Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:38, реферат
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Введение 3
1 Периодизация древнеиндийской философии 5
2 Древнеиндийские религиозные тексты – веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (Брахман, Атман, сансара, карма, мокша) 9
2.1 Философия ведийского Брахмана…………………………………………...9
2.2 Учение о брахмане и атмане ………………………………………………..12
2.3 Учение о сансаре и карме …………………………………………………..14
3 Комплекс идей буддизма. Четыре «благородные истины" 16
4 Школы йога и санкхья…………………………………………………..26
4.1 Школа санкхьи ……………………………………………………………...26
4.2 Школа йоги ………………………………………………………………….30
Заключение 33
Список литературы 34
Брахманисты, в свою очередь, также не остаются в долгу и достаточно жестко дистанцируются от своих оппонентов, предлагая даже меры противодействия распространению их учений. Так, «Майтриупанишада», перечисляя различные «шипы общества», последними среди них (после профессиональных нищих, вымогателей и доморощенных оккультистов) называют тех, кто пытается «опутать» приверженных к Ведам ложными рассуждениями и примерами. Они характризуются как воры, недостойные неба, с которыми не следует общаться. В «Манава-дхармашастре» твердо указывается, что отрицателям авторитета Вед, которые здесь называются «нечестивыми» (пашанда), а также тем, кто основывается на голой аргументации (хайтука), не подобает выказывать почтения даже словом.
Природа Мировой Души может быть раскрыта через взаимосвязь понятий «брахман» и «атман». Брахман – безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и поражающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман – всепроницающая субъективная реальность.
Вселенная есть брахман,
а брахман есть атман: чтобы
познать первичную реальность, нужно
познать атман «Я». Поэтому из
всех видов познания
- пракрити – материальное
- пуруша – чистое сознание;
- майя – сознание, сновидения, иллюзии, незнания.
Учение о брахмане
и атмане является одним из
основополагающих в
Значительно более различались взгляды астиков и настиков на выопрос о существовании Атмана как перманентного и «субстанциального» духовного начала, принимающего каким-то образом временные тела. Их дискуссия на эту тему наглядно представлены в главах «Махабхараты», в которых излагается полемический диалог Бхригу и Бхарадваджи, где первый – обобщенный образ брахманиста – противодействует попытке второго редуцировать Атмана до наблюдаемых телесных компонентов. Бхригу аргументирует это тем, что не все существующее наблюдаемо и не все ненаблюдаемое – уже несуществующее. В другой главе «Махабхараты», посвященной учителю санкхьи Панчашикхе, сообщается, что он изгнал сто учителей-настиков, живших при дворе царя Джанаки и раздражавших слух благочестивого царя своими рассуждениями по разным предметам. Сам Панчашикха, «твердо стоявший в предании, не мог удовлетвориться их решениями посмертного существования, посмертного рождения и особенно Атмана». Материалисты считают Атман излишним, потому что, по их мнению, телесных начал совершенно достаточно для объяснения всего, что происходит с индивидом, а того, что не уменьшается в рамки воспринимаемости, попросту не существует.
Отчетливое указание
на то, что Панчашикха своей
аргументацией поверг настиков
в смятение (после чего Джанака
изгнал лжеучителей), а также развернутое
в период становления
Идея тождества брахмана и атмана, мировой души и души человека, объекта и субъекта предполагает возможность их взаимного перехода. На этой идее строится учение о сансаре (круговороте жизни) и учение о карме (законе воздаяния) в Упанишадах. В учении о сансаре человеческая жизнь представлена как бесконечная цепь перерождений, детерминированная кармой.
Карма – предопределенность человеческой жизни. Законы кармы детерминируют будущее рождение человека, являющееся результатом его деятельности в течение всех предшествующих жизней. Пройдя через множество жизней, человек может достичь мокши – высшего нравственного совершенствования. Человек, ведущий благопристойный образ жизни, вправе рассчитывать на то, что он в будущей жизни может родиться в качестве представителя высшей варны. И напротив, человеку, ведущему неправедный образ жизни, в будущей жизни уготовлена судьба представителя низшей варны (сословия) или животного мира, в случае если его атман попадет в тело животного. В законе кармы дается определенная трактовка причин существования в обществе социальных различий. Этими причинами являются нравственные различия между людьми.
Следовательно, одна из
основных жизненных задач
Очевидно, что философское
миропонимание мыслителей
В VI в. до н.э. в Северной Индии возникает буддизм. Буддистская мысль в самой Индии изменялась на протяжении более тысячи лет, поэтому учение буддизма проходит ряд этапов в процессе своего формирования.
Ранний буддизм представляет собой форму этического идеализма. Эта философская форма является средством снятия противоречий, складывающихся между верой и знанием, и ориентирована на решение практических задач в жизни человека. Более поздние формы буддизма имеют явно выраженную теологическую направленность, которая находит свое выражение в религии буддизма. Буддизм – одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и исламом.
Основатель буддизма – Сиддхартха, т.е. «Достигший своей цели»; его родовое имя – Гаутама. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья (область Южного Непала). Годы жизни Сиддхартха Гаутама около 563-483 до н.э. По преданию, он был женат на своей двоюродной сестре Яшодхаре и имел от нее сына Рахулу, который позже стал его учеником. Противоречия реальной жизни вызвали в его душе разлад и тревогу и, будучи неудовлетворенным жизнью, в двадцатидевятилетнем возрасте он отказывается от благополучной жизни во дворце и уходит из дома. После многих лет отшельничества, находясь ночью под индийской смаковницей, он достигает состояния пробуждения (бодхи), которое заключается в осознании правильного жизненного пути, отвергающего крайности. Впоследствии странствующий проповедник Гаутама был назван именем Будды – «знающего», «пробужденного», «просвещенного».
Для буддизма как философского
учения характерна
В основе учения Будды
находятся открывшиеся в ночь
просветления четыре
1 существует страдание, и вся жизнь человека связана со страданием;
2 существует причина страдания, которой является жажда (желание) обладать, быть (желание наживы, удовольствия, славы и т.п.), ведущая через страсти к перерождению и рождению вновь;
3 существует освобождение от страдания, устранение страстности в желаниях, различного рода крайностей в жизни человека, т.е. устранение причин страдания;
Избавление от страдания – основной мотив учения Будды. Освободиться от всепроницающего зла существования – цель нравственной жизни. Нирвана есть высший идеал жизненной ориентации человека. Поэтому все положительные формы поведения, ведущие к ней или приводящие к прекращению новых рождений, хороши, а противоположные формы – плохи.
Вопрос о
практических путях этического
совершенствования разработан
- правильные взгляды (постижения учения Будды);
- правильные стремления
(трансформация основных
- правильная речь (возздержание от многословия, злословия, лжи и т.п.);
- правильный образ жизни
(соблюдение нравственных
- правильное усилие (осуществление власти над страстями, которая должна помешать возникновению плохих качеств, и изгнание плохих мыслей);
- правильное мышление
( освобождение ума от
- правильное спокойствие, или правильный экстаз (духовное самопогружение, медитация).
Этическая система
буддизма свободна от
Нирвана –
это состояние полного
Этика буддизма
непосредственно связана с его
метафизикой, концепцией индивидуального
«Я», психологией и теорией
Будда отказывается
размышлять о первичных и
Познание с позиций буддизма – это средство достижения предельной цели бытия личности. Буддистская гносеология исходит из признания чувственной и рациональной форм познания и установления практики медитации.
Практика медитации
является способом, средством буддистского
проникновения в сущность
Будда не считал,
что всякий транс является
положительным. Транс должен быть
ориентирован на истинную цель,
а именно искоренение желаний.
Это возможно при условии
С организованной точки зрения буддизма помимо буддийских школ не было и нет, вне школ он составляет лишь абстракцию, относясь, как сказали бы сами буддисты-праджняптивадины, лишь к «номинальным сущностям». Однако сложнее согласиться с трактовкой этого факта как признака положительного равноправия, демократизма и духовной свободы буддийских школ, противопоставляемым по этим показателям «авторитаристскому» духу христианства: говорить о мягкости законов можно только в том случае, если есть сами законы, а о религиозной веротерпимости – только при наличии реальной ортодоксии. В буддизме же «ортодоксальными» были те школы, которые сами считали себя таковыми, и потому «ортодоксий» в нем было гораздо больше, чем в христианстве. С большими основаниями, но также с оговорками можно рассуждать об «ортодоксии» в рамках отдельных буддийских «микроконфессий». В каждой из них различимы начальные слои и дальнейшие приращения, и, подобно буддизму в целом как сумме школ, каждая значительная школа может рассматриваться как множество подшкол, среди которых также различимы традиционалисты и реформаторы.
Подавляющее большинство
ученых делят буддийскую
Информация о работе Зарождение и развитие философской мысли в Индии