Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:18, реферат
Существование человека совершается в проецировании себя в будущее. Человек сам создает себе основание. Поэтому он всецело ответствен за него, не имея права перекладывать свою ответственность на "каузальный порядок мира", на свою сущность. Его "существование предшествует сущности". Я ответственно за свое существование, как только оно принимает свою жизнь в качестве чего-то им не выбранного. Это согласие жить спонтанно. Оно предшествует всякому волевому акту "внутри" жизни. Литература у Сартра — образец всякой свободной целеполагающей деятельности.
Сартр считал, что для этого в первую очередь необходима честная оценка той степени, в какой мы несем ответственность за себя и друг за друга. Мы вынуждены выбирать, что будет благом, а что — злом. Эти нормы не устанавливаются загодя. Где бы ни существовали такие нормы, их авторитет обусловлен чьим-то выбором. Это не означает, что ценности произвольны или иррациональны. Это означает, что мы можем и должны решить, что должно делать. Ответственность за такое употребление свободы лежит на нас и только на нас.
Своеобразной параллелью феноменологической редукции, превратившей сознание в «ничто», служит у Сартра ироническое отношение к ценностям», причем не только культурным, но и моральным. «Ничто не заставляет существовать ценность, если только это не та свобода, которая одним ударом заставляет существовать меня самого… (ценность) навязывается свободе». «Моя свобода — единственное основание ценностей, и ничто не может оправдать меня в принятии той или другой определенной ценности, той или другой определенной шкалы ценностей… Бытие ценностей держится на мне».
Даже то единственное, что может хоть косвенным образом повлиять на человеческое сознание — моральная ценность, полностью отрицается Сартром. Не то страшно, что человек принуждается у выбору, страшно то, что этот выбор не ориентирован морально. Если бы человек постоянно принуждался к чему-либо доброму, это было бы не столь плохим, как если бы он принуждался к морально безразличному выбору. Для Сартра же нет ни внешних, ни внутренних причин прислушиваться к голосу совести. В какой-либо силе воздействия отказано не только логике, но и морали. «Таким образом, философия, провозглашающая примат существования над сущностью, приходит к утверждению о субъективности ценности через акт сознательного индивидуального выбора, к которому и сводится свобода выбора».
Ценности теряют свое абсолютное значение.
«Сартровское понимание самодовлеющей
свободы открывает путь к примирению
с любой действительностью, как
и к протесту против любой действительности,
к борьбе против нее. Она может
служить теоретическим
По мнению этого французского философа,
«ничто не вправе делать из человека объект».
Такой выбор действительно
Атеизм Сартра позволил ему так
легко оставить в стороне моральную
проблематику: «Вместе с Богом
исчезает всякая возможность найти
какие-либо ценности в умопостигаемом
мире… Если Бога нет, мы не имеем
перед собой никаких моральных
ценностей и предписаний, которые
оправдывали бы наши поступки». Хотя
он и пытается избежать произвола
своим заявлением о том, что «свобода
желает самой себя и свободы других»,
однако в реальности проблемы эгоистической
свободы не избежать. С другой стороны,
экзистенциализм Сартра не мог реально
разрешить и конфликта между
индивидуальными свободами, что
должен был осознавать и сам Сартр,
когда говорил: «Стремясь к свободе,
мы обнаруживаем, что она целиком
зависит от свободы других людей
и, что свобода других зависит
от нашей свободы». Так или иначе,
в атеистическом
Тем не менее Сартр представил особую
разновидность атеистического экзистенциализма,
отказывая Хайдеггеру и Камю в
пессимизме. Если по Хайдеггеру свобода
не есть свобода преодоления наличного
миропорядка, а лишь бегство от него,
то Сартр пытается хоть как-то задействовать
свободу в этом мире. «Бегство от
абсурда» у его коллег проявляется
в уходе из действительности. Хайдеггер
называет это «свободой для смерти».
Камю в «Мифе о Сизифе» единственной
возможностью реализовать свою свободу
видит в чувстве презрения
к своему бытию. В учении Камю неоправдан
вопрос о смысле жизни, поскольку
все усилия улучшить свою жизнь безнадежны,
к настоящему нужно относиться как
к насилию, к будущему – безразлично.
Вопреки им, Сартр различает абсурдный
мир и сознание человека, поскольку
последнее имеет способность
«ставить себя вне бытия». Сартр
предлагает убегать от ненавистного
мира не в смерть, как Хайдеггер,
и не в состояние апатии, как
Камю, а в мир своего сознания.
Таким образом возможность
С другой стороны, Сартр подчеркивает
способность человека творить и
производить некоторые
Трагедия свободы.
Ранний Сартр редко выходил в мир социально – политической проблематики.
Экзистенциональный герой
Сартра крайне натуралистичны и по этой причине. Он изображает преимущественно чисто личные, интимные отношения, иллюстрирующие отчуждение, стремление подчинить себе «другого», садистскую одержимость. Агамемнона. Конечно, в ужасающей картине мира, где обитают навязчивые, жирные мухи и «пахнет бойней», а люди живут в страхе и покорности, в такой картине можно узнать оккупированную Францию. Так же как в потребности
Ореста быть собой, быть свободным,
отомстить узурпаторам, можно и
должно увидеть отзвуки
Сартр варьировал античные сюжеты. Образы древнегреческих трагедий, прочитанных как бы заново, соответственно современной французской ситуации, позволяли писателю с необходимой резкостью выдвигать актуальную проблематику, языком мифологических иносказаний говорить о свободе и рабстве, о героизме и капитулянстве, о взаимоотношениях победителей и побежденных.
Трагедия свободы Ореста — в ней самой, в ее бегстве от собственной тени, в ее боязни отвердеть, стать законом. Она ни на минуту не доверяет себе, опасаясь каких-то своих скрытых пороков, которые могут возобладать, едва она задремлет и потеряет бдительность. Страх этот поначалу даже выглядит какой-то причудой, но достаточно выйти за пределы одного умозрительного ряда, чтобы различить его исторические истоки. За последние полтора-два века свобода слишком часто предавала себя. Ведь это в стране, которая считается ее колыбелью, лозунги, провозглашенные в XVIII веке просветителями и претворенные в жизнь санкюлотами, отвердели в военизированной империи Наполеона, здесь в 1848 и 1871 годах от имени
«свободы» расстреливали рабочих, а в 1914-м бросили миллионы французов в окопную мясорубку. Ведь это совсем по соседству, за Рейном, завет Ницше о безграничной свободе волевого акта, подхваченный, в частности, учителем
Сартра Мартином Хейдеггером, воплотился в гитлеровские концлагеря.
Создатель Ореста имеет все основания подозревать, что свобода вообще - чревата самыми тяжелыми последствиями, и он пробует спасти свое детище от грехопадения, наделив его отвращением к власти.
Только вот надежно ли это спасение? И если да, то какой ценой? Орест ведь клялся перевернуть все в Аргосе вверх дном. И вот он уходит, оставляя сограждан примерно в том же положении, в каком застал их по приходе. Все та же слепая толпа. Клитемнестру заменила Электра, теперь похожая на мать как две капли воды. Что до Эгисфа, то ловкий Юпитер наверняка что-нибудь да придумает ему в замену. Столь тяжкий подвиг, столь громкие речи — и такой исход. Торжество изрядно смахивает на крах. Героический пример Ореста не заражает аргосцев, а скорее парализует их сознанием разницы между ними: его исключительная судьба — не их заурядная судьба, его философские заботы — не их насущные заботы, и им не дано так просто взять и покинуть город. Уж не есть ли Орест и впрямь та самая «бесполезная страсть», к какой сведен человек в писавшемся одновременно с «Мухами» трактате Сартра «Бытие и небытие»?
И это вовсе не случайно. По правде сказать, было бы чудом, если бы все сложились иначе. С порога отметать необходимость, а значит, движущуюся структуру мира, с которым имеешь дело, — это, конечно, очень впечатляюще.
Только как же тогда внедрять в этот самый мир свободу столь своенравную, что она ни с чем не желает считаться? И тем более как внедрять ее в городе, население которого рисуется тебе скоплением людей не менее аморфным, чем природа, — хаотичное скопление мертвых тел. Созидатель, будь он строителем или освободителем, всегда (по крайней мере, стихийно) — диалектик, познающий ту скрытую от поверхностного взгляда работу, что происходит в вещах или умах, — закон, энергией которого надо овладеть, присвоить ее, заставить служить себе. Оресту же ведома лишь механическая логика: либо свобода — «бесполезная страсть», либо необходимость; одно попросту исключает другое. Она-то изначально подрывает, мистифицирует позиции
Ореста, а значит, и Сартра, хочет
он того или нет. Она побуждает
усомниться, чего же Орест, в конце
концов, добивается — утвердить
на практике свободу среди аргосцев
или всего-навсего приобщить
Орест взыскует права гражданства на родине — и остается перекати-полем, он помышляет об освобождении аргосцев — и с легкостью покидает их на произвол Юпитера, жрецов, кающейся Электры. Он жаждет дела — и довольствуется героическими жестами.
Примесь жеста вообще сопутствует Оресту, на каждом шагу извращая все, что бы он ни предпринял. Даже в самый чистый свой час он не может от этого избавиться и вслед за делом — убийством Эгисфа — убивает Клитемнестру,
Расправа над матерью после
смерти тирана никому уже не нужна,
не оправдана даже исступлением мести,
поскольку Орест заранее
Однако заворожить публику еще не значит зажить одной с ней жизнью.
Обитатели Аргоса, встречая Ореста камнями и улюлюканьем, признают его актерские заслуги, но не признают своим, не пускают под свой кров, к своим очагам — как равного среди равных. Их проклятия, и еще больше их гробовое молчание — приговор его затее, свидетельство того, что ни завоевать для
Аргоса свободу, ни завоевать себе права гражданства в его стенах Оресту не по плечу. В утешение ему остается одно — наверстать в вымысле потерянное на деле, вырвать себя из житейского ряда, где он потерпел поражение, и предстать перед всеми в ореоле легендарного искупителя. Предание о некогда спасшем Скирос крысолове с волшебной флейтой, рассказанное Орестом под занавес, — последний театральный жест, последняя попытка не мытьем так катаньем присвоить если не жизнь, то на худой конец умы отвергших его сограждан, навеки очаровать их память.
Заключительное самоувенчание Ореста с помощью легенды настолько важно для Сартра, что он забывает даже оговорить, почему же все-таки мухи, вопреки всему, покидают город вслед за несостоявшимся спасителем. Он ведь решительно отмел раскаяние в отличие от сестры, от всех, кто остается. И. значит, не может служить добычей для мух — угрызений совести. «Погрешность» против логики невольно выдает ту душевную привязанность, которую Сартр питает к своему Оресту и которая уже раньше давала о себе знать подспудно, в самой стилистике «Мух». Сопереживание это и в меланхолически проникновенной грусти прощания Ореста с юношеской беспечностью (недаром сам образ паутинок позже возникнет и в мемуарах Сартра «Слова»). Оно и в том, с каким почти физическим омерзением нагнетаются подробности аргосского запустения: загаженный мухами, измызганный деревянный болван на площади, идиот у его подножия, отбросы на мостовых — здесь все не книжно, не выдумка. Оно - в той исступленной страсти, какой одержим Орест, во что бы то ни стало породниться с ускользающей от него родиной, вспороть брюхо этим домам-святошам... врезаться в самую сердцевину этого города, как врезается топор в сердцевину дуба». Сартр отправляется от пережитого ничуть не меньше, чем от философских построений, и жесткая конструкция мифа, служащая каркасом «Мух», не сковывает, не заглушает ту лирическую стихию, которую питают подпочвенные родники исповеди. «Мухи» — первая и, пожалуй, самая лиричная из его пьес, и уже одно это подсказывает, что Орест если не зашифрованное «второе я» писателя, то, во всяком случае, доверенное лицо, непосредственно причастное к его биографии.