Западная и восточная цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Западная цивилизация предстает в истории как настоящая аномалия: из всех более или менее нам известных, эта цивилизация является единственной, развивавшейся в чисто материальном направлении, и это чудовищное развитие, начало которого совпадает с тем, что принято называть Ренессансом, фатально сопровождалось, как это и должно было быть, соответствующей интеллектуальной регрессией; мы не говорим «эквивалентной», потому что речь здесь идет о двух порядках, между которыми нельзя усмотреть никакой общей меры.

Содержание работы

Введение………………………………………………….1
1.Западная и восточная цивилизация…………………..5
1.1 Античный мир - колыбель западной цивилизации………14
1.2Эпоха возрождения и становление культа человека……….16
1.3 Реформация как духовное основание западной потребительской цивилизации………..18
1.4 Реакция в России, исламском мире, третьем мире на историческую победу западной цивилизации………22
Заключение………………………………………33
Список используемой литературы……………………35
Приложение А

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 75.05 Кб (Скачать файл)

-16-

 

Противоречивость культуры Возрождения: радость самоутверждения  и трагизм мироощущения. Наличие  этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной  стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, с другой стороны, постиг всю трагичность  своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.Истоки трагизма творчества художников Возрождения убедительно показаны русским философом Н.Бердяевым. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, подчеркивал он. Великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной, трансцедентальный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимыми в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-17-

1.3 Реформация  как духовное основание западной  потребительской цивилизации.

Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») — большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся за её пределы в Северную Америку, Австралию и некоторые острова в Мировом океане. Относительно времени рождения европейской цивилизации существуют разные мнения. В рамках концепции европоцентризма европейскую цивилизацию основали древние греки, в другой концепции возникновение новой цивилизации относят примерно к XV-XVI  веку, когда начались Великие географические открытия европейцев, в Северной Италии и Нидерландах зарождался капитализм, а Реформация ломала религиозные устои общества.

 Европейская цивилизация  прошла через множество этапов  развития, причем ценности, мораль  и устремления людей, институты  общества и экономика в разное  время и в разных странах  отличаются вплоть до противоположностей. Так, религиозный фанатизм конца средних веков сменился в XX веке отрицанием религии и равнодушием к ней, политика порабощения других народов и военный захват колоний ещё в начале XX века считалась нормальной, в XXI веке она решительно осуждается (сменившись неоколониализмом), обычные в прошлом абсолютные монархии были через революции и неоднократные реформы превращены в республики и монархии декоративные, многолетняя вражда и войны между европейскими государствами сменились их объединением в Европейский союз и т. д. Поэтому на самом деле характерные признаки этой цивилизации выделить трудно, но обычно все понимают, что и кого называют термином «Запад». Многие черты европейской цивилизации со временем были заимствованы другими народами, в частности японцы опередили большинство европейских народов в научно-техническом прогрессе и экономическом развитии. При этом существенные отличия в менталитете между "востоком" и "западом" сохраняются до настоящего времени. Другие восточные азиаты в конце XX — начале XXI века также активно развивают свою экономику, в первую очередь промышленность.

 Признаки современной западной цивилизации

 Признаки европейской  цивилизации: ускоряющееся развитие  науки и техники, индивидуализм,  позитивизм, универсальная мораль, разнообразные 

-18-

идеологии наподобие демократии, либерализма, национализма, социализма, предлагаемые взамен традиционных ценностей.

 Важнейшими частями  западной цивилизации можно считать  греческую философию, римское  право и христианскую традицию. Впрочем, в современном западном  мире наметился решительный отказ  от христианских ценностей, их  замена т.н. общечеловеческими  ценностями.

Западный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Западной Европы и выделяющих их на фоне других государств мира. К числу так называемых западных стран в настоящее время относят страны Западной Европы и Центральной Европы, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

 Однако, истоки западной цивилизации и ведущие её носители постоянно трансформировались в географическом, культурном, лингвистическом и религиозном плане. Значителен также и внутренний антагонизм между отдельными группами, слагающими современную западную культуру. Важно также осознавать нетождественность понятий западный и европейский, хотя эти термины взаимосвязаны. Во время холодной войны в СССР и странах Варшавского договора под западными обычно понимали капиталистические страны. В эту сферу входила и Япония.

  Западная цивилизация — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации. Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности. Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой и христианством.

-19-

 

 Реформация породила  новое направление в христианстве  – протестантизм, который стал  духовной основой западной цивилизации.  Главная ценность этой цивилизации,  на которой основывались все  остальные,– индивидуальная свобода  выбора во всех сферах жизни.  Это было прямо связано со  становлением особого европейского  типа личности, появившегося в  эпоху Возрождения. «Индивид становится трагически ответствен не только за приближение и удаление от Высшего, но и за выбор того, что же он, индивид, считает Высшим. Отвечает ... не только за себя, но и перед собой» .

 Важнейшей самостоятельной  ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Общественное сознание  рационально, свободно от религиозных  догм в решении практических  вопросов, прагматично, но сфера  приложения христианских ценностей  – это общественная мораль, причем  не только личной жизни, но  и деловой этики.

 В эпоху географических  открытий и колониальных войн  Европа, распространила свой тип  развития на другие регионы  мира. Впервые человечество в  результате всемирного распространения  западных по своему происхождению  ценностей и институтов (XVI–XIX вв.) было реально объединено в  рамках охватывающей весь мир  системы связей. К концу XIX–началу  XX в. эти ценности и институты  стали господствующими на планете  и продолжали определять главные  черты облика Земли в нашем  столетии вплоть до самого  последнего времени.

 Основное содержание  цивилизационного процесса в  XX в. составляет тенденция к  историческому становлению структур  универсальной мировой цивилизации.  Процессы, происходившие в XX в.  на Западе, приобрели глобальный  характер, непосредственным образом  затронув все народы, все иные  цивилизации, которые вынуждены  были искать ответ на исторический вызов Запада . Этот вызов воспринимался в конкретной форме действительности как императив модернизации. В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.

-20-

 

 Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. В-XX в. особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Исторический процесс многовариантен. Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй. Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций. В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества. После второй мировой войны процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации. Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные. Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока. Идет процесс взаимообогащения стран и народов. Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер. Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной. Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества.

-21-

 Но для того чтобы  противоречие подобного типа  могло выполнять свою функцию,  сохраняться, обе стороны должны  быть достаточно сильно выражены. Чрезмерное преобладание одной  из сторон в ущерб другой  ведет в конечном счете к пересыханию источника развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в. Становление современного общества на Западе означало утверждение капитализма, и, как следствие, отчуждение человека от продуктов его деятельности, превращение последних в господствующую над человеком и враждебную ему силу. Индивид оказался один лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Чтобы иметь возможность действовать, он должен как-то избавиться от такого положения. Здесь возможны два пути: либо человек заново, уже на основе собственного выбора выстраивает отношения с окружающим миром, восстанавливая единство с другими людьми и природой и при этом сохраняя и развивая собственную индивидуальность (не посягая на свободу и индивидуальность других), либо ищет выход из ситуации на пути бегства от свободы. Во втором случае из-за чувства одиночества и беспомощности возникает стремление отказаться от своей индивидуальности и тем самым слиться с окружающим миром. Отказываясь от дара свободной воли, он одновременно освобождается от «груза» ответственности за собственный выбор. Искушение бегством от свободы оказалось особенно сильным именно в XX в. В глубинной своей основе это был кризис того новоевропейского типа личности, о котором говорилось ранее. Кризис наиболее полно проявился в потере человеком Запада смысла существования. «Потеря смысла» означает крах той системы ориентации человека в мире (как в окружающей его действительности, так и в собственной душе), которая сложилась на предшествующих стадиях исторического развития. На протяжении долгих столетий существования европейской цивилизации в центре этой системы находилась, несомненно, вера в Бога в ее христианской разновидности. Поиск утраченного смысла жизни составляет основное содержание духовной жизни Запада XX в. В начале этого века глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю его первую половину. Насколько близка была западная цивилизация к гибели, показала уже первая мировая война. Эту войну и связанные с ней социальные революции 1917–1918 гг. можно считать первым этапом развития западной цивилизации XX в.

-22-

 Первая мировая война  была качественно новым грандиозным  столкновением по сравнению со  всеми теми вооруженными конфликтами,  которые ранее знало человечество. Прежде всего беспрецедентны масштабы войны – в нее были вовлечены 38 государств, где проживала подавляющая часть населения планеты. Совершенно новым стал характер вооруженной борьбы – впервые было мобилизовано все взрослое мужское население воюющих стран, а это – более 70 млн человек. Впервые для массового уничтожения людей применялись новейшие технические достижения. Впервые широко применялось оружие массового уничтожения – отравляющие газы. Впервые вся мощь военной машины была направлена против не только армий противника, но и против мирного населения. Во всех воюющих странах была свернута демократия, сузилась сфера действия рыночных отношений, государство активно вмешивалось в область производства и распределения. Были введены трудовая повинность, карточная система, применялись меры внеэкономического принуждения. Впервые устанавливался оккупационный режим на территориях, занятых иностранными армиями. По количеству жертв война тоже не имела себе равных: 9,4 млн человек погибли или умерли от ран, миллионы стали инвалидами. Беспрецедентными оказались масштабы нарушений основных прав человека. Они далеко превзошли все, что было известно тогдашнему мировому сообществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-23-

1.4 Реакция в  России , исламском мире, третьем мире на историческую победу западной цивилизации.

Впервые вопрос о противостоянии цивилизаций в рамках цивилизационного подхода в историографии поставил С. Хантингтон, профессор Йельского университета. Сегодня, по мере того, как глобализация наращивает мощь, а геополитический центр смещается на Восток (и, в первую очередь, в ближневосточный регион), проблема взаимоотношений региональных цивилизаций Запада и исламского мира приобретает всё большую актуальность. Это подтверждают события недавних дней. Революции в Тунисе, Марокко и Египте, войны в Сирии и Ливии наглядно демонстрируют не только нестабильность данного региона, но и сосредоточенность на нём мировой политики и внимания международного сообщества.

 Трудно сказать, какое  событие в данном контексте  следует взять за отправную  точку анализа этих взаимоотношений.  Это может быть первая военная  кампания американцев в Ираке  1991 г., «нефтяной кризис» 1973 г., арабо-израильские  войны, монархический переворот  в Иране 1953 г. и т.д. Главной  задачей, стоящей перед множеством  исследователей данных процессов,  является выяснение внутренней  диалектики взаимоотношений Запада  и исламского мира и тех  внешних причин, которые влияют  на её развитие. Сложность состоит  в том, что нынешнее историографическое  и политологическое пространства  оперируют различными подходами,  опирающимися на разные научные  школы и традиции. Как следствие,  приверженцы различных методологических  систем обладают непохожими, а  нередко и сугубо противоположными  взглядами на одни и те же  факты. Поэтому цель нашего  исследования – обобщить различные  исследовательские подходы в  рамках изучения одной проблемы. Задачами являются: изучение цивилизационного, марксистского, мир-системного и современного политологического подходов; выявление общего и особенного в этих подходах; выявление возможных перспектив дальнейшего исследования.

 Теоретическая значимость  работы будет состоять в том,  что исследование проблемы путём  сравнительно-историографического  анализа различных научных традиций  даст более широкое понимание  предмета, нежели его изучение  с позиции отдельно взятой  концепции. Практическую же пользу  работа имеет, в первую очередь,  в гуманитарном смысле.

-24-

Россия, на сегодняшний день, не ушла из глобальной политики, и даже более того, старается вернуть  себе потерянные два десятилетия  назад позиции. Однако, на наш взгляд, в политической сфере даже на высших уровнях власти пока ещё нет однозначного понимания происходящих в мире процессов. Этот тезис хорошо иллюстрирует пример с позициями российских политических лидеров по вопросу ливийского конфликта 2011 года, когда действующий президент  Д.А. Медведев. одобрил военные санкции, применённые ООН в отношении африканской страны, а премьер-министр В.В. Путин сначала воздержался, а затем однозначно выразил несогласие с таким решением вопроса1. Таким образом, ощущается острый дефицит гуманитарных методологических исследований, на основании которых можно формировать представление о ходе мировой политики и в соответствии с этим представлением принимать осознанные, взвешенные решения.

Информация о работе Западная и восточная цивилизация