Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие основные задачи:
изучение нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей;
рассмотрение роли государства в вопросах, касающихся банкротства;
изучение вопросов, касающихся рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.
Введение 3
1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 5
1.1 Понятие и причины несостоятельности (банкротства) 5
1.2 История развития 7
1.3 Институт банкротства 9
1.4 Роль государства в вопросах банкротства предпринимателей 11
1.5 Нормативно-правовая основа банкротства предпринимателей 12
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) 21
2.1 Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности 22
2.2 Стадии рассмотрения дел о банкротстве 24
2.3 Процедуры банкротства 24
3. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 27
Заключение 48
Список использованной литературы 50
По общему
правилу арбитражным
Совершенно новыми в Федеральном законе 2002 г. являются следующие положения. Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие: а) которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; б) в отношении которых введена процедура банкротства; в) которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; г) которые дисквалифицированы или лишены в установленном порядке права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и/или имуществом других лиц; д) которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
Документ, удостоверяющий соответствие рекомендованной для утверждения кандидатуры арбитражного управляющего установленным требованиям, представляется в арбитражный суд саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом которой он является.
Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее года с обязательным последующим возобновлением такого договора. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем 3 млн. рублей в год. Федеральным законом о банкротстве 1998 г. страхование ответственности арбитражных управляющих не предусматривалось, в результате чего интересы причастных к банкротству лиц были менее защищенными.
Основная форма контроля, да и самоконтроля арбитражного управляющего, фигурирующая во всех процедурах банкротства, -- это его отчет (при процедуре финансового оздоровления -- заключение). Правительство РФ постановлением от 22 мая 2003 г. № 299 утвердило Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, представляемых им арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов в случаях и в сроки, предусмотренные Федеральным законом 2002 г. Российская газета. 2003. 27 мая. В постановлении сформулированы общие требования к содержанию каждого отчета (заключения) и особые -- к отчету временного, внешнего, конкурсного и заключению административного управляющего.
Нововведением стало узаконение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих -- это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Указанный статус приобретается некоммерческой организацией с даты включения ее в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 21 ноября 2002 г. № 150-р утверждено Временное положение о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: а) обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; б) защита прав и законных интересов своих членов; в) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; г) содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе осуществлять по отношению к своим членам также иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции.
Введенные
в дела о банкротстве саморегулируемые
организации арбитражных
Состояние и динамика общественных отношений, связанных с банкротством хозяйствующих субъектов, во многом определяются уровнем государственного управления ими. В ст. 29 Федерального закона 2002 г. особо закреплена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства. Так, в целях проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства Правительство РФ: определяет порядок объединения и представления требований Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.
Правительству РФ поручено также утверждать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации, включая общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего; правила проведения финансового анализа; правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; правила проведения и сдачи теоретического экзамена; правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов -- арбитражных управляющих.
В Федеральном законе 2002 г. определена компетенция регулирующего органа, который, в частности: осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций; проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций в порядке, установленном Правительством РФ; обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях, предусмотренных Федеральным законом 2002 г.; обращается в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего; участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена; утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих; подготавливает заключения о наличии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. № 855 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства" СПС Консультант Плюс исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также функций регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, временно, сроком на три месяца со дня вступления в силу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", было возложено на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Сейчас обе группы функций, выделенных в постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. СПС Консультант Плюс, организационно обособлены. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" установлено: уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству; регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, с 3 марта 2003 г. является Министерство юстиции РФ.
В целях обеспечения законных интересов РФ как собственника имущества государственного унитарного предприятия постановлением Правительства РФ от 20 мая 2003 г. № 295 на Минимущество России возложены полномочия представителя собственника имущества должника при проведении процедур банкротства этих предприятий СПС Консультант Плюс.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.
Значительное место в Федеральном законе 2002 г. занимают вопросы открытости, гласности при реализации его положений на практике, что важно и для защиты интересов причастных к банкротству лиц, и для предупреждения разного рода злоупотреблений, случаев, связанных с коррупцией в делах о банкротстве. Сведения, подлежащие опубликованию, публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ. Тираж официального издания, периодичность и срок опубликования указанных сведений, порядок финансирования оказываемых услуг и цены на такие услуги устанавливаются Правительством РФ и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа к указанным сведениям любого заинтересованного лица.
Согласно ст. 30 Федерального закона 2002 г. учредители (участники) должника, собственник имущества должника -- унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны постоянно принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Еще более строгие предписания даются применительно к случаям, когда у хозяйствующего субъекта складывается непосредственно предбанкротная ситуация. Руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника -- унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
Наряду с изложенными выше общими правилами Федеральный закон 2002 г. сохранил конкретную форму недопущения банкротства -- досудебную санацию. Ею охватываются меры по восстановлению платежеспособности должника с целью предупреждения банкротства. Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника -- унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.
В отношении
отдельных хозяйствующих
Иногда
меры, служащие предупреждению банкротства
хозяйствующих субъектов в
Информация о работе Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ