Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:21, контрольная работа
Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление.
Введение
1. Понятие закона и его категорий
2. Единство и борьба противоположностей
3. Виды противоречий и их характеристики
4. Классики философии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Понятие закона и его категорий
2. Единство и борьба противоположностей
3. Виды противоречий и их характеристики
4. Классики философии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление. Как это понимать?
Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не волeние, не действование.
Во-вторых, философия не
просто мышление, а со_мышление, т. е.
такое мышление, которое предполагает
мыслящее общение людей или мышление
людей сообща. Философия -- коллективное
мышление также как наука -- коллективное
познание, искусство -- коллективное чувствование,
религия -- коллективное верование, мораль_политика-право
-- коллективное волeние, экономика -- коллективное
производство-распределение и
В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл-значение для других людей, прежде всего для самих философов. Конечно, коллективно мыслят и в науке, в искусстве, во всех других сферах человеческой деятельности. Но это коллективное мышление -- лишь подчиненный момент научно-познавательной, художественной и т. п. деятельности. Оно философично лишь в той мере, в какой внутренне свободно, не связано непосредственно с производством знания, красоты, материальных благ и т. д. В философии коллективное мышление самодостаточно, максимально удалено от решения познавательных, художественных, практических задач. Стихия философии -- это стихия чистой, самодостаточной мысли.
Философия -- высшее проявление
способности живого человеческого
к отсрочке реакции, действия, ответа
для обдумывания того, как лучше
действовать, поступать. Самое элементарное
поведение -- безусловно-рефлекторное,
когда между ощущением и
Если философы что-то и предлагают нефилософам, то отнюдь не готовые ответы-рецепты, а их полуфабрикаты. Ведь мысль-идея -- всегда полуфабрикат...
Раньше некоторые философы, писатели и ученые выдвигали положение о философии как науки наук. Это положение, правильно подчеркивая особую роль философии по сравнению с частными науками как общей мировоззренческой, методологической, идеологической основы научного познания, вместе с тем страдает существенным изъяном. Оно объявляет философию наукой и этим устанавливает жесткую связь между философскими представлениями и научными теориями. В действительности философия является особой формой мышления. Она включает в себя элемент научности, но не сводится к научной форме знания. Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей.
Кроме того, философия, в отличие от науки, не может обязывать, предписывать, указывать “как надо”, быть законодательницей. Ее положения обладают только рекомендательной силой по отношению к другим отраслям человеческой деятельности. Выражение “философия -- наука наук” отражает как раз попытку представить философию законодательницей наук, диктующей им свою волю, как себя вести.
Указанное выражение неправильно
и в том смысле, что ограничивает
взаимоотношения философии с
другими отраслями человеческой
деятельности только областью отношений
с науками. Философия как форма
коллективного мышления имеет непосредственное
отношение и к науке, и к
искусству, и к материальной практике,
и к управлению обществом, и к
индивидуальному опыту
В нашей стране философия
длительное время была (и пока остается)
сильно привязанной к государству
и науке. Философские исследования
проводятся в значительной мере в
рамках или под эгидой Российской
Академии наук. Неотдифференцированность
философии от науки приводит ее к
неоправданному онаучиванию, своеобразному
философскому сциентизму. Наукообразный
язык в философских книгах и статьях
-- весьма распространенное явление. В
результате от философских исследований-
Наука, как уже говорилось, занимается познанием; философия же ничего не познает. Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Науке -- науково, а философии -- философиево! Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи. Не более того. Философские идеи -- это идеи идей: научных, художественных, практических и т. д. Соответственно и философствование не прямо служит познанию, практике, искусству, а весьма опосредованно.
Целью философствования является
не постижение истины, а мудрость. Ведь
философствование и есть мудрствование
(в хорошем смысле этого слова).
Только наука “имеет право” заниматься
познанием. Это ее особенность, ее “хлеб”.
Могут сказать: а как же быть с
выражениями “философское знание”,
“философская наука” и т.п.? На это
отвечу: слова “знание” и “наука”
применительно к философии
Когда говорят о философском
знании, то имеют в виду не то знание,
которое приобретается в
Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой “части” философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой “части” она стремится к идеалу “научной” философии.
Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип “познай самого себя” и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность.
Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической “части” философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром).
Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Идет процесс дифференциации философии и специализации ее отдельных частей. С другой стороны, время от времени возникают философские системы, “работающие” в направлении интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии -- две стороны единого процесса ее становления-развития.
Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.
Если взять развитие философии
за большие промежутки времени, то увидим,
что время от времени появлялись
всеохватывающие системы
философия противоположность диалектика закон
1. Понятие закона и его категорий
Обобщение повседневных жизненных
наблюдений, опытных фактов, полученных
в различных науках, а также
общественно-исторической практики, показало,
что явлениям действительности присущ
полярный характер, что в любом
из них можно найти
Противоположными называют такие
свойства предметов (явлений, процессов),
которые в некоторой школе
занимают "предельные", крайние
места. Примеры противоположностей:
верх - низ, правое - левое, сухое - мокрое,
горячее - холодное и т.д. Под диалектическими
противоположностями понимаются такие
стороны, тенденции того или иного
целостного, изменяющегося предмета
(явления, процесса), которые одновременно
взаимоисключают и
Дилектическим противоположностям присуще
единство, взаимосвязь: они взаимодополняют
друг друга, взаимопроникают, сложным
образом взаимодействуют между
собой. Отношение между
Например, атом представляет собой
единство двух его необходимых составляющих:
положительно заряженного ядра и
отрицательно заряженного электрона
(если говорить о простейшей структуре
атома, то есть об атоме водорода). Очевидно,
что их единство, взаимосвязь определяют
целостность атома. При ее разрушении
и ядро атома, и электрон превращаются
в объекты, существующие уже иным
образом, в каких-то связях. Соответственно,
они перестают быть противоположностями
- сторонами противоречивого
В столкновении противоположных сил,
тенденций осуществляются процессы
изменения, развития как и в обществе
(где это обнаруживается в достаточно
наглядной форме), так и в живой
и неживой природе, если последнюю
рассматривать в процессе ее эволюции,
возрастания сложности и
Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни борьба противоположностей в философском смысле может быть отнесена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкновению их реальных интересов и т.д., то применительно к природе, к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не следует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что при решении математических задач "борются" операции сложения и вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в процессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссимиляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противоположностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специальный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе формулы "единство и борьба противоположностей".
Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей