Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:04, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение товарооборота предприятий массового питания.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрытие сущности розничного товарооборота предприятий, его классификация;
- изучить факторы, оказывающие влияние на товарооборот;
- провести планирование производственной программы товарооборота на примере предприятия;
- изучить анализ товарооборота и производственной программы;
-выявить тенденции дальнейшего развития розничного товарооборота в РФ и РТ.
Введение 3
1. Теоретические основы розничного товарооборота предприятий питания 5
1.1. Показатели деятельности предприятий и их экономическая характеристика 5
1.2. Оборот торговых предприятий, его классификация 7
1.3. Факторы, влияющие на розничный товарооборот 9
2. Анализ товарооборота предприятия ООО «Сити-фудс-сервис» кафе «Бабушкина сковородка» и пути его развития в условиях конкуренции 12
2.1. Планирование производственной программы розничного товарооборота на предприятиях РТ 12
2.2. Анализ товарооборота и производственной программы ООО «Сити-фудс-сервис» кафе «Бабушкина сковородка» 23
2.3. Тенденции развития розничного товарооборота в РТ и РФ 26
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Существующая на уровне муниципальных образований система управления торговлей, как показывает практика, недостаточна для эффективного регулирования коммерческой деятельности. Оптовое звено фактически гибнет, не сумев должным образом наладить взаимоотношения, как с розницей, так и с производством; из ассортимента реализуемых товаров «вымываются» недорогие предметы первой необходимости, особенно нужные социально незащищенным слоям населения; растет количество правонарушений в торговле. Данные факты вызывают необходимость пересмотра существующей системы муниципального управления торговлей и потребительских услуг.
Актуальность вопросов данной проблемы
диктуется запросами практики, обусловленные
усилившимся в наши дни коллективным
характером человеческой деятельности
и актуальными проблемами эффективности
управления органов местного самоуправления,
регуляции развертывающихся отношений
между населением и чиновниками,
использования нравственных и воспитательных
действий. Учитывая возросшую активность
муниципальных образований в
самостоятельном регулировании
торгово-хозяйственной
Муниципальная власть наиболее приближена
к гражданам и занята, прежде всего,
решением их повседневных, самых неотложных
проблем. Поэтому создание условий
для обеспечения жителей г.
Ведущая роль в удовлетворении
покупательского спроса принадлежит
организованной розничной торговле,
на которую приходится около 80% оборота
розничной торговли. В условиях кризиса
у предприятий
В Казани сфера потребительского рынка тоже относится к одной из ключевых отраслей экономики города. Она обладает большим потенциалом, так как имеются все условия, способствующие успешному развитию: большой объем инвестиций, стабильное развитие местной промышленности, расширение межрегиональных и международных отношений, рост уровня жизни населения. В городе только 10% предприятий являются государственными, а остальные принадлежат малому и среднему бизнесу. Торговые организации вносят значимый вклад в развитие городской экономики. В Казани занято свыше 100 тысяч человек в сфере рыночной торговли.
Согласно стратегии
Таблица 2.3
Оборот розничной торговли за 2008 - 2011г.г.
Годы |
Оборот розничной торговли |
Доля рынков в обороте розничной торговли, % |
Общественное питание | ||||
Всего, млн. руб. |
На душу населения в год, руб. |
В % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
Всего, млн. руб. |
На душу населения в год, руб. |
В % к предыдущему году в сопоставимых ценах | ||
2008 |
25489 |
44306 |
112,9 |
21.7 |
1213 |
2108 |
115,1 |
2009 |
32725 |
57982 |
118,2 |
18.7 |
1437 |
2546 |
107,5 |
2010 |
40847 |
72514 |
114 |
16,0 |
2390 |
4243 |
132,9 |
2011 |
51175 |
91205 |
118,3 |
15.8 |
2972 |
5297 |
111,8 |
Анализ состояния
Отмечается тенденция роста
объемов розничного товарооборота
и товарооборота общественного
питания, совершенствование структуры
отрасли. Все больший объем
Основными факторами роста объемов товарооборота являются: растущие доходы населения, устойчивый рост заработной платы и пенсий, рост потребительского кредитования и развитие материальной базы, создание новых современных предприятий.
В течение 2011 г. открыты 129 магазинов с торговой площадью 34 тыс. кв. метров, в том числе 13 вновь построенные, 116 - после реконструкции помещений.
Сеть предприятий
Продолжается активное развитие сетевых структур, численность в которых составляет 68 единиц, включающих 396 магазинов.
С открытием предприятий
Все больше магазинов переходит
на использование современных
Среди магазинов непродовольственных
товаров преобладают
В целом по городу обеспеченность торговыми площадями в 2011 г. составлял 137% , в т.ч. по продовольственным товарам 144 %, по непродовольственным - 134 %.
Таблица 2.4
Обеспеченность населения торговыми площадями
Районы |
Население,тыс.чел. |
Всего торг. площадь (норматив 280 кв.м. на 1000 чел.) |
В том числе | ||||
Наличие торг. площ.,м² |
% от норматива |
Продовольственные (норматив 10 м²) |
Непродовольственные (норматив 180 м²) | ||||
Наличие торг. площ., м² |
% от норматива |
Наличие торг. площ., м² |
% от норматива | ||||
Авиастроительный и Ново- |
176,3 |
85093.5 |
172.4 |
25627 |
145.4 |
59467 |
187.4 |
Кировский и Московский |
85,59 |
32403 |
135.2 |
15127.5 |
176.7 |
17276 |
112.1 |
Приволжский |
49,55 |
22045 |
158.9 |
4667 |
94.2 |
17378 |
194.8 |
Вахитовский |
96,53 |
24612 |
91.1 |
10235 |
106 |
14377 |
82.7 |
Советский |
70,04 |
32912 |
167.8 |
16525 |
235.9 |
16387 |
130 |
Для обеспечения поддержки
Таблица 2.5
Социально - ориентированная и фирменная торговые сети
Районы |
Социально-ориентированная |
Фирменная торговая сеть | ||
Всего |
в т.ч. республ. |
Всего |
В т.ч. магазины | |
Авиастроительный и Ново- |
12 |
1 |
127 |
26 |
Кировский и Московский |
3 |
- |
44 |
10 |
Приволжский |
4 |
1 |
23 |
8 |
Вахитовский |
3 |
1 |
53 |
14 |
Советский |
5 |
1 |
39 |
9 |
Ощутимая роль в наполнении потребительского рынка продовольственными товарами принадлежит предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. Их численность в городе составляет 77, в том числе 10 крупных и 67 средних и мелких.
Предприятия, в основном, оснащены
новейшим современным оборудованием,
выпускаемая ими продукция
Таблица 2.6
Объемы производства пищевой
и перерабатывающей
Ед. изм. |
Кол-во |
% к предыдущему году | |
1. Хлеб и хлебобулочные изделия |
Тонн |
47935 |
99 |
2. Мука |
Тонн |
19850 |
154 |
3. Макаронные изделия |
Тонн |
5787 |
104 |
4. Кондитерские изделия |
Тонн |
7421 |
123 |
5. Колбасные изделия |
Тонн |
12787 |
99 |
6. Полуфабрикаты мясные |
Тонн |
5332 |
175 |
7. Цельномолочная продукция |
Тонн |
4945 |
92,2 |
8. Масло животное |
Тонн |
360 |
100 |
9. Мороженое |
Тонн |
4460 |
80 |
10. Рыбная продукция |
Тонн |
1615 |
91 |
11. Алкогольная продукция |
тыс. дал |
450 |
81 |
12. Пиво |
тыс. дал |
97,5 |
118 |
13. Безалкогольные напитки |
тыс. дал |
1753 |
108 |
В результате анализа потребительского рынка выявлены следующие проблемы:
Для дальнейшего эффективного развития потребительского сектора г. Казани на долгосрочную перспективу местные органы власти могут осуществить реализацию направлений, которые должны основываться:
- на создании эффективной конкурентной среды в потребительском секторе как фактора сдерживания роста цен;
- упорядочивании размещения объектов торговли, включая нестационарную торговую сеть, сферы общественного питания и бытового обслуживания как фактора повышения территориальной доступности;
- на создании условий для модернизации объектов потребительского рынка города как фактора повышения эффективности их работы.
Наряду с развитием
Реализация перечисленных
Заключение
Одним из важнейших финансовых
показателей хозяйственной
В связи с этим каждое
предприятие общественного