Зарождение и развитие философской мысли в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:38, реферат

Описание работы

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Содержание работы

Введение 3
1 Периодизация древнеиндийской философии 5
2 Древнеиндийские религиозные тексты – веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (Брахман, Атман, сансара, карма, мокша) 9
2.1 Философия ведийского Брахмана…………………………………………...9
2.2 Учение о брахмане и атмане ………………………………………………..12
2.3 Учение о сансаре и карме …………………………………………………..14
3 Комплекс идей буддизма. Четыре «благородные истины" 16
4 Школы йога и санкхья…………………………………………………..26
4.1 Школа санкхьи ……………………………………………………………...26
4.2 Школа йоги ………………………………………………………………….30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Хабаровская Государственная Академия Экономики и Права

 

 

Отметка деканата о приёме

     

Дата:

     
         

Факультет:

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Кафедра:

Социально - гуманитарных наук


 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Философия

Тема:


Зарождение и развитие философской мысли в Индии

Вариант №

3

Задания №

00  00  00  00

Листов

34


Рецензент:

 

Проверка:

   

Дата:

   

Подпись:

   
     

Аттестация:

   

Дата:

   

Подпись:

   

Выполнил:

Чуйкова Наталья Игоревна

Курс:

4

Группа:

БУ (дс) - 01

Специальность:

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Шифр специальност:

000000

Зачётная книжка №

1001193

Адрес эл. почты:

natasha-chuykova@mail.ru

Телефон:

+79248806089




 

Содержание

  Введение

        В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Индийская философия – одна из наиболее древних в мире: ее история исчисляется многими сотнями лет. Зарождение индийской философии относят обычно к X – IX вв. до н.э. Исторически первые философские системы в Индии, как и в Греции, представлены различными материалистическими школами.

Исследование, которым я воспользовалась, является новаторским прежде всего в том смысле, что использованный в нем материал, рассматриваемый с точки зрения механизмов трансляции философского знания, до сих пор не стал предметом специальных изысканий не только в отечественной, но и в зарубежной науке. Причина состоит в том, что историков индийской мысли интересует преимущественно либо тот ее период – ведийский и поздневедийский, - который, при всем своем исполинском значении для индийской культуры, еще не породил собственно философии, либо та эпоха, когда философская мысль уже окончательно сложилась, когда менее приметные, но важнейшие формационные процессы остались далеко позади.

Поскольку буддийские школы составляли основной компонент «школообразования» рассматриваемого времени, предпримем попытку не только выявить все философствовавшие «микроконфессии» традиционного буддизма и наиболее значительных  их представителей, но и определить особенности буддийской школьной литературы, известной как абхидхармическая. Буддийские процессы «школообразования» оказываются в значительной мере парадигмальными и для небуддийской философской среды и потому представляют богатые возможности для сопоставлений: в работе показано, что наиболее интересные параллели дает история школ санкхьи.

1 Периодизация древнеиндийской философии

       Возникновение предфилософии в Древней Индии относится примернок середине 1-го тыс. до н.э. В этот исторический период на территории современной Индии стали появляться первые формы государственного устройства индийского общества. Древнеиндийское общество делилось на группы (варны), которые представляли собой основополагающие элементы кастовой социальной системы. В древнеиндийском обществе складываются четыре социальные группы, а именно: жреческая варна (брахманы); варна военной аристократии (кшатрии); варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и низшая варна (шурды). Высшая жреческая варна, являясь носителем образованности и специальных знаний, оказывала большое влияние на общество, на развитие религиозной идеологии и философских взглядов.

Религиозное миропонимание стимулировало развитие философского мышления. Общемировоззренческие вопросы о природе божества, смысле и цели жизни, об отношении индивидуальной души к всеобщей душе всегда были в центре внимания как религии, так и философии. При этом религиозные формы не препятствовали  обсуждению философских вопросов. Более того, даже на ранних этапах своего развития философия всегда стремилась вносить поправки в религиозные верования. Доказательством улучшения религии является переход от гимнов Вед до Упанишад. Допуская существование Бога, философские школы вайшешики и йоги не признают его творцом Вселенной, а ранние формы буддизма равнодушны к существованию Высшего существа. Буддизм является иллюстрацией того как философское мышление стало тем образцом интеллектуальной деятельности, когда основоположения ее  основаны на логике. Разум свободно подвергает сомнению и критике убеждения, с которыми человек родился на свет. Несмотря на то что религия и социальные традиции играют ведущую роль в жизни индийского общества, а жизнь отдельного  человека ограничена нормами кастового строя, он вправе иметь собственную точку зрения и присоединиться к любым формам философского или религиозного миропонимания.

В Индии философия занимает видное, независимое положение от других форм научного миропонимания. На западе философия всегда обращалась за поддержкой к другим наукам. В античные времена она опиралась на натуралистические знания, математику, этику; в Средние века – на теологию; в Новое время – на естествознание; в XIX в. – на историю, социологию и политику.

В Индии же философия всегда была самодостаточна, и все другие науки искали в ней вдохновение и опору. Относительная обособленность Индии от западноевропейской культуры способствовала развитию собственного индийского миропонимания, жизненных идеалов, философии и религии. Если священные книги христиан являются по преимуществу религиозно-этическими, то священные писания индусов отличаются большим спиритуализмом и созерцательностью. Спиритуалистический характер имеет и индийская философия. Вечное бытие Бога – это всепроницающий фактор индийской жизни. Особенностью индийской жизни является доминирование духовного мотива, что выражается в самом характере индийской философии.

Однако, несмотря на преобладающий интерес к субъективному и духовному, индийская мысль внесла большой вклад в развитие частных наук. Индийские мыслители заложили основы механики и математики, анализировали строение материи, составляли карту неба, при помощи созвездий Зодиака определяли путь Солнца и планет, разделили эклиптику на 27 и 28 частей, подразделили год, достигли большого искусства в медицине и хирургии, изучали животных и птиц, растения и семена. Они хорошо знали планеты; период обращения Юпитера (в соединении с периодами обращения Солнца и Луны был составлен календарь в виде цикла в 60 лет).

    Представления  индийцев о человеке и обществе, морали и религии были замечательными  для того времени. И хотя индийцы  действительно были склонны к созерцательному складу ума, все же нет никаких оснований утверждать, что они занимались лишь мифологией и поэзией и отвергали науку и философию. Древние индийские мыслители по своей природе были, возможно, неисторичными или же, напротив, настолько сверхфилософами, что в настоящее время больше известно о философских системах, чем о самих философах.

   Древнеиндийская  философия делится на следующие  периоды:

    1. Ведийский период (1500 до н.э. – 600  до н.э.). Это начало индийского возвышенного идеализма, нашедшего свое отражение в Ведах;
    2. Эпический период (600 до н.э. – 200 н.э.). Его рамки определяются эпохой ранних Упанишад и формированием философских систем – даршан, т.е. всех воззрений на реальность, усвоенных умом человека. Даршана – это духовное восприятие, весь кругозор, раскрывающийся душевному чувству. Этот взгляд души присущ только философу. Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» являются выражением героического и божественного в человеческих отношениях.
    3. Период философских сутр (от 200 н.э.). Формирование систематизированных философских обобщений. Такое обобщение философских знаний произошло в форме сутр, представляющих собой краткие изречения и предназначенных для заучивания наизусть с последующим их разъяснением в устных беседах. По самим сутрам трудно понять  их содержание, ибо оно допускает самое различное толкование. Сутры невозможно понять без комментариев, поэтому последние приобрели большее значение, чем сами сутры. Комментарии (бхашья, вартика, вьякхья и др.) относятся, как правило, к периоду раннего Средневековья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Древнеиндийские религиозные тексты – веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (Брахман, Атман, самсара, карма, мокша).

2.1 Философия ведийского периода. Брахманизм.

 

    Формирование философских взглядов в Древней Индии  происходит на основе религиозной идеологии брахманизма (учений жрецов, брахманов). Брахманизм как религия складывается в окончательном виде уже в середине 1-го тыс. до н.э., объединяя и аккумулируя многочисленные религиозные учения раннего рабовладельческого общества в Индии. Страдания людей в брахманизме объявляются несущественными, ибо весь мир явлений – это только иллюзия – майя. Единственно реальным является существование Брахмы – мирового духа, безличной и бескачественной божественной силы.

   Постулаты брахманизма выражены  в Ведах. В них древнее религиозное  мировоззрение сочетается с ранними  философскими взглядами на окружающий  мир, самого человека и его  нравственность.

    Веды – древнейший  памятник индийской литературы, охватывающий период с 2-го тыс. до VI в. до н.э. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты. Его составляют четыре сборника: Ригведа, сборник религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н.э.); Яджурведа, жертвенные изречения; Самаведа, жертвенные песни; Атхарваведа, песни заклинания. Ведические тексты остальных частей представляют собой комментарии и дополнения к Самхитам. Так, вторую часть Вед составляют Брахманы – ритуальные тексты. Третья часть Вед – Араньяки («лесная книга») – повествует о жертвоприношениях и содержит нормы и правила для отшельников. Заключительная часть Вед – Упанишады – содержит тексты религиозно-философского характера. По существу Упанишады есть собственно философская часть Вед, возникшая около 1000г. до н.э.

    Ведийская литература закладывает основы философского миропонимания. Миропонимание в древнеиндийской философии как понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и всеобщей связи.

    Вся история – это  последовательность жизни Космоса  и абсолютного Небытия, которые  сменяют друг друга каждые 100 космических  лет. Бытие и небытие ассоциируются соответственно с выходом и входом Брахмы-Космоса, который живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное Небытие. Время существование последнего также 100 космических лет – до нового рождения Брахмы-Космоса и появления новой жизни, но уже в более высокоорганизованной форме.

    Цель эволюционного процесса  – достижение совершенного духа  посредством перманентной смены  материальных форм. Все конечное  и смертное имеет ценность  лишь постольку, поскольку в нем  отражается вечное.

    Согласно буддийским текстам, претензии брахманов на право быть учителями народа следует считать ни на чем не основанными, вводящими в заблуждение и вообще лживыми. Основной аргумент брахманов в обосновании своих претензий на учительство – происхождение от самого Брахмы – буддистами откровенно высмеивался. Претензию же брахманов на особые отношения с Брахманом (как высшее благо) Будда не отвергал, но считал, что сами брахманы, рассчитывавшие здесь на свою варну и «классическое образование», на такие отношения претендовать не могли, будучи обременены житейскими заботами и чувственными страстями. Он утверждал, что они учат тому, чего сами не видели и чего не знают, уподобляясь тому чудаку, который влюбляется в совершенно незнакомую ему женщину, или строителю лестницы к несуществующему дому.

Информация о работе Зарождение и развитие философской мысли в Индии