Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:25, курсовая работа
Эпоха Возрождения – Ренессанс (примерные границы - XIV – XVI вв.) – одна из самых ярких в истории человечества. То что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением – прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Это время гениальных творцов, время решительного выхода человека за границы традиционного общества, время утверждения индивидуалистической ориентации человека, время резких контрастов и противоречий.
Следует
заметить, что более крупное сочинение
Макиавелли «Рассуждения» носит
значительно более
В
эпоху Возрождения возникали
и социалистические представления
об идеальном государстве. Часто
эти идеи носили утопический характер,
так как отражали объективно несуществующие
общественные условия и силы тогдашнего
общества. Одним из наиболее значимых
«утопистов» Возрождения был То
Ключевым пунктом «Утопии» является отсутствие частной собственности: «Я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможно только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей». Кроме того, в Утопии все граждане равны между собой. Жители Утопии занимаются сельским хозяйством и кустарными промыслами; работают не по принуждению в течение 6 часов в день. Такая организация делает всех граждан счастливыми: «Тут не существует неравномерного распределения продуктов, нет ни одного нуждающегося, ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее все богаты». Другие государства «представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».
Томас Мор является одним из основателей утопического социализма. Свои мечты о новом обществе он не считал неосуществимыми, хотя и осознавал трудности их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. «Утопия» - протест человека, измученного насилием несправедливого общества, который никогда не будет заглушен [ 12, c.316-319; 4, c.339-341; 1, c.101-102 ].
Жан Боден (1530-1596) был свободен как от крайностей реализма Макиавелли, так и от утопизма Мора. Он выразил в своих «Шести книгах о республике» (1576) потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн и объединить всех членов общества, связав их в единое целое. Но этот суверенитет не достижим методами, рекомендуемыми Макиавелли которые грешат имморализмом и атеизмом, его можно установить на справедливых началах, апеллируя к разуму и естественным законам. Государство у Бодена представляет собой содружество, фундаментом которого является семья, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Боден признает имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила. Абсолютизм Бодена имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости), законов природы и божественных законов, и эти пределы для него обязательны. Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, а тирания.
Интересны и взгляды Бодена на религию. В работе «Colloquium heptaptlomere» («Разговор семерых») он описывает спор между семью последователями разных религий. Основная мысль работы состоит в том, что существует естественный фундамент, общий для всех религий, о есть то, что объединяет различные религии, сильнее того, что разъединяет [ 12, c.320-321; 4, c.337-338 ].
Важный вклад в развитие социальной мысли Ренессанса внес Томмазо Кампанелла (1568-1639). Он выражает мысль о необходимости больших преобразований, направленных на установление справедливого общества. В отличие от Мора. Он полностью убежден в возможности реализации этой идеи путем восстания. Он был участником заговора, замышлявшегося для ниспровержения испанского владычества и установления имущественного и социального равенства. После раскрытия заговора Кампанелла пригова-ривается к пожизненному заключению.
Социальная программа Кампанеллы изложена в его книге «Город Солнца», написанной в тюрьме. Повествование в ней ведется от лица морехода, посетившего остров Тапробану со столицей Город Солнца. Государственное устройство Солнечного города, как и «Утопии» Мора, основано на отсутствии частной собственности. В Городе Солнца существует разделение труда (умственный труд отделен от физического). Государством управляет самый одаренный гражданин – Метафизик, опирающийся на трех помощников, а те, в свою очередь, на более узких специалистов (всего в городе сорок начальников). Смена постов может происходить по решению общего городского собрания, которое проходит дважды в месяц, а Метафизик и три его заместителя могут сменяться только тогда, когда появятся люди, превосходящие их своими способностями. В отличие от «Утопии», труд «соляриев» составляет 4 часа в день; в Городе Солнца нет рабов, еще сохранившихся в «Утопии» [ 5, c.38-42; 4, c.341-342 ].
Развитие социально-политической мысли в эпоху Возрождения не является односторонним. С одной стороны, идеалом представляется сильная центральная власть; с другой стороны, были продолжены идеи Платона о разработке идеального государства, получившие раскрытие в социальных утопиях Т.Мора и Т.Кампанеллы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философия
Возрождения – особый этап в истории
западноевропейской философии, характеризующийся
утверждением новой, специфической
формы философствования, строящейся
на принципиально иных традициях, не
зависимых от философской схоластики.
Идейными источниками философии
Возрождения являются античная философия
(Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники),
раннехристианские учения, отчасти
арабские и византийские мыслители.
Оформлению натурфилософских идей, характерных
для Ренессанса, содействовали научные
открытия (концепция гелиоцентризма
Коперника, астрономические открытия
Кеплера и Галилея) и изобретения,
свидетельствующие о
Возрожденческий гуманизм открыл целую эпоху напряженной борьбы философии со схоластикой за право не быть служанкой богословия, за новый стиль и облик самого философствования, возрождающий свободный диалог, спор в движении к истине. Гуманисты обратились к первоисточникам как древнехристианской, так и языческой традиции. Христианство у них предстает в качестве всеобщей этической нормы, продолжающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры.
Эпоха Возрождения была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических рамок феодализма, что вызвало интерес к осмыслению социально-политической практики. В «гражданском гуманизме» доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности; подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности. В этот период появились такие крайние политические теории, как концепция абсолютной власти Н.Макиавелли и Ж.Бодена и первые социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы.
Философия
Возрождения стала чрезвычайно
важным этапом в становлении философии
Нового времени, заложив основы для
последующей еще более
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Западно-европейская философия и наука в Эпоху Возрождения