Закон единства и борьбы противоположностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление.

Содержание работы

Введение
1. Понятие закона и его категорий
2. Единство и борьба противоположностей
3. Виды противоречий и их характеристики
4. Классики философии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

Если растения и животные не имеют  души, то их тождество лишь кажущееся; если же они имеют душу, то индивидуальное тождество присуще им в истинном смысле слова, хотя их организованные тела не сохраняют этого тождества.

Это показывает, в чем заключается  тождество того же самого человека. Оно есть не что иное, как участие  в той же самой жизни, непрерывно продолжаемой частицами материи, находящимися в постоянном изменении, но жизненно соединенными при этой смене c тем  же самым организованным телом.

Кто станет связывать тождество  человека c чем-нибудь другим, а не c правильно организованным телом, взятым в известный момент и сохраняющим  затем эту жизненную организацию  благодаря смене различных частиц материи, соединенных c ним, тому будет  трудно признать одним и тем же человеком зародыш и взрослого  человека, сумасшедшего и здравомыслящего  человека, чтобы из этого предположения  не следовала возможность того, что  Сиф, Измаил, Сократ, Пилат, Блаженный  Августин -- это один и тот же человек...

Великие принципы достаточного основания  и тождества неразличимого придают  метафизике новый вид, так как  посредством их она получает реальное значение и доказательную силу, в  то время как раньше она состояла лишь из пустых слов. Полагать две вещи неразличимыми -- означает полагать одну и ту же вещь под двумя именами.

Г.В.Ф. Гегель. Тождество причины c собой  в ее действии -- это снятие ее мощи и отрицательности и потому безразличное к различиям формы единство, содержание. -- Вот почему содержание лишь в себе соотнесено c формой, в данном случае -- c причинностью. Тем самым они  положены как разные, и форма по отношению к содержанию есть лишь непосредственно действительная форма, случайная причинность.

Благодаря такому тождеству содержания эта причинность есть аналитическое  положение. Одна и та же вещь выступает  в одном случае как причина, а  в другом -- как действие, там -- как  собственная ее устойчивость, здесь -- как положенность или определение  в чем-то ином.

Например, дождь -- причина сырости, которая есть его действие; «дождь дает влагу», это -- аналитическое предложение; та же вода, которая составляет дождь, и есть влага; как дождь эта  вода имеется в форме отдельной  вещи, а как сырость или влажность  она прилагательное, нечто положенное, которое, как предполагают, уже не имеет своей устойчивости в самом  себе; и то и другое определение  одинаково внешне.

Причина того или иного поступка -- внутреннее убеждение действующего субъекта, которая как внешнее  наличное бытие, приобретаемое этим убеждением благодаря действованию, есть то же содержание и та же ценность. Если движение какого-либо тела рассматривается  как действие, то причина его -- некоторая  толкающая сила; но и до и после  толчка имеется одно и то же количество движения, одно и то же существование, содержавшееся в толкающем теле и сообщенное им толкаемому телу; и  сколько оно сообщает, столько  же оно само и теряет.

Изменение формы, претерпеваемое лежащей  в основании вещью в этом прохождении  через многие промежуточные звенья, скрывает тождество, сохраняющееся  при этом самой вещью. В то же время  в этом умножении причин, вклинивающихся между ней и последним действием, она связывается c другими вещами и обстоятельствами, так что не то первое, которое объявляется причиной, а лишь все эти многие причины, вместе взятые, содержат полное действие.

Так, например, если для человека сложились  такие обстоятельства, при которых  развился его талант вследствие того, что он потерял своего отца, убитого  пулей в сражении, то можно указа  гь на этот выстрел (или, если идти еще  дальше назад, на войну или на причину  войны и т.д. до бесконечности) как  на причину искусности этого человека. Но ясно, что, например, не этот выстрел  сам по себе есть причина, а причиной служит лишь сочетание его c другими  действующими определениями. Или, вернее, выстрел этот вообще не причина, а  лишь отдельный момент, относящийся  к обстоятельствам возможности [действия].

Затем следует главным образом  обратить еще внимание на неуместное применение отношения причинности  к отношениям [в сфере] физико-органической и духовной жизни. То, что называется причиной, оказывается здесь, конечно, имеющим другое содержание, чем действие, но это потому, что то, что действует на живое, определяется, изменяется и преобразуется этим живым самостоятельно, ибо живое не дает причине вызвать ее действие, т.е. снимает ее как причину.

В истории стало обычным остроумное изречение, что из малых причин происходят большие действия, и поэтому для  объяснения значительного и серьезного события приводят какой-нибудь анекдот  как первую причину. Такая так  называемая причина должна рассматриваться  ишь как повод, лишь как внешнее  возбуждение, в котором внутренний дух события мог бы и не нуждаться  или вместо которого он мог бы воспользоваться  бесчисленным множеством других поводов, чтобы начать c них в явлении, пробить  себе путь и обнаружить себя. Скорее наоборот, только самим этим внутренним духом события нечто само по себе мелкое и случайное было определено как его повод. Эта живопись истории  в стиле арабесок, создающая из тонкого стебля большой образ, есть поэтому хотя и остроумная, но в  высшей степени поверхностная трактовка.

 

Заключение

Нынешнее время -- время масштабных задач и больших свершении -- требует  высоко профессионально подготовленных специалистов, способных к продуктивному  труду в самых разных сферах народного  хозяйства. Вместе с тем современный  специалист -- это не просто грамотный  исполнитель спускаемых откуда-то сверху указаний и решений. Еще совсем недавно, каких-то 5-10 лет назад, этого казалось вполне достаточно: сегодняшняя действительность предъявляет к специалисту, да. впрочем, и к каждому труженику, более  высокие требования - ему необходимо осмысленно или, выражаясь (философским  языком, разумно относиться к тому, что он делает, видеть свое дело в  связи с делами других. Мы постепенно привыкаем к разнообразию мнений, выражаемых и отстаиваемых разными  социальными группами, разными людьми мы учимся уважать инакомыслие, мнение других, даже если и не соглашаемся  с ними. Для полнокровной общественной жизни, однако, необходимо, чтобы каждое отдельное мнение было обоснованным, продуманным с точки зрения не только конкретного индивида или  особой социальной группы, но и с  точки зрения интересов общества в целом. И здесь, таким образом, отчетливо обнаруживается, что от каждого из нас требуется способность  осознанной, разумной ориентации окружающей действительности.

Но, как мы знаем, способность  к разумному мышлению у человека не является врожденной - ей необходимо обучаться: при этом лучшая школа  разумного мышления -- усвоение высших достижений философской культуры.

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей  повседневной жизни. Напротив, именно в жизни берут начало самые  серьезные, самые глубокие проблемы философии. С точки зрения научной  философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться  и во всем согласиться с нею. Философия  предполагает критическое отношение  к действительности. Изучение философии - это школа, которая позволяет  воспитывать культуру разумного  мышления -- умение свободно оперировать  понятиями, выдвигать, обосновывать и  подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности. а значит -- видеть ее в изменении и развитии. Разумное мышление - это мышление основательное, строгое, дисциплинированное, не допускающее  произвола и умеющее отстаивать свою правоту и вместе с тем  мышление острое, свободное и творческое.

Следует, однако, иметь в  виду, что культура разумного мышления, которую несет с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Тот, кто механически зазубрил, скажем, законы диалектики и сопровождающие их примеры, не только не овладел этой культурой, но даже и не приблизился  к ней.

В критические, переломные моменты  своей истории, подобные сегодняшнему, человечеству вообще свойственно обращаться к прошлому опыту, с тем, чтобы  извлекать из него уроки и стараться  не повторять допущенных когда-то ошибок. И в наиболее концентрированном, в наиболее глубоко осмысленном  виде сокровища этого опыта выражает именно философия.

Дело заключается также  в одной характерной особенности  тех проблем, которые больше всего  интересуют философию. Многие из этих проблем принято называть «вечными».

Представителей разных профессий  философия может волновать, как  минимум, с двух точек зрения. Она  нужна для лучшей ориентации в  своей специальности, но главное -- необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в фокус внимания попадают философские вопросы физики, математики, технического знания, биологической  науки, медицины, педагогики, художественного  творчества и многие другие. Такие  вопросы встают перед специалистами  и настойчиво требуют своего изучения. Они очень важны, но все же составляют лишь часть обширного ноля философских  проблем Если ограничиться только ими, это обеднило бы, сузило область  философии, свело на нет ее интереснейшую  и важную проблематику, волнующую  нас же не просто как специалистов, а как граждан. А это ни чуть не менее важно, чем первое.

 

Список использованной литературы

1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.

2. В.Г.Афанасьев "Основы  философских знаний", Москва, "Мысль", 1987 г.

3. Квасова И.И. "Учебное  пособие по курсу "Введение  в философию", Москва - 1990 г.

4. Мир философии. М., 1991, Ч. 1: Аристотель - С.303-306, Г. Лейбниц-  С. 368-372, Г. Гегель- С.383-385.

5. Введение в философию  / Фролов И.Т. М., 1989, Ч.2, С. 150-168


Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей