Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 17:55, реферат
Проблемой добра и зла занимаются религия, философия, психология и социальные науки. В самом общем понимании, добром называется все то, что нас привлекает, вызывает в нас возвышенные чувства, - то, чему мы желаем подражать, что хотим увековечить. Злом называется все то, что человеком оценивается отрицательно и противоположно добру, – то, что в нашем понимании не должно существовать. К злу относятся: страдания, болезни, разрушения, несправедливость, угнетения, смерть. Добро воспринимается нами, как естественное явление, зло - как нечто противоестественное.
Введение ….……………………………..…………………………………………………..
2
Зло как категория философии ……..……………………..…………………….
3
Зло физическое ………………………………………………..………………………….
5
Зло моральное …………………………………………..……………………………….
5
Грех …………………………………………………..…………………………………
6
Цинизм …………………………………………..……………………………………
8
Педагогическое зло ……………………………………………………………
10
Зло социальное ....................................................................................
11
Тоталитаризм …………………………………………………………………….
12
Терроризм ………………………………………………………………………….
13
Зло метафизическое ………………………………………………………………….
15
Проблема зла в трудах Н. Бердяева …………………………………….
15
Концепция борьбы со злом И.А. Ильина …………………………….
17
Заключение ……………………………………………………………………………….
25
Список использованной литературы ...............................................
26
По степени морального осуждения грехи подразделяются на смертные и несмертные. К смертным (ведущим к "вечной смерти души", если она не покается) относятся: сребролюбие, блуд, чревоугодие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость – все они являются источниками для других грехов; грех против Святого Духа: сознательное противление истине, "закоснение во злобе", зависть к духовным дарам ближнего, нерадение о покаянии; "вопиющие к небу": преднамеренное убийство, мужеложество, оскорбление родителей, вдов и сирот. Грехи, называемые "несмертными, или простительными", бесчисленны, и каждый из них в отдельности не лишает человека Божественной благодати, но в совокупности они открывают путь к грехам смертным. Преодоление греха возможно для человека лишь путем покаяния [Педагогический энциклопедический словарь, 2000-2003].
Цинизм
Без сомнения общественный цинизм как нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности является одной из разновидностей зла морального. Цинизм ведет свою историю от киников – одной из древнегреческих философских школ (гр. kynismos – учение киников). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всем социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Киники всегда выступали против пустых, ненужных, надуманных потребностей. В этом отношении они были настоящими экстремистами. Их главный лозунг "Ничего лишнего" воплотился в презрении богатства, почестей и славы, в поисках кратчайшего и наиболее простого пути к добродетельной жизни. В связи с этим у них было три главных критерия:
Циниками же киников стали называть римляне. Однако, с течением времени, слово "циник" отделилось от первоначального контекста и приобрело негативное значение. Неотъемлемой чертой цинизма, неприемлемой для общества, обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого отношения всегда обнаруживается духовная нищета современного циника как отголосок кинической нищеты телесной. В наши дни цинизм – это обедненная, вырожденная форма философствования, присущая сломленному, культурно и морально ущербному индивиду, склонному надсмехаться над окружающими, стремящимися к высоким ценностям общественного бытия. Однако цинизму нашего поколения совсем не обязательно выражаться в эпатирующих высказываниях. Скорее он пронизывает весь образ современной жизни и культивирует импульсивные поступки по типу: "раз приятно – значит правильно".
Если попробовать
разобраться с причинами
Переход от ХХ столетия к началу III тысячелетия – слишком важное событие для большинства людей, чтобы быть тривиальным, и слишком знаменательно-редкостное, чтобы быть обыденным и привычным. Именно в такой период времени, по мнению впечатлительных людей, и стоит ожидать конец света, конец мира, закат цивилизации. Это ожидание проявляется во всех сферах общественной жизни: в обостряющихся военных конфликтах, в участившихся, поражающих своей жестокой нецелесообразностью террористических актах, в неустойчивых брачных союзах, в моде среди молодежи на образы и символы смерти и т.п.
И, что самое страшное и циничное в этой ситуации – люди приспособились, научились спекулировать смертью, ее угрозой, ее видом. Сектанты проповедуют свои лже-идеи конца света, чтобы испугать, подчинить и обобрать своих слушателей. Папарацци продают фото- и видеоматериалы последних минут жизни знаменитых современников ради наживы и считают это нормой своего профессионального поведения. Средства массовой информации, перепробовав массу слабодействующих гештальтов, с удовлетворением обратились к смерти, как наиболее эффективно действующему мотиву.
Педагогическое зло
В последнее время в обиход вошло понятие педагогического зла. И, хотя его выделение и определение до сих пор сомнительно, однако сделаем попытку осветить это явление.
Педагогическое зло В.Г. Рындак относит к разновидности морального зла. Данная разновидность зла возникает в результате сознательных усилий учителя и его произвольного выбора. Субъективная характеристика педагогического зла состоит в том, что учитель, совершая негативные действия, остается вменяемым, т.е. способным контролировать свои действия и отвечать за них. Объективная характеристика педагогического зла подразделяется на две стороны:
Педагогическое зло как антигуманитарное качество вызывает страдание, страх, гнев, обиду, не способствует сотворчеству, ведет к деградации личностей учащихся и учащего.
Одним из сложных вопросов, который пытается разрешить человечество на протяжении не одного тысячелетия является вопрос о критериях добра и зла. Каковы же критерии зла педагогического? Здесь, более истинными являются объективные критерии: то, что ведет к вражде, способно причинить или увеличить страдание, производить ненависть, что помогает извлекать приятное для себя из нанесения неприятностей окружающим, что выражается в стремлении очернить все светлое, подвергнуть его сомнению, осмеянию, поруганию, что вызывает изнывание от зависти, жажду мести или высокомерие.
По мнению В.Г. Рындака, можно выделить два основных направления объяснения педагогического зла:
Зло социальное
"Представления
о добре и зле так сильно
менялись от народа к народу,
от века к веку, что часто
прямо противоречили одно
Природа социального зла состоит в "неестественном росте естественного" [Arendt H., 1958, р. 143]. В частности такое социальное зло, как, например, тоталитаризм, является симбиозом безграничной гордыни убеждения, что "все возможно" и глобализации псе6вдоестественных сил (технического компонента нашей цивилизации). По мнению К.С. Пирогова, источник социального зла лежит в подсознании человека, в его архаике и, наконец, в самой его биологии. Человек, имея два начала (животное и духовное), создает социальное зло именно из первого, выпуская на волю инстинктивные страсти (например, проявление стадного инстинкта людей в форме озверевшей толпы) [Пирогов К.С., 2002].
Тоталитаризм
Как уже упоминалось выше, одним из вариантов социального зла является тоталитаризм, выражающейся как в деструктивной идеологии, так и в конкретных насильственных мероприятиях.
Итак, прежде рассмотрим особенности тоталитарной идеологии. Для этого необходимо будет обратиться к характерным особенностям разных типов идеологии. К. Маннгейм различал "тотальную" и "частичную" идеологии.
Проблемы появляются при использовании частичной идеологии в политической активности, т.е. в борьбе за власть, когда каждая группа стремится представить свою идеологию как наиболее приспособленную к использованию в качестве тотальной. До тех пор пока борьба не выходит за рамки идеологической дискуссии, наличие частичных идеологий способствует развитию социальной системы в целом. Опасность перерождения частичной идеологии в социальное зло возникает тогда, когда любая из них объявляется национальной, получая силовой (через власть) приоритет перед остальными. При этом изменяется как структура идеологических взаимодействий в обществе, так и структура самой частичной идеологии, которой придается государственный статус. Это приводит к существенному искажению всего хода культурного и политического развития, становится питательной средой для развития различного рода социального зла.
Также одной из характерных черт тоталитарного режима является проведение властьпридержащими различных мероприятий, связанных с насилием. Насилие – это физическое (вред здоровью, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человека на другого или же применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий. Сфера его реализации обширна, от различного рода унизительных запретов, и вплоть до массового террора.
Терроризм
Однако насилие является характерной чертой не только тоталитаризма, но и такого подвида социального зла, как терроризм.
В определенные времена, возможно
не всегда крайне неблагополучные, в
обществе может создаваться некая
умственно-эмоциональная
Террор представляет собой политику устрашения, способ сломить личности противников (т.е. имеет массовый характер) при помощи такой сильнодействующей деструктивной для психики эмоции, как ужас. Состояние ужаса можно вызвать, лишив человека спокойствия и безопасности, на что и направлены террористические акты – элементы в мозаике всеобщего террора. Именно сами террористические акты и являются актами насилия.
Террор может быть реализован не только экстремистски настроенным меньшинством, он может существовать и как общегосударственная политика – достаточно удобное практически средство для достижения целей правящих. В данном случае контекст понятия "террор" весьма близок по смыслу и форме понятию "тоталитаризм". Еще древние греки свидетельствовали об этом: "Если в речи Перикла только лишь признается тиранический характер афинского господства над союзниками, то в выступлении Клеона свойственный тирании террор объявляется уже единственно возможным способом сохранения этого господства, а в ультиматуме афинских представителей жителям маленького островка Мелоса откровенно и цинично провозглашается profession de foi насильников – их убеждение в санкционированном будто бы самою природою праве сильного на власть" [Фролов Э.Д., 1984, стр. 29].
Вместе с тем понятно, что использование насилия влечет за собой серьезные деструктивные последствия: гибель людей, разрушение материальных ценностей, дегуманизацию социальных отношений.