Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 17:55, реферат
Проблемой добра и зла занимаются религия, философия, психология и социальные науки. В самом общем понимании, добром называется все то, что нас привлекает, вызывает в нас возвышенные чувства, - то, чему мы желаем подражать, что хотим увековечить. Злом называется все то, что человеком оценивается отрицательно и противоположно добру, – то, что в нашем понимании не должно существовать. К злу относятся: страдания, болезни, разрушения, несправедливость, угнетения, смерть. Добро воспринимается нами, как естественное явление, зло - как нечто противоестественное.
Введение ….……………………………..…………………………………………………..
2
Зло как категория философии ……..……………………..…………………….
3
Зло физическое ………………………………………………..………………………….
5
Зло моральное …………………………………………..……………………………….
5
Грех …………………………………………………..…………………………………
6
Цинизм …………………………………………..……………………………………
8
Педагогическое зло ……………………………………………………………
10
Зло социальное ....................................................................................
11
Тоталитаризм …………………………………………………………………….
12
Терроризм ………………………………………………………………………….
13
Зло метафизическое ………………………………………………………………….
15
Проблема зла в трудах Н. Бердяева …………………………………….
15
Концепция борьбы со злом И.А. Ильина …………………………….
17
Заключение ……………………………………………………………………………….
25
Список использованной литературы ...............................................
26
Содержание
Введение ….……………………………..……………………………………… |
2 | |
Зло как категория
философии ……..……………………..……………………. |
3 | |
Зло физическое ………………………………………………..………………………… |
5 | |
Зло моральное …………………………………………..……………………………… |
5 | |
Грех …………………………………………………..……………………… |
6 | |
Цинизм …………………………………………..…………… |
8 | |
Педагогическое
зло …………………………………………………………… |
10 | |
Зло социальное .............................. |
11 | |
Тоталитаризм ……………………………………………………………………. |
12 | |
Терроризм …………………………………………………………………………. |
13 | |
Зло метафизическое …………………………………………………………………. |
15 | |
Проблема зла
в трудах Н. Бердяева ……………………………………. |
15 | |
Концепция борьбы
со злом И.А. Ильина ……………………………. |
17 | |
Заключение ……………………………………………………………………………… |
25 | |
Список использованной литературы .............................. |
26 |
Введение
Проблемой добра и зла занимаются религия, философия, психология и социальные науки. В самом общем понимании, добром называется все то, что нас привлекает, вызывает в нас возвышенные чувства, - то, чему мы желаем подражать, что хотим увековечить. Злом называется все то, что человеком оценивается отрицательно и противоположно добру, – то, что в нашем понимании не должно существовать. К злу относятся: страдания, болезни, разрушения, несправедливость, угнетения, смерть. Добро воспринимается нами, как естественное явление, зло - как нечто противоестественное.
Зло является проблемой, которую старается понять человек с самых незапамятных времен своего существования. Насколько проблема зла трудно уловима для человеческого разума, можно судить на основании того факта, что о зле существует столько разноречивых суждений, сколько существует в мире религий и философских школ.
Уникальная значимость проблемы зла объясняется двумя факторами:
В данной работе мы попытаемся раскрыть сущность данного феномена, определить его виды и первоисточники, рассмотреть основные формы его выражения в нашей жизни. Безусловно, мы не претендуем на полноту раскрытия и описания данной морально-этической и философской категории. Это, по нашему мнению, просто не возможно, настолько обширно и фундаментально это явление.
Итак, целью нашей работы является проведение теоретического анализа такой морально-этической категории, как "зло".
Данная цель конкретизируется в ряде задач:
Зло как категория философии
Понятие зла в нашей жизни с одной стороны – обыденно, а с другой – достаточно не определено. Трудно подсчитать, сколько раз за день мы говорим "зло", "злой", "злоба" и т.п. Однако когда сталкиваемся с необходимостью определения данного слова, его смыслового наполнения, то попадаем в затруднительную ситуацию. Нет, это отнюдь не связано с нашим недопониманием значения данного термина, но оно (значение) настолько фундаментально, что воспринимается нами как данность, как аксиома. Ниже нами будет предпринята попытка анализа обыденного, философского, религиозного и других видов понимания термина "зло".
В понимании С.И. Ожегова, зло – это нечто дурное, вредное, т.е. это беда, несчастье или неприятность [Ожегов С.И., 1993].
По словарю В.И. Даля, зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добру. Т.к. духовное начало двояко: умственное и нравственное, то первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, к злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется духом тьмы. Примеры употребления слова "зло": "Сделать что на зло другому, в досаду, в противность, в обиду", "Зло злом губится", "Не плати злом за зло" [Даль В.И., 1998].
Приведем определение В.С. Соловьева: "Зло – в широком смысле этот термин относится ко всему, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны; в этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка" [Соловьев В.С., 2001, стр. 56].
По определению малого энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, злом является все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу. Религия и философия пытаются объяснить происхождение зла в мире и совместимость его с благостью божества, с разумом и добром. Но проблема зла остается неразрешенной. Одинаково неудовлетворительны многие объяснения зла:
Таким образом можно сделать вывод, что зло является одной из основных категорий этики, общим понятием морального сознания для выражения представлений о чем-то безнравственном, для характеристики отрицательных моральных качеств. Оно употребляется:
Выделяют различные планы в общем понятии зла, как правило, совмещенные в религии и философской этике:
При этом различают четыре вида зла:
Далее мы сосредоточим внимание на рассмотрении отдельных видов зла, в соответствии с приведенной выше типологией, и их конкретных подвидов.
Зло физическое
Итак, зло физическое – это все, что причиняет человеку страдание. Оно состоит в несовершенстве некоторых предметов, причиняющих вред и страдания существам мыслящим и чувствующим, и само по себе, т.е. без отношения к этим существам, не есть зло, а служит еще к совершенству целого и, может быть, необходимо или полезно для общего блага. Таковы, например, землетрясения, бури, вредные растения. Известно, что и яд, правильно употребленный, иногда служит лекарством, и черный цвет на картинах, в согласии с другими цветами, возвышает красоту целого. Люди потому только и называют нередко какие-либо явления на земле злом физическим, что рассматривают их отдельно, или по отношению к ним одним, и не в состоянии рассматривать их в составе целого или определить их значение.
При всем обилии физических благ, человек никуда не может уйти от страданий. Различные болезни и несчастья ежедневно омрачают нашу жизнь. Неизбежность физических страданий наводила иногда человека на мысль, будто физическое зло обладает самостоятельной сущностью. Некоторые полагали, что природа является произведением двух противоположных начал: доброго и злого (два божества в персидском дуализме), или что материя сама по себе является носительницей зла (буддизм, учения гностиков и современных теософов).
Если же рассматривать зло физическое, существующее на земле, по отношению к существам чувствующим и разумным: то необходимо помнить, что оно явилось и существует, как следствие зла социального и зла морального. Так распространение многих болезней, субъективно являющихся злом физическим для больных ими, является следствием их же распутного поведения.
Максимальным же выражением физического зла является смерть. Однако именно она и является окончанием действия физического зла на человека, т.к. умирая, он покидает свою телесную оболочку, по отношению к которой и свершалось зло физическое.
Зло моральное
Как говорилось выше, моральное зло является нарушением нравственных законов общества, вызывающее осуждение со стороны окружающих. Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить: чувства, взгляды, намерения, поступки, качества, характеры. Оно относится ко всему, что возникает в результате сознательных усилий субъекта и его произвольного выбора. Как противоположность добру моральное зло подрывает основы творческого сотрудничества людей, распространяя вражду между ними и (или) лишая их высших человеческих способностей. Через понятие морального зла культура:
Моральное зло состоит в том, что человек определяет свою волю не согласно долженствованию. Он сознает, что он должен, но нарушает это. В понятии морального зла акцентируется деструктивная активность субъекта по отношению к иерархическому нравственному порядку взаимоотношений людей, который складывается в любом обществе, наделяя каждого человека определенным уровнем ценности, достоинства. Одной из самых очевидных форм морального зла выступает сознательное унижение человека. В соответствии с этим основными поведенческими проявлениями морального зла считаются насилие и обман, к которым сводится нравственное содержание большинства религиозных заповедей. В Декалоге запрещаются убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, зависть; в Новом Завете – все формы насилия, к тому же акцент переносится с негативных деяний на враждебные помыслы в отношении человека. Буддизм безоговорочно отвергает ложь и осуждает насилие не только над человеком, но и над живым существом вообще. Светские системы морали оценивают как зло эгоистическое самоутверждение и конформизм, цинизм и лицемерие, человеконенавистничество и прочее [Педагогический энциклопедический словарь, 2000-2003].
Грех
Грех в религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога, воплощенной в нравственных предписаниях, требованиях религиозно-санкционированных норм поведения и образа жизни. Понятие греха выделяется из более древнего и внеморального понятия "скверны" (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов). Социально-исторические корни представлений о грехе, "скверне", "чистом" и "нечистом" уходят в "священные запреты", табу, характерные для первобытнообщинного строя [Философский словарь, 2001].
И хотя понятие "грех" зародилось в язычестве у многих народов, но преимущественно оно является библейским понятием. В Библии история человечества открывается историей грехопадения первых людей, повлекшего за собой изменение человеческой природы и мира в целом.
В библейских текстах грех связывается с проявлением всех нравственных аномалий в жизни человека; в грехе кроется причина отчуждения человека от Бога как единственного источника жизни. Здесь моральный смысл греха – нечестность, неблагодарность, неверность, неисполненный долг, несправедливость. В евангельских текстах проступает тайна искупительной смерти Христа, взявшего на себя грехи мира. Своим учением Христос выражает непримиримость по отношению к греху и как победитель греха имеет власть прощать грехи людей. Согласно западной и восточной церковным традициям, в основе греха лежит представление о религиозной автономии человека. Западная традиция усматривает исходный момент греха в несовершенстве человеческой воли, которая не может не грешить, поскольку она зла (Августин). В восточной традиции причиной греха становятся страсти (болезнь воли), а грех понимается как сознательное и добровольное нарушение человеком Божественного закона.