Закон единства и борьбы противоположностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 14:21, контрольная работа

Описание работы

Название “философия” происходит от греческих слов “phileo” -- люблю и “sophia” -- мудрость, что означает любовь к мудрости, любомудрие.
Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Иными словами, философия есть коллективное мышление.

Содержание работы

Введение
1. Понятие закона и его категорий
2. Единство и борьба противоположностей
3. Виды противоречий и их характеристики
4. Классики философии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

В истории культуры издавна существовали концепции, в которых признавалась такая полярность (борьба противоположностей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоуравновешенности, нахождения известного баланса противоположных сил. В  частности, это было характерно для  мифологического сознания и для  тесно связанных с ним ранних философских систем. Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции (типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и левого, женского и мужского начал), являлись для мифологического сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза", то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восстановления равновесия между этими полярностями.

Английский философ К. Поппер пишет: "Если мы приглядимся немного  к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в  котором мы живем, проявляется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с помощью слова "полярность". Пример такой структуры - существование  положительного и отрицательного электричества".

Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается фиксацией  таких полярностей, а стремится  понять их "пульсацию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых  процессов существования, изменения  и развития всего сущего. Соотношение  противоположностей подвижно. Усиление или ослабление (разрушение) одной  из сторон ведет к изменению ее роли, значимости в рамках противоречивого  единства изменяющегося, развивающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значение, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и т.д. Одним  словом, здесь открывается целый  комплекс нелегких, но важных проблем.

Закон единства и борьбы противоположностей является сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материального мира. Знание его имеет  основополагающее значение для понимания  диалектики развития природы, общества и мышления, для науки, практической революционной деятельности.

Анализ противоречий объективной  действительности, раскрытие их природы - важнейшее требование всякого научного исследования и практического действия.

2. Единство и борьба противоположностей

Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным магнитом и  хорошо знает, что его главным  отличительным признаком является наличие таких взаимоисключающих, но связанных неразрывно сторон, как  северный и южный полюсы. Как бы мы ни пытались отделить северный полюс  магнита от южного, нам это сделать  не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д. частей магнит все же будет обладать теми же двумя  полюсами.

Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета, которые  исключают, а вместе с тем и  предполагают друг друга. Отношение  неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.

Противоречивые стороны заключены  во всех предметах и явлениях. Все  они представляют собой органическую связь, неразрывное единство противоположностей. Противоречивы не только элементарные частицы, но и образованный из них  атом. В центре его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс - это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссоциации (разъединения) атомов.

Противоположности имеют место  и в живых организмах. Наследственность - это тенденция организма сохранять  приобретенные по наследству свойства, изменчивость же - это его способность  вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, развиваться.

Психическая деятельность человека характеризуется  противоположными процессами возбуждения  и торможения, концентрации и иррадиации (распространения) возбуждений в  коре больших полушарий головного  мозга.

Противоречивые стороны присущи  и процессу познания. Человек пользуется такими противоположными и взаимосвязанными приемами исследования, как индукция и дедукция, анализ и синтез и  др.

Таким образом, противоречивость предметов  и явлений мира носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет  предмета или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.

Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете или явлении и друг без  друга немыслимы. Мы уже отмечали неразрывное единство противоположных  полюсов магнита. Столь же неразрывны ассимиляция и диссимиляция в  живом организме, анализ и синтез - процессе познания, капиталистическое  общество невозможно без противоположных  классов.

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосуществуют ли противоположности  в этом единстве мирно или вступают противоречия, в борьбу друг с другом?

Развитие самых различных предметов  и явлений действительности говорит  о том, что противоположные стороны  не могут мир - но сосуществовать в  едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий  характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут  не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и  отживающее в предметах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи  и сознания.

Утверждение о том, что решающим в развитии является борьба противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так  как борьба имеет место только там, где противоположные стороны  существуют в едином предмете или  явлении.

Весь опыт развития науки и общественно-исторической практики людей необратимо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время  надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в  различных областях материальной действительности.

В неорганической природе имеет  широкое распространение борьба (взаимодействие) таких противоположных  сил, как притяжение и отталкивание. Взаимодействие механических, электрических, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет огромную роль в возникновении и существовании  атомных ядер, атомов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных  космогонических теорий, явилась  важнейшим источником возникновения  Солнечной системы.

Современная астрономия показала также, что взаимодействие сил притяжения и отталкивания является одним из важных источников тех разнообразных  процессов, которые совершаются  в настоящее время в космическом  пространстве. В различных областях Вселенной не существует абсолютного  равновесия этих сил, одна из них обязательно  преобладает. Там, где преобладает  отталкивание, материя и энергия  рассеиваются, звезды угасают. Там же, где верх берет притяжение, материя  и энергия концентрируются, в  результате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии  в космосе.

Выше уже отмечалось, что живым  организмам присущи противоречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, взаимодействие и представляют собой специфический источник развития живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно  преобладает. В молодом организме  ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает  над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого  противоречия жизнь прекращается, наступает  смерть.

Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди  противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, и прежде всего между производительными  силами и производственными отношениями. Последнее в классово антагонистических  обществах находит свое выражение  в борьбе враждебных классов, которая  приводит к социальной революции, замене старого общественного строя  новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются  на противоположные стороны, они  представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто существуют, а находятся в состоянии постоянного  противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.

Такова суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей.

 

3. Виды противоречий и их характеристики

Если выразить суть диалектики одним  словом, то это будет -- противоречие. Когда мы говорим о диалектике чего-либо или называем нечто диалектическим, то подразумеваем под этими словами  реальное противоречие, реальную противоречивость, противоречивый характер чего-либо.

В категориальной логике противоречие занимает одно из центральных мест. Оно выражает абстрактное единство материи и движения. Оно есть то, что связывает их, что «делает" материю движущейся, а движение материальным.

Объективный смысл реальных противоречий -- в том, что они не плод досужего воображения и не следствие логических ошибок, а присущи вещам и процессам  объективного мира независимо от того, мыслим мы их или нет.

Противоречие осуществляет диалектическую связь материи и движения, "сталкивает" их как противоположные определения  и в то же время сливает их воедино. Противоречие является всеобъемлющей, универсальной формой единства материи  и движения. Иными словами, противоречивость реального мира имеет универсально-всеобщий характер.

"Внутреннее" определение противоречия  таково: противоречие есть возникновение  и/или уничтожение противоположностей. В этом определении противоречие  характеризуется как единство  тождества и противоположности.  Последние являются сторонами  противоречия. Возникновение противоположностей  означает переход от тождества  к противоположности; уничтожение  противоположностей означает переход  от противоположности к тождеству.  Промежуточными звеньями, моментами,  осуществляющими переход от одной  стороны противоречия к другой  являются сходство и различие. Таким образом, выстраивается  цепочка переходов: "тождество-сходство-различие-противоположность". Противоречие есть целокупность  указанных моментов. Каждый из  них в отдельности не составляет  противоречия. Только вместе они  "делают" противоречие противоречием.

В нашем определении противоречия ключевым словом является "противоположность". Это слово нуждается в пояснении. Философы, при всем различии подходов к пониманию противоположности, сходятся в одном: что противоположность  и отрицание (в смысле А и не-А) -- не одно и то же. Так же и реальное диалектическое противоречие, определяемое через противоположности, отличается от логического противоречия, имеющего форму простого отрицания. Конечно, лучше было бы, если бы диалектическое противоречие обозначалось другим словом, но так уж исторически сложилось, что то и другое противоречия мы называем одинаково.

Этим мы обязаны Гегелю -- создателю  учения о диалектических противоречиях. Именно он первый утверждал и пытался  доказать, что диалектика противоречий пронизывает всю реальность. Как  первооткрыватель диалектических противоречий Гегель не вполне ясно представлял  себе их отличие от логических противоречий. В ряде случаев он изображал их в форме логических противоречий (как «А и не-А»). Но, с другой стороны, связывая понятие диалектического  противоречия с понятием противоположности  Гегель дал, сам того не подозревая, критерий разграничения диалектического  и логического противоречий.)

Итак, противоположность и отрицание -- разные "вещи". Такие пары понятий, как "утверждение-отрицание", "белое-небелое", "стол-нестол", "движение-недвижение", не составляют противоположности, так  как одно из этих понятий определяется исключительно через отрицание  другого. Отношение отрицания только тогда является отношением противоположности, когда одна сторона не просто отрицает другую, а противостоит ей.

Чтобы определить противоположность, нужно выполнить, по крайней мере, три условия.

Первое условие: соотносящиеся  стороны должны отрицать, исключать  друг друга.

Второе условие: та сторона, которая  отрицает другую, должна иметь помимо этого отрицательного содержания также  некоторое положительное содержание, которое являлось бы ее собственным, самоопределяющим содержанием.

Этого условия вместе с первым еще  недостаточно для того, чтобы считать  соотносящиеся стороны противоположными. Поясним это на примере: зеленое  по отношению к белому является небелым (имеет отрицательное содержание) -- выполняется первое условие; кроме  того, зеленое имеет вполне определенное положительное содержание, отличающее его от других небелых (красного, серого и т. д.) -- выполняется второе условие; тем не менее, зеленое нельзя считать  противоположностью белого.

Кстати, гегелевское "свое иное" не может служить эквивалентом противоположности, так как оно не в полной мере характеризует последнюю. "Свое иное" обозначает лишь то, что иное нечто  принадлежит к тому же роду, классу, что и само нечто. В вышеприведенном  примере зеленое -- это "свое иное" белого. Ведь они принадлежат к  одному и тому же роду, а именно, к  цвету. Не своим иным для белого является, например, звук, твердость, запах. Гегелевское "свое иное" может характеризовать  противоположность лишь в тех  немногих случаях, когда существуют два и только два объекта одного и того же рода, находящиеся в  отношении противоположности. Например, для берега реки "своим иным" может быть только противоположный  берег реки. То же самое справедливо  для стороны улицы.

Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей