гессе, посвятившего ее идеям ряд литературных произведений.

 

Отличия Античной философии  от философии древнего Востока

1. Античная философия, в отличие от восточной, развивалась обособлено от религии.

 

2. Античная философия стремилась рационалистически объяснить мир, в то время как восточная характеризовалась морально-этическим направлением, стремлением к поучениям, наставлениям праведной жизни.

 

3. В древней Греции точные науки развиваются неотделимо от философии, параллельно и вместе с ней. Ранний греческий философ одновременно являлся и астрономом, и математиком, и физиком. Эмпирическое знание на востоке развивалось обособлено от философский теорий.

 

4. Научное знание на Востоке своей целью имело воспитать послушного и трудолюбивого члена общества (организационно-управленческая функция), нацелено на проектирование и постройку инженерных сооружений, изобретения (технологическая функция). Система знания древней Грециине имела настолько прикладного значения.

 

5. Восточная наука носила организованный и коллективный характер и подчинялась управленческой бюрократии. В Европе наука была делом отдельных личностей.

 

6. Философ древнего Востока - это, как правило, жрец или чиновник, который комментировал или исправлял своих предшественников. Греческий философ был нацелен на изменение представлений о мире, на создание нового знания.

 

7. Изречения крупного восточного философа являлись догмами, заучивались наизусть без каких-либо сомнений, что контролировалось государством. В Афинах каждый философ выносил свои мысли на суд публичной критики. Каждый свободный человек в демократической среде Афин получал возможность утверждать себя в качестве личности в общественной и духовной сферах, по-этому стремился отстаивать принадлежащие лишь ему идеи. 


Информация о работе Восточная философия. Даосизм