Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:18, реферат
Существование человека совершается в проецировании себя в будущее. Человек сам создает себе основание. Поэтому он всецело ответствен за него, не имея права перекладывать свою ответственность на "каузальный порядок мира", на свою сущность. Его "существование предшествует сущности". Я ответственно за свое существование, как только оно принимает свою жизнь в качестве чего-то им не выбранного. Это согласие жить спонтанно. Оно предшествует всякому волевому акту "внутри" жизни. Литература у Сартра — образец всякой свободной целеполагающей деятельности.
И прежде всего в самом для
них обоих кардинальном — в
попытках самоопределиться на узловом
перепутье истории, когда «быть
или не быть» задано без всяких
околичностей, прямо в лоб. Задано
просвещенному скептическому
Ореста по пятам и позволяющая нам догадываться о тех ложных положениях, в какие, надо думать, не раз попадал и сам Сартр среди товарищей по подполью.
Одно из них, во всяком случае, засвидетельствовано им самим: Сартр тогда полагал, что интеллигентам-некоммунистам, примыкавшим к Сопротивлению, после изгнания захватчиков не следовало добиваться власти, «ввязываться»,
«политически завербовываться» и прямо связывал с той своей позицией конец
«Мух». Иными словами, свобода отождествлялась
им с полнейшей независимостью от
истории, история оказывалась лишь
поприщем, куда надлежало время от
времени вступать, чтобы заявить
о своей свободе на деле, а не
в пустом созерцании. Понятно, что
при таком подходе братство, постигаемое
людьми в общности своей исторической
судьбы, мыслится как нечто преходящее,
а разобщенность и
Сартр — литератор и публицист Сопротивления — одновременно работает над
«опытом феноменологической онтологии» «Бытие и небытие», где ищет метафизический ключ к своему поведению в «пограничной ситуации» тех лет.
В «Мухах» впервые распрямилась в рост фигура сартровского искателя и мученика свободы, — затем, меняя одежды и мужая, он зашагает из пьесы в пьесу. Здесь обозначены и два тянущих его в разные стороны искуса: метафизические притязания, мираж «чистой» свободы - и потребность внедрить ее в историю, где она неизбежно сталкивается с жестокой необходимостью. В
«Мухах» изложены исходные данные и начато решение той задачи, над которой преемникам Ореста придется еще долго ломать голову и которая тем самым сделается движущей пружиной театра Сартра на много лет вперед.
За городскими воротами, зашагав
прочь от Аргоса, странствующий
рыцарь свободы Орест рано
или поздно не преминет
Медузы, обращавшему все, на чем он остановился, в камень, в нечто раз и навсегда обозначенное, в застывшее тело. Другие как предпосылка личности и постоянная угроза — один из ключевых моментов и в антологии и в творчестве
Драма Сартра — всегда попытка на свой лад ответить на запросы, выдвинутые сегодня историей, зачастую прямой отклик на злобу дня, — и вместе с тем всегда определенный рубеж в становлении мысли, которая всякий раз с редкой и даже вызывающей откровенностью признает свою незавершенность, не маскируясь и тогда, когда не может, а подчас и не хочет свести концы с концами. Мысли, которая в вечном споре с самой собой вчерашней и в вечном поиске себя завтрашней.
итература
1.Андреев Л. Г. История
2.Андреев Л. Г. Французская литература 1917 – 1965 гг. – М.: Московский
Университет ,1959. - С. 235 – 236
3.Великовский С. Путь Сартра – драматурга. В кн.: Ж. - П. Сартр. Пьесы.
– М.: Гудьял – Пресс,1999.
4.Долгов К. М. От Киркергора до Камю. – М.,1990. – С.199, 207
5. Зенкин С. Н. Человек в осаде. В кн.: Ж. – П. Сартр. Стена: Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1992. – С. 6-11
6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. – М.:
Интерпракс, 1994. – С. 237,293 - 300
7. История французской
1963. – С. 533 – 534
8. Ионенко И. Р. Пахотный А.
Ф. Проблема свободы и
№354. – С. 81 – 86
1. Сартр Ж.П. Бытие и ничто.
2. Канке. Учебник по философии для вузов. 2001 г .
3. Мир философии. ч. 1. – М., 1991;
4. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., 1991;
5. Современная западная
6. Сумерки богов / Яковлева А.А. - М.: Политиздат, 1989 г.