Зло как категория философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Проблемой добра и зла занимаются религия, философия, психология и социальные науки. В самом общем понимании, добром называется все то, что нас привлекает, вызывает в нас возвышенные чувства, - то, чему мы желаем подражать, что хотим увековечить. Злом называется все то, что человеком оценивается отрицательно и противоположно добру, – то, что в нашем понимании не должно существовать. К злу относятся: страдания, болезни, разрушения, несправедливость, угнетения, смерть. Добро воспринимается нами, как естественное явление, зло - как нечто противоестественное.

Содержание работы

Введение ….……………………………..…………………………………………………..
2
Зло как категория философии ……..……………………..…………………….
3
Зло физическое ………………………………………………..………………………….
5
Зло моральное …………………………………………..……………………………….
5
Грех …………………………………………………..…………………………………
6
Цинизм …………………………………………..……………………………………
8
Педагогическое зло ……………………………………………………………
10
Зло социальное ....................................................................................
11
Тоталитаризм …………………………………………………………………….
12
Терроризм ………………………………………………………………………….
13
Зло метафизическое ………………………………………………………………….
15
Проблема зла в трудах Н. Бердяева …………………………………….
15
Концепция борьбы со злом И.А. Ильина …………………………….
17
Заключение ……………………………………………………………………………….
25
Список использованной литературы ...............................................
26

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

По степени  морального осуждения грехи подразделяются на смертные и несмертные. К смертным (ведущим к "вечной смерти души", если она не покается) относятся: сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость – все они являются источниками для других грехов; грех против Святого Духа: сознательное противление истине, "закоснение во злобе", зависть к духовным дарам ближнего, нерадение о покаянии; "вопиющие к небу": преднамеренное убийство, мужеложество, оскорбление родителей, вдов и сирот. Грехи, называемые "несмертными, или простительными", бесчисленны, и каждый из них в отдельности не лишает человека Божественной благодати, но в совокупности они открывают путь к грехам смертным. Преодоление греха возможно для человека лишь путем покаяния [Педагогический энциклопедический словарь, 2000-2003].

 

 

Цинизм

Без сомнения общественный цинизм как нигилистическое отношение  к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности является одной из разновидностей зла  морального. Цинизм ведет свою историю от киников – одной из древнегреческих философских школ (гр. kynismos – учение киников). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всем социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Киники всегда выступали против пустых, ненужных, надуманных потребностей. В этом отношении они были настоящими экстремистами. Их главный лозунг "Ничего лишнего" воплотился в презрении богатства, почестей и славы, в поисках кратчайшего и наиболее простого пути к добродетельной жизни. В связи с этим у них было три главных критерия:

  • аскесис (максимальное опрощение потребностей: малоодетость, бродяжничество, небритость);
  • отказ от общего образования (лучше всех учит сама жизнь);
  • автаркия (личная свобода и самодостаточность), приведшая в последствии к крайнему индивидуализму и максимальной независимости от общества.

Циниками же киников  стали называть римляне. Однако, с  течением времени, слово "циник" отделилось от первоначального контекста и приобрело негативное значение. Неотъемлемой чертой цинизма, неприемлемой для общества, обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого отношения всегда обнаруживается духовная нищета современного циника как отголосок кинической нищеты телесной. В наши дни цинизм – это обедненная, вырожденная форма философствования, присущая сломленному, культурно и морально ущербному индивиду, склонному надсмехаться над окружающими, стремящимися к высоким ценностям общественного бытия. Однако цинизму нашего поколения совсем не обязательно выражаться в эпатирующих высказываниях. Скорее он пронизывает весь образ современной жизни и культивирует импульсивные поступки по типу: "раз приятно – значит правильно".

Если попробовать  разобраться с причинами разрастания  данного явления, то можно обнаружить огромное количество факторов, обуславливающих  распространения сего морального зла. Но из этого множества мы выделим  два, на наш взгляд более серьезных.

  1. Страх смерти. Страх конца света преследовал человечество, наверное, еще с незапамятных времен начала его существования. Человек всегда боялся будущего, чувствуя конечность своего бытия и быстротечность отведенного ему времени. Он складывал легенды о возможных будущих катаклизмах и катастрофах, что бы хоть как-то подготовить свою психику к возможным потрясениям. Апокалипсиса, как одну из разновидностей конца света, человечество ожидает как минимум два тысячелетия. И, с окончанием каждого века, словно волна первобытного страха, накатывает на общество ужас бесконечности бытия, вызывая всеобщую истерию. И современный цинизм здесь является всего лишь следствием нагнетаемых страстей, результатом опасений за будущее, своеобразной защитной реакцией организма и психики на возможную угрозу.

Переход от ХХ столетия к началу III тысячелетия – слишком важное событие для большинства людей, чтобы быть тривиальным, и слишком знаменательно-редкостное, чтобы быть обыденным и привычным. Именно в такой период времени, по мнению впечатлительных людей, и стоит ожидать конец света, конец мира, закат цивилизации. Это ожидание проявляется во всех сферах общественной жизни: в обостряющихся военных конфликтах, в участившихся, поражающих своей жестокой нецелесообразностью террористических актах, в неустойчивых брачных союзах, в моде среди молодежи на образы и символы смерти и т.п.

И, что самое страшное и циничное в этой ситуации – люди приспособились, научились спекулировать смертью, ее угрозой, ее видом. Сектанты проповедуют свои лже-идеи конца света, чтобы испугать, подчинить и обобрать своих слушателей. Папарацци продают фото- и видеоматериалы последних минут жизни знаменитых современников ради наживы и считают это нормой своего профессионального поведения. Средства массовой информации, перепробовав массу слабодействующих гештальтов, с удовлетворением обратились к смерти, как наиболее эффективно действующему мотиву.

  1. Изменение ценностного пространства. Современное общество на данном этапе исторического развития более всего ценит не духовное воспитание или интеллигентность, а элитарность, основанную на материальном благополучии. Меркантильность нашего бытия, так же как и страх смерти, просматривается во всех сферах жизни человека. Причина же тотального доминирования денежно-материальных ценностей кроется в глобалистическом насаждении американизированной культуры, основой которой явился протестантизм первых переселенцев. Это религиозное учение несет в себе ряд положений-догматов, детерминирующих проявления цинизма как нормы общественного поведения. Главное отличие протестантизма от, например, католичества или православия – учение о непосредственной связи Бога и человека без посредства церкви. Бог, в понимании протестантов, награждает благодатью только тех, кто успешен в своей земной жизни, кто добился в ней своего личного, индивидуального успеха и материального благосостояния. Таким образом, добродетель здесь сводится к личной выгоде человека, а духовность – к набору упрощенных, сведенных к минимуму правил религиозного поведения человека, регламентирующихся каноном, а не сердцем. И тогда совсем не удивительным становится тот факт, что человек, привыкший ставить свой интерес превыше интереса общественного, действующий по праву сильнейшего и удачливейшего, склонен к проявлениям цинизма [Булатова О.В., Огородникова Е.А., 2002].

 

Педагогическое зло

В последнее  время в обиход вошло понятие  педагогического зла. И, хотя его выделение и определение до сих пор сомнительно, однако сделаем попытку осветить это явление.

Педагогическое  зло В.Г. Рындак относит к разновидности морального зла. Данная разновидность зла возникает в результате сознательных усилий учителя и его произвольного выбора. Субъективная характеристика педагогического зла состоит в том, что учитель, совершая негативные действия, остается вменяемым, т.е. способным контролировать свои действия и отвечать за них. Объективная характеристика педагогического зла подразделяется на две стороны:

  • формальную, позволяющую рассматривать педагогическое зло как деятельность, противоречащую принятым в педагогической среде нормам;
  • содержательную – это деятельность, которая имеет негативное значение для состояния учащихся или самого педагога.

Педагогическое  зло как антигуманитарное качество вызывает страдание, страх, гнев, обиду, не способствует сотворчеству, ведет  к деградации личностей учащихся и учащего.

Одним из сложных вопросов, который пытается разрешить человечество на протяжении не одного тысячелетия  является вопрос о критериях добра  и зла. Каковы же критерии зла педагогического? Здесь, более истинными являются объективные критерии: то, что ведет к вражде, способно причинить или увеличить страдание, производить ненависть, что помогает извлекать приятное для себя из нанесения неприятностей окружающим, что выражается в стремлении очернить все светлое, подвергнуть его сомнению, осмеянию, поруганию, что вызывает изнывание от зависти, жажду мести или высокомерие.

По мнению В.Г. Рындака, можно выделить два основных направления объяснения педагогического зла:

  • философское объяснение можно обнаружить в одном из всеобщих законов природы и человеческого мышления: единство и борьба противоположностей (в диалектике), закон антимоний (по Канту), двойственность или биполярность всего сущего, закон "бинеров" (в эзотерической философии). Таким образом, все существующие явления, предметы и все понятия о них имеют противоположности как вне себя, так и внутри себя. Эти противоположности одновременно и утверждают, и исключают друг друга, а также могут переходить одна в другую.
  • педагогическое объяснение модно найти, прежде всего, в непонимании между педагогом и детьми. Однако причина этого очевидна, она кроется в том, что ребенок не всех стадиях детства является растущим, но еще не ставший взрослым человеком. Именно это "еще не…" и определяет то, что ребенок воспринимается взрослым миром как неравный субъект, который живет будущим, постепенно врастая во взрослость [Рындак В.Г., 2002].

 

Зло социальное

 

"Представления  о добре и зле так сильно  менялись от народа к народу, от века к веку, что часто  прямо противоречили одно другому" [Маркс К., Энгельс Ф., 1974]. Но изменения эти не являются результатом произвола, не зависят лишь от мнения субъекта. Их источник коренится в условиях жизни общества, и в силу этого они носят объективный характер. Поступки людей должны быть оценены как добро или зло соответственно тому, способствуют они или препятствуют удовлетворению исторических потребностей общества в целом, т.е. интересам прогрессивного класса, выражающего эти потребности. Однако когда интересы главенствующего класса идут в разрез с потребностями большинства людей, в этом случае можно говорить о социальном зле, т.е. несоответствии социальной структуры идеям справедливости.

Природа социального  зла состоит в "неестественном росте естественного" [Arendt H., 1958, р. 143]. В частности такое социальное зло, как, например, тоталитаризм, является симбиозом безграничной гордыни убеждения, что "все возможно" и глобализации псе6вдоестественных сил (технического компонента нашей цивилизации). По мнению К.С. Пирогова, источник социального зла лежит в подсознании человека, в его архаике и, наконец, в самой его биологии. Человек, имея два начала (животное и духовное), создает социальное зло именно из первого, выпуская на волю инстинктивные страсти (например, проявление стадного инстинкта людей в форме озверевшей толпы) [Пирогов К.С., 2002].

 

Тоталитаризм

Как уже упоминалось  выше, одним из вариантов социального зла является тоталитаризм, выражающейся как в деструктивной идеологии, так и в конкретных насильственных мероприятиях.

Итак, прежде рассмотрим особенности тоталитарной идеологии. Для этого необходимо будет обратиться к характерным особенностям разных типов идеологии. К. Маннгейм различал "тотальную" и "частичную" идеологии.

  • Тотальная идеология – это идеология, разделяемая всей нацией, страной, государством и каждым его гражданином, т.е. это общенациональная идеология.
  • Частичная идеология всегда создается определенной ограниченной группой людей (партией, фракцией, организацией), отражая их представления о власти и их программу действий. Кроме того, частичная идеология (даже консервативная) в момент создания всегда направлена на динамику, на радикальные изменения существующей ситуации: социальной структуры, приоритетов в развитии, ценностных ориентаций и т.п. 
    [Маннгейм К., 1994]

Проблемы появляются при использовании частичной идеологии в политической активности, т.е. в борьбе за власть, когда каждая группа стремится представить свою идеологию как наиболее приспособленную к использованию в качестве тотальной. До тех пор пока борьба не выходит за рамки идеологической дискуссии, наличие частичных идеологий способствует развитию социальной системы в целом. Опасность перерождения частичной идеологии в социальное зло возникает тогда, когда любая из них объявляется национальной, получая силовой (через власть) приоритет перед остальными. При этом изменяется как структура идеологических взаимодействий в обществе, так и структура самой частичной идеологии, которой придается государственный статус. Это приводит к существенному искажению всего хода культурного и политического развития, становится питательной средой для развития различного рода социального зла.

Также одной  из характерных черт тоталитарного  режима является проведение властьпридержащими различных мероприятий, связанных с насилием. Насилие – это физическое (вред здоровью, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человека на другого или же применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий. Сфера его реализации обширна, от различного рода унизительных запретов, и вплоть до массового террора.

 

Терроризм

Однако насилие  является характерной чертой не только тоталитаризма, но и такого подвида  социального зла, как терроризм.

В определенные времена, возможно не всегда крайне неблагополучные, в  обществе может создаваться некая  умственно-эмоциональная атмосфера, благоприятствующая терроризму. Это  происходит в периоды социальной нестабильности (или же наоборот чрезмерного благополучия), предчувствия и осуществления резких перемен. Тогда и усиливается мотивация террористического поведения.

Террор представляет собой политику устрашения, способ сломить личности противников (т.е. имеет массовый характер) при помощи такой сильнодействующей деструктивной для психики эмоции, как ужас. Состояние ужаса можно вызвать, лишив человека спокойствия и безопасности, на что и направлены террористические акты – элементы в мозаике всеобщего террора. Именно сами террористические акты и являются актами насилия.

Террор может  быть реализован не только экстремистски  настроенным меньшинством, он может существовать и как общегосударственная политика – достаточно удобное практически средство для достижения целей правящих. В данном случае контекст понятия "террор" весьма близок по смыслу и форме понятию "тоталитаризм". Еще древние греки свидетельствовали об этом: "Если в речи Перикла только лишь признается тиранический характер афинского господства над союзниками, то в выступлении Клеона свойственный тирании террор объявляется уже единственно возможным способом сохранения этого господства, а в ультиматуме афинских представителей жителям маленького островка Мелоса откровенно и цинично провозглашается profession de foi насильников – их убеждение в санкционированном будто бы самою природою праве сильного на власть" [Фролов Э.Д., 1984, стр. 29].

Вместе с  тем понятно, что использование  насилия влечет за собой серьезные  деструктивные последствия: гибель людей, разрушение материальных ценностей, дегуманизацию социальных отношений.

Информация о работе Зло как категория философии