Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 07:38, реферат
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Введение 3
1 Периодизация древнеиндийской философии 5
2 Древнеиндийские религиозные тексты – веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (Брахман, Атман, сансара, карма, мокша) 9
2.1 Философия ведийского Брахмана…………………………………………...9
2.2 Учение о брахмане и атмане ………………………………………………..12
2.3 Учение о сансаре и карме …………………………………………………..14
3 Комплекс идей буддизма. Четыре «благородные истины" 16
4 Школы йога и санкхья…………………………………………………..26
4.1 Школа санкхьи ……………………………………………………………...26
4.2 Школа йоги ………………………………………………………………….30
Заключение 33
Список литературы 34
Во первых, основные ключевые слова в этой классификации буддийских течений – «хинаяна» и «махаяна» - являются не научными, но чисто оценочными, а потому и тенденциозными. Первый термин, означающий «малая колесница» или «узкий путь», есть не более чем уничижительная оценка, данная буддистами, которые величали свой «широкий путь» «великой колесницей», другим буддистам, их конкурентам. Потому и употребление самих этих терминов буддологаминемахаянистами является общепринятым недоразумением, ибо обсуждаемые термины несут очевидную конфессиональную окраску. Если всерьез разбираться, что обычно ассоциируется с этими терминами, то следует говорить о буддийских школах, опиравшихся на особым образом организованные собрания канонических текстов или создававших эти тексты, и тех направлениях, которые примерно с 1в. н.э. предлагали другие принципы организации авторитетных текстов, претендуя на иное прочтение и хранение начального буддийского наследия. С этими различиями в самой текстопорождающей деятельности соотносилась и содержательная переоценка общего наследия. Поэтому более осторожным и в то же время правильным было бы среди указанных основных направлений буддизма различать буддизм традиционный, который можно было бы назвать и буддизмом трех корзин и нетрадиционный, только из удобства оставив за последним условные обозначения «махаянский» и «ваджраянский» - условные потому, что коррелят в виде буддизма «хинаянского» отпадает однозначно.
Во-вторых, простой
фактологической ошибкой
Школы традиционного
буддизма исследовались
В настоящее
время признано, что общебуддийское
предание о существовании «18 школ»
буддизма является лишь
Нчало истории
школ традиционного буддизма
восходит еще к первой
География буддийских
школ позволяет различать
Школы традиционного буддизма развивались как параллельные, взаимовлияющие и конкурирующие монашеские общины, обеспечившие развитие буддизма от уровня странствующей общины до стабильных монастырских «микроконфессий». Статус каждой школы определялся уровнем охватываемой ею структуры монастырей, влиянием на мирян, признанием со стороны наиболее состоятельных слоев обществ и мерой поддержки со стороны верховной власти.
Несмотря на разницу в приоритетах, практически все значительные школы традиционного буддизма участвовали в разработке общих философских вопросов, а также теории «освобождения» и ряда других буддийских «догм».
Проблемы, обсуждавшиеся
этими школами, составили своеобразный
обособленный дискуссионный
Удивительным образом буддистам была небезразлична проблема возможности культивирования аскетической дисциплины полового воздержания (брахмачарья) и среди богов – некоторые допускали эту возможность, другие отрицали. Буддисты полемизировали и по вопросу о границах возможностей последователей небуддийских общин достичь некоторых «сверхспособностей»: школы большей «экуменической» направленности допускали такую возможность, «фундаменталисты» отрицали. Реальной проблемой здесь была более общая: считать ли буддизм единственной истинной религией или допустить возможность по крайней мере «частичного освобождения» и в рамках других?
Собственно философская
проблематика буддийских школ
представляла собой в
Алара Калама,
первый учитель Будды, был одновременно
и одним из первых, если не
первым, учителем санкьи и йоги
– об этом единогласно
Одна из
древних форм индуистского
Считается, что слово «санкхья» происходит от samkhya (перечисление), а поскольку данная система дает аналитическое перечисление принципов космоса, то рассматриваемый термин соответственно этому означает число, перечисление. Однако в старых текстах термин «санкхья» употребляется в смысле философского размышления. Основатель этой системы – Капила, ведический мудрец. Он считается автором классического философского текста «Санкхья-карика, состоящего из 70 сутр. Приложения и комментарии к нему занимают 6 томов и составлялись несколько столетий.
Система
санкхьи представляет собой
Первопричина
не обусловлена никакой
Существование
пракрити доказывается
- отдельные предметы
ограничены размером, а свойство
ограничения обусловлено чем-
- отдельные предметы имеют общую качественную определенность. Следовательно, они имеют какую-то общую основу их происхождения, т.е. первооснову мира;
- изменение и развитие отдельных предметов являются иллюстрацией того, что существует какое-то действующее начало, т.е. основа мира, его причина;
- существующее единство
мироздания возможно только
Следовательно, предметы причинны, а пракрити непричинна (самодостаточна); предметы есть результат (следствие) реализация каких-либо причин, а пракрити сама является причиной причин (первопричиной); предметы ограничены пространственно-временными границами, а пракрити-всепроницающая и вечна. Пракрити – это «то,что никогда ни есть, ни нет, то, что существует и не существует, то, в чем нет небытия, то, что проявляется, то, что не имеет никакого специфического признака, то, что не проявляется, то, что представляет собой центральную основу всего».
Для последователей учения санкхьи пракрити не является ни материальной субстанцией, ни духовной субстанцией. Однако она признается ими существующей в качестве необходимого условия всякого творения. Пракрити – основа всякого объективного существования, основа бытия вселенной.
Развитие пракрити осуществляется посредством трех составляющих ее сил, или гун, существование которых выводится на основании производимых ими следствий. К числу последних относят: совершенство (саттва), источник действия (раджас), воздержанность от действия (тамас).
Функциями этих трех следствий соответственно являются: проявления (пракаша), выражающие удовольствие; действия (праврити), производящие страдания; сдержанность (ниямана), обусловливающая безразличное состояние, апатию, леность. Из этих трех составных частей состоит не только первичная субстанция – пракрити, но и все вещи окружающего мира. При этом вещи всегда производятся всегда с помощью взаимодействия гун, но никогда не создаются.
Пракрити
и его продукты лишены
При соединении
пракрити и пуруши возникает
все многообразие предметов
Теория познания
санкхьи рассматривает
Этика санкхьи исходит из идеи универсальности и всеобщности страдания. Система санкхьи, как и ряд других школ древнеиндийской философии, основной задачей считает познание пути, средств и способов, ведущих к абсолютному освобождению человека от страданий. Спасение осуществляется посредством разрыва союза пуруши с тонким телом, ибо этот союз является причиной сансары. Освобождение от бесконечной цепи перерождений и достижение свободы осуществляется познанием различия между пурушей и пракрити.
Во многих отношениях весьма близка к санкхьи система йоги, хотя в ней в отличие от санкхьи признается и личный бог. Кроме этого, есть различие по таким основным проблемам, как природа души, деятельности, причинности, и ряду других вопросов.
Термин «йога» несет различную смысловую нагрузку. Он означает метод, соединение, напряжение, энергичное усилие и т.д. Основателем системы йоги считается Хираньягарбха, согласно другой точке зрения – Патанджали, который в своей работе «Анушасана» систематизировал представления йоги и изложил их на основе метафизики санкхьи. Его «Йога – сутра» - старейшее руководство йогической школы. Она состоит из четырех частей. Первая из них рассматривает природу и цель самадхи, или созерцательного самопогружения; вторая определяет методы и средства достижения этой цели; третья излагает значимость необычных способностей, полученных с помощью практики йоги; четвертая раскрывает природу освобождения.
Информация о работе Зарождение и развитие философской мысли в Индии