Закон единства и борьбы противоположностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление.

Содержание работы

Введение
1. Понятие закона и его категорий
2. Единство и борьба противоположностей
3. Виды противоречий и их характеристики
4. Классики философии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Понятие закона и  его категорий

2. Единство и борьба  противоположностей

3. Виды противоречий  и их характеристики

4. Классики философии

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Название “философия”  происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что  означает любовь к мудрости, любомудрие.

Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного  Разума людей. Иными словами, философия  есть коллективное мышление. Как это  понимать?

Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волeние, не действование.

Во-вторых, философия не просто мышление, а со_мышление, т. е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. Философия -- коллективное мышление также как наука -- коллективное познание, искусство -- коллективное чувствование, религия -- коллективное верование, мораль_политика-право -- коллективное волeние, экономика -- коллективное производство-распределение и т.д.

В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других людей, прежде всего для самих  философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление -- лишь подчиненный момент научно-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той  мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с  производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально  удалено от решения познавательных, художественных, практических задач. Стихия философии -- это стихия чистой, самодостаточной  мысли.

Философия -- высшее проявление способности живого человеческого  к отсрочке реакции, действия, ответа для обдумывания того, как лучше  действовать, поступать. Самое элементарное поведение -- безусловно-рефлекторное, когда между ощущением и действием  минимальное расстояние (например, отдергивание руки от горячего предмета сразу после прикосновения). Поведение  человека тем сложнее, чем больше расстояние (задержка) между восприятием  и действием, познанием и практикой. Философы -- такие представители  рода человеческого, которые в наибольшей степени олицетворяют-материализуют  эту задержку.

Если философы что-то и  предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы-рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея -- всегда полуфабрикат...

Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение  о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая  особую роль философии по сравнению  с частными науками как общей  мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию  наукой и этим устанавливает жесткую  связь между философскими представлениями  и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме  знания. Наука есть форма коллективного  познания, в то время как философия  есть форма коллективного мышления людей.

Кроме того, философия, в  отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения  обладают только рекомендательной силой  по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия -- наука наук” отражает как раз  попытку представить философию  законодательницей наук, диктующей  им свою волю, как себя вести.

Указанное выражение неправильно  и в том смысле, что ограничивает взаимоотношения философии с  другими отраслями человеческой деятельности только областью отношений  с науками. Философия как форма  коллективного мышления имеет непосредственное отношение и к науке, и к  искусству, и к материальной практике, и к управлению обществом, и к  индивидуальному опыту человека. Она рефлексирует по поводу всех этих форм деятельности, занимая положение  центра или фокуса, в котором сходятся все формы человеческой деятельности. Иными словами, философия -- средоточие, центр всех человеческих исканий  и дерзаний.

В нашей стране философия  длительное время была (и пока остается) сильно привязанной к государству  и науке. Философские исследования проводятся в значительной мере в  рамках или под эгидой Российской Академии наук. Неотдифференцированность философии от науки приводит ее к  неоправданному онаучиванию, своеобразному  философскому сциентизму. Наукообразный  язык в философских книгах и статьях -- весьма распространенное явление. В  результате от философских исследований-размышлений  ждут того же, что от научных исследований. Оборотной стороной такого подхода, т. е. стремления “онаучить” философию  является ожидание от нее каких-то конкретных научных результатов, готовых ответов на поставленные жизнью вопросы. Поскольку это ожидание не оправдывается, наступает разочарование философией.

Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет  ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке -- науково, а философии -- философиево! Наука производит знания. Философия  же вырабатывает и разрабатывает  идеи. Не более того. Философские  идеи -- это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.

Целью философствования является не постижение истины, а мудрость. Ведь философствование и есть мудрствование (в хорошем смысле этого слова). Только наука “имеет право” заниматься познанием. Это ее особенность, ее “хлеб”. Могут сказать: а как же быть с  выражениями “философское знание”, “философская наука” и т.п.? На это  отвечу: слова “знание” и “наука”  применительно к философии употребляются  в ином смысле, нежели когда говорят  о науке как типе культуры и  о познании как отрасли человеческой деятельности. Ведь и в богословии нередко употребляют выражения  “богословское знание”, “богословская  наука”. Но ведь никто не считает  “богословское знание” научным  знанием, а “богословскую науку” действительно наукой подобно физике, биологии, социологии.

Когда говорят о философском  знании, то имеют в виду не то знание, которое приобретается в процессе научного познания. Научное знание -- результат познания реального  мира, мира как объекта познания. Философское знание -- результат  внутрифилософских потоков информации, идущих от одного философа к другому. Если я прочитал сочинения Платона  и понял их, то получил знание об учении Платона, о его идеях, взглядах и т. п. Сумма философских знаний -- это, прежде всего знание основных философских учений-идей прошлого и  настоящего. Философское знание похоже на научное знание в том смысле, что оно, как и научное знание, более или менее адекватно, соответственно отображает предмет, в нашем случае -- учение, идеи, мысли другого философа (других философов). Философски образованный человек -- это человек, который более  или менее адекватно воспринял  и усвоил основные идеи философов  прошлого и настоящего. Философское  образование является основой философской  учености и профессионализма. Слова  “ученость” и “ученый” применительно  к философу означают лишь то, человек  основательно учился философии. Почти  то же можно сказать о словах “научность”  и “наука”. Применительно к философии  эти слова означают научение философии. Кроме того, слово “наука” в  сочетании с прилагательным “философская” (философская наука) означает тот  или иной раздел философии, выделившийся в относительно самостоятельную  философскую дисциплину, в отрасль  философского знания. Философскими науками  называют этику, эстетику, логику...

Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о  мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой “части”  философии является объективная  реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий  аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой “части” она стремится  к идеалу “научной” философии.

Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип  “познай самого себя” и ориентирует  развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии  можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность.

Как учение о формах и методах  деятельности философия служит общим  методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в  целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы  успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом  методологической “части” философии  является человеческая деятельность в  ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и  общества) с объектом (объективным  миром).

Философия, как любая другая отрасль  человеческой деятельности, развивается, усложняется, а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. С другой стороны, время от времени возникают философские  системы, “работающие” в направлении  интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии -- две стороны единого процесса ее становления-развития.

Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным  взором все богатство философских  идей. И те, и другие философы нужны  современному обществу.

Если взять развитие философии  за большие промежутки времени, то увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой всеохватывающей  системой была философия Аристотеля. В новое время каждый крупный  философ претендовал на создание системы философского знания. Систематические  учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем нового времени стал Гегель.

философия противоположность диалектика закон

 

1. Понятие закона и его категорий

Обобщение повседневных жизненных  наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также  общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом  из них можно найти противоположности. В математике - плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике - положительные и отрицательные  заряды; в механике - притяжение и  отталкивание, действие и противодействие; в химии - анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь  и смерть, здоровье и болезнь; в  физиологии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение -таков  беглый перечень противоположностей, открываемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противополжных тенденций  в самых различных явлениях и  процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического  миропонимания, для осмысления процессов  изменения, развития.

Противоположными называют такие  свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой школе  занимают "предельные", крайние  места. Примеры противоположностей: верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под диалектическими  противоположностями понимаются такие  стороны, тенденции того или иного  целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.

Дилектическим противоположностям присуще  единство, взаимосвязь: они взаимодополняют  друг друга, взаимопроникают, сложным  образом взаимодействуют между  собой. Отношение между диалектическими  противоположностями всегда носит  динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение  приводит рано или поздно к изменению  самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противоположностями  по отношению друг к другу. Таким  образом, о диалектических противоположностях бессмысленно говорить порознь, вне  их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой  единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и  отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре  атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями - сторонами противоречивого единства атома.

В столкновении противоположных сил, тенденций осуществляются процессы изменения, развития как и в обществе (где это обнаруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой  и неживой природе, если последнюю  рассматривать в процессе ее эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное, подвижное отношение между  противоположностями было названо  диалектическим противоречием. Иначе  говоря, термин "единство и борьба противоположностей" и "диалектическое противоречие" заключают в себе одно и то же содержание.

Правда, надо учитывать, что если в  общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т.д., то применительно  к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при  решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению  ко всем этим явлениям имеет специальный  смысл, что слово "борьба" употребляется  метафорически и что, пожалуй, лучше  употреблять его не отдельно, а  в составе формулы "единство и  борьба противоположностей".

Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей