Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие основные задачи:
изучение нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей;
рассмотрение роли государства в вопросах, касающихся банкротства;
изучение вопросов, касающихся рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Содержание работы

Введение 3
1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 5
1.1 Понятие и причины несостоятельности (банкротства) 5
1.2 История развития 7
1.3 Институт банкротства 9
1.4 Роль государства в вопросах банкротства предпринимателей 11
1.5 Нормативно-правовая основа банкротства предпринимателей 12
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) 21
2.1 Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности 22
2.2 Стадии рассмотрения дел о банкротстве 24
2.3 Процедуры банкротства 24
3. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 27
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

банкротство хоз.субъектов.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного  транспорта

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО  ТРАНСПОРТА

Заочный факультет

Специальность: "Юриспруденция"

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: "Российское предпринимательское  право"

на тему: "Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ"

Выполнил:

студент ___ курса

___________________

Проверил:

___________________

2007 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Несостоятельность  (банкротство) предпринимателей 5

1.1 Понятие и причины  несостоятельности (банкротства) 5

1.2 История развития 7

1.3 Институт банкротства 9

1.4 Роль государства  в вопросах банкротства  предпринимателей 11

1.5 Нормативно-правовая  основа банкротства  предпринимателей 12

2. Рассмотрение дел  о несостоятельности  (банкротстве) 21

2.1 Публичность и  особенности защиты  прав в делах  о несостоятельности 22

2.2 Стадии рассмотрения  дел о банкротстве 24

2.3 Процедуры банкротства 24

3. Общая правовая  характеристика банкротства  и его предупреждение 27

Заключение 48

Список  использованной литературы 50

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство как способ хозяйствования находится  в постоянном движении и развитии. Все более широко, проникая в российскую экономику, оно обогащается новыми чертами и качествами. Соответственно изменяется его нормативно-правовая основа, обновляются еще недавно принятые федеральные законы, указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты. Эти обстоятельства обязывают каждого во избежание ошибок быть внимательным при изучении юридического механизма, регулирующего предпринимательскую деятельность, постоянно следить за происходящими в нем изменениями.

Особенность нынешней ситуации в стране - наличие  в обществе и государстве политической стабильности, единства взглядов по основным вопросам внутренней и внешней политики у федеральной исполнительной власти во главе с Президентом РФ и власти законодательной в лице большинства Федерального Собрания РФ -- депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Как следствие, совершенно новый характер приобретает законодательство. Оно становится полнее, динамичнее, системно и единообразно охватывает сферу экономики вообще и ее предпринимательский сектор в частности. Начинают "работать" федеральные законы, долгое время лежавшие на архивных полках Государственной Думы в виде разного рода проектов. В соответствии с новыми федеральными законами издаются многие постановления Правительства РФ и в пределах установленной компетенции -- нормативные акты министерств и ведомств, в которых развиваются нормы законов, указов и постановлений, обеспечивается механизм их реализации.

В данной курсовой работе необходимо рассмотреть  вопрос несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность -- явления одного порядка, характеризующие  крайне неблагополучное положение  хозяйствующего субъекта, хотя и не совпадающие полностью по своему содержанию. Они есть прямое следствие участия предпринимателей в рыночных отношениях. Коротко юридическая суть несостоятельности (банкротства) состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые на себя по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств.

Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью вытекают следующие  основные задачи:

изучение  нормативно-правовой основы банкротства  предпринимателей;

рассмотрение  роли государства в вопросах, касающихся банкротства;

изучение  вопросов, касающихся рассмотрения дел  о несостоятельности в арбитражном  суде.

Для достижения поставленной цели и решения задач  в данной курсовой работе были использованы нормативные акты: Конституция РФ, как основополагающий нормативно-правовой документ; Гражданский кодекс РФ (Часть 1 ред. от 26.06.2007), Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006), Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 19.07.2007) "О несостоятельности (банкротстве)", Информационное письмо ВАС РФ от 25.04.1995 N С1-7/ОП-237 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)"; научные статьи: "Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" - явление третье" ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 1; "Новый Закон о банкротстве" ("Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 1); Комментарий к Постановлению Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и учебная литература.

 

1. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ  (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1.1 ПОНЯТИЕ  И ПРИЧИНЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  (БАНКРОТСТВА)

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона СПС Консультант Плюс: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 19.07.2007) "О несостоятельности (банкротстве)"). Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:

1) производство  должником расчетов с кредиторами  (либо путем принудительной распродажи  имущества должника, либо путем  предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);

2) при  невозможности этого -- выведение  должника из экономического оборота  правовыми способами: путем проводящейся  под контролем арбитражного суда  ликвидации юридического лица  или освобождения от долгов  гражданина.

Несостоятельность (банкротство) представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Часто лишь от случая зависит, что несостоятельным (банкротом) в данный момент оказывается именно этот, а не какой-то другой предприниматель.

Такой вывод обуславливается рядом  причин, наиболее распространенными  из них являются:

1. Неумение  хозяйствующего субъекта из-за  отсутствия опыта, неспособности  или лени вести свое предпринимательское  дело. Плохое изучение конъюнктуры  рынка, возможных колебаний спроса и предложений на товары, неудачный отбор вида и номенклатуры производимой продукции приводят к тому, что выпущенный товар оказывается никому не нужным и оседает мертвым грузом на складе. Естественно, понесенные затраты не возмещаются, взятые взаимообразно деньги и сырье в расчете на то, что долги будут погашены из выручки от продажи товара, возвращать нечем.

2. Неспособность  хозяйствующего субъекта наладить  эффективное производство нужных  и пользующихся спросом товаров.  Непомерные издержки производства, высокая себестоимость приводят к неконкурентоспособности товара и разоряют, делают несостоятельным (банкротом) его создателя.

3. Хозяйствующий  субъект неизбежно вступает в  гражданско-правовые отношения с  другими предпринимателями: передает свои деньги на хранение в банки и другие кредитные организации, продает имеющиеся у него в наличии сырье и материалы, под заключенные договоры налаживает производство новой продукции и т.д. Партнеры же впоследствии оказываются банкротами: банки "лопаются", переданные покупателям товары не оплачиваются, а произведенные не выкупаются. В подобной ситуации может оказаться даже самый рачительный, расчетливый и осторожный хозяйствующий субъект.

4. Каждое  общество при всех типах и  формах государства сталкивается с банкротством самого государства. В казне, как правило, не хватает денег. Государственный внутренний долг подчас вырастает до огромных размеров, далеко превышающих возможности бюджета государства. В результате хозяйствующим субъектам не оплачивается произведенная ими по государственным заказам продукция, прекращается финансирование государственных предприятий. Их работники и государственные служащие, не получая заработной платы, лишаются возможности купить произведенные для них товары, чем искусственно провоцируется снижение спроса на рынке соответствующих товаров и опять же порождается неплатежеспособность продавцов данных товаров.

5. Банкротство  способно поразить народное хозяйство  в целом и, как следствие,  все общество - это является самой  большой опасностью для рыночной экономики. Банкротами оказываются все: и государство, и коммерческие и некоммерческие организации, и граждане.

Перечисленные и иные причины банкротства тесно  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их упреждение, преодоление и ликвидация негативных последствий, в том числе с помощью норм права, в различной степени зависят от воли и возможностей каждого из участников рыночных отношений. Но действуют причины неумолимо во всех странах, в том числе с высокоразвитой рыночной экономикой.

1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Банкротство -- важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования  экономических, имущественных отношений  ряд их участников, по разным объективным  и субъективным причинам, не могли  или не сумели "вписаться" в  виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов. Неисполнение частью участников оборота имущественных обязательств, в силу глубокой взаимосвязанности экономических отношений, влечет нарушение естественного хода экономического процесса, создает предпосылки для кризиса неплатежей и коллапса экономики как на минимальном (частном), так и на максимальном (публичном) уровне.

В целях  предупреждения такого рода ситуаций правовая мысль создала институт банкротства, позволяющий решить проблему неплатежей цивилизованным способом. История законодательства о банкротстве  насчитывает несколько столетий, само законодательство и судебная практика его применения постоянно совершенствуются.

Богатую историю имеет и законодательство о банкротстве Российской Федерации. В течение XIX в. были созданы законодательство, судебная практика и научно-прикладной материал, позволяющие говорить о функционировании в стране достаточно эффективной системы банкротства. К сожалению, эволюционный процесс развития этой системы был прерван событиями 1917 г.

Начавшиеся  в начале 90-х гг. XX в. в России преобразования, призванные создать рыночную экономику, основанную на правовых принципах, естественным образом привели к необходимости восстановления института банкротства как одного из основных элементов такой экономики. Начиная с 1992 г. в Российской Федерации последовательно создавалась новая система банкротства, включающая законодательство, судебную систему, научно-практические разработки и другие неотъемлемые компоненты этой системы, такие как: институт арбитражных управляющих, непосредственно осуществляющих процедуры банкротства, и государственные органы, призванные осуществлять надзор за ходом процедур банкротства.

Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три  федеральных закона о банкротстве: в 1992 г., 1998 г., 2002 г., два федеральных  закона об особенностях банкротства  отдельных, особых категорий должников: "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" -- 1999 г., "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" -- 1999 г., в системе арбитражных судов создана достаточно эффективно функционирующая практика применения законодательства о банкротстве, написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству.

 

1.3 ИНСТИТУТ  БАНКРОТСТВА

Институт  банкротства -- комплексный правовой институт: являясь, по определению, институтом гражданского права, он, примерно наполовину, включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации -- арбитражного процессуального права). Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Законе о банкротстве 2002 г. исключил возможность так называемого добровольного банкротства, т. е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т. е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением -- объявленным судом статусом банкрота.

Информация о работе Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ