Зарождение и развитие философской мысли в Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:38, реферат

Описание работы

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.

Содержание работы

Введение 3
1 Периодизация древнеиндийской философии 5
2 Древнеиндийские религиозные тексты – веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (Брахман, Атман, сансара, карма, мокша) 9
2.1 Философия ведийского Брахмана…………………………………………...9
2.2 Учение о брахмане и атмане ………………………………………………..12
2.3 Учение о сансаре и карме …………………………………………………..14
3 Комплекс идей буддизма. Четыре «благородные истины" 16
4 Школы йога и санкхья…………………………………………………..26
4.1 Школа санкхьи ……………………………………………………………...26
4.2 Школа йоги ………………………………………………………………….30
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

    Мысль о том, что человек может приобрести  ряд необычных физических и  психических способностей посредством контроля своей чувственной и умственной деятельности, нашла свое отражение еще в Ригвиде и Упанишадах. В частности, в «Майтри Упанишадах» рассматриваюся шесть составных частей йоги и упоминается ряд терминов системы Патанджали.

    Согласно этой системе йога является систематическим усилием, направленным на достижение совершенства посредством осуществления контроля над активной волей, познающим разумом и телом человека. Центральный ее вопрос – не построение теоретических систем, а практическая разработка методов и средств упорядоченной деятельности во имя духовной свободы.

    Метафизика  йоги созвучна с онтологией  санкхьи. Вселенная ни кем не сотворена и вечна. Субстанция есть пракрити. Развитие пракрити осуществляется при помощи трех составляющих ее сил, или гун. Существует множество индивидуальных душ. Однако  есть и различие между этими двумя системами. Человек, согласно йоге, обладает большей свободой, чем это предполагает учение санкхьи. Его цель – освобождение, которое заключается в отделении пуруши от пракрити и обращении к богу.

    Если санкхья  утверждает, что освобождение осуществляется  через познание, то йога настаивает  на пути спасения посредством  активных, систематических усилий. Иными словами, предпочитает логические  исследования, йога – благочестивые действия и умственную дисциплину. Поэтому йога обращается к понятию бога. Природа бога совершенна. Он представляет собой не творца и охранителя всей вселенной, а особое «Я» (пуруша-вишеша). Личный бог философии йога – это средство для достижения конечного освобождения.

    Гносеология  йоги основана на трех формах  познания: воспритии, логическом выводе  и священном писании. Знания. Полученные  посредством этих трех форм  познания, не являются абсолютно  достоверными, поскольку истинность знания достижима только через практику йоги.

   Искусство йоги, или практика йоги, основана не  на целенапрвленном исследовании разума, а, напротив, на подавлении его деятельности в целях открытия реальности «Я», т.е. проникновения в те сферы и пласты человеческой психики, которые открывают божественную природу человека. Подавление деятельности ума достигается через выполнение ряда упражнений, осуществляемых с помощью очистительных мер, воздержания, познания, веры и подчинения желаний, посредством добродетельной благочестивой жизни.

    Физическую  природу человека йога рассматривает  как средство для выражения  духовной жизни. Для осуществления  этого йога предлагает восемь  принципов: 1. Воздержание (яма), 2. Соблюдение  правил (нияма), 3. Положение (асана), 4. Регулирование дыхания (пранаяма), 5. Удаление чувств (пратьяхара), 6. Фиксированное внимание (дхарана), 7. Созерцание (дхьяна), 8. Сосредоточенность (самадха).

   Этическая направленность  системы йоги обусловлена ее  целевой установкой – формированием  высоконравственной личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Таким образом мы видим, что история индийской философии давно утвердилась в качестве некоего литературного жанра и напоминает инвариантные описания индийских гимнософистов у античных, а затем и средневековых историков и доксографов.

  Следует признать, что история  индийской философии не смогла  бы продержаться столь длительное  время и сохранять свои непререкаемые  позиции и сейчас, если бы ее  ткань не содержала некоторых  добротных ниток. Прежде всего, у нее есть свои исторические заслуги: «пионеры» этой схематизации отстаивали концепцию автохтонности и самостоятельного исторического пути индийской философии в период полного преобладания европоцентристских установок. Далее, безусловно верным является признание континуальности в индийской традиционной мысли, а единство индийской культуры оправдывает соотнесение истории индийской мысли с более общими культурными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Грядовой Д. И.: История философии. – Москва, 2009. С. 458
  2. Шохин В. К. Школы индийской философии. Период формирования – Москва, 2004. С. 412

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чуйкова Наталья Игоревна, БУ (дс) - 01, 4 курс, 1001193

 

 


Хабаровск, 2012


Информация о работе Зарождение и развитие философской мысли в Индии