Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие основные задачи:
изучение нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей;
рассмотрение роли государства в вопросах, касающихся банкротства;
изучение вопросов, касающихся рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Содержание работы

Введение 3
1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 5
1.1 Понятие и причины несостоятельности (банкротства) 5
1.2 История развития 7
1.3 Институт банкротства 9
1.4 Роль государства в вопросах банкротства предпринимателей 11
1.5 Нормативно-правовая основа банкротства предпринимателей 12
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) 21
2.1 Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности 22
2.2 Стадии рассмотрения дел о банкротстве 24
2.3 Процедуры банкротства 24
3. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 27
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

банкротство хоз.субъектов.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Пользуясь перечисленными критериями, можно "подвести" под банкротство подавляющее  большинство российских хозяйствующих субъектов. Ценность критериев в определении экономических ориентирах состояла главным образом в оценке состояния предприятия, которые полезно знать при решении судьбы хозяйствующего субъекта-должника. В этом смысле критерии не утратили своего значения и сейчас.

Федеральный закон 1998 г. не удовлетворял, прежде всего, практиков: хозяйствующих субъектов -- потенциальных банкротов и арбитражных  судей, по долгу службы разбирающих  дела о банкротстве.

Как обнаружилось в ходе арбитражного судопроизводства, имеющиеся в Федеральном законе 1998 г. пробелы и нестыковки в правовом опосредовании процедур банкротства позволяют использовать Федеральный закон в целях, прямо противоположных тем, на достижение которых он направлен, создают благоприятные предпосылки для сращивания теневой экономики и теневой юстиции ради легализации очередного корыстного передела собственности, для разорения конкурентов путем всевозможных махинаций со стороны недобросовестных кредиторов и иных участников рыночных отношений, в том числе действующих через подставных лиц и с применением разного рода других тщательно разработанных на базе несовершенного законодательства механизмов.

В результате проблема разрешения дел о банкротстве  стала наиболее острой в деятельности арбитражных судов. Количество таких дел из года в год резко возрастает. В 2001 г. арбитражные суды приняли к своему производству более 54 тыс. дел, что в 22 раза больше, чем было в 2000 г. Дела возбуждаются поспешно и по недостаточно проверенным основаниям, нет качественно подготовленного резерва арбитражных управляющих, процедуры банкротства сопровождаются бесконечной сменой последних, что делает невозможным осуществление действенного контроля за деятельностью арбитражных управляющих.

Все это  вызывает много критических стрел в адрес арбитражных судов. Их обвиняли в некомпетентности, предвзятости, необъективности, всевозможных нарушениях законности.

В результате всего было ясно, что законодательство о банкротстве нуждается в  неотложном обновлении. Федеральным  Собранием в начале 2000 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", на который исполняющий обязанности Президента РФ 13 апреля 2000 г. наложил вето.

Действующий ныне Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) разработан с учетом: замечаний Президента РФ; постановлений Конституционного Суда РФ, касающихся банкротства; практики применения Федерального закона 1998 г., прежде всего арбитражных судов; многочисленных предложений, высказанных учеными. Вступил он в силу, за, несколькими исключениями, по истечении 30 дней после официального опубликования СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190..

Нынешняя  нормативно-правовая основа банкротства  предпринимателей представляет собой разветвленную систему нормативных актов различных уровней. Входят в нее нормативные акты только федеральных органов государственной власти.

Отправной элемент нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей -- федеральные  законы. Нормы права, относящиеся к банкротству, имеются в Гражданском кодексе РФ и некоторых других законах. Центральное место среди федеральных законов занимает Федеральный закон 2002 г. Он в соответствии с Гражданским кодексом РФ устанавливает основания для признания должника банкротом, регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Характерная особенность Федерального закона 2002 г. состоит в том, что он вобрал в себя нормы и материального, и процессуального права, т. е. установил  не только правила поведения участников общественных отношений по поводу банкротства, но и механизм реализации материальных норм. Некоторые нормы, устанавливающие порядок судебного рассмотрения дел этой категории, отражены в ст. 223-225 АПК РФ. Упоминавшиеся выше федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты впредь до приведения их в соответствие с Федеральным законом 2002 г. применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону.

Значительную  роль в регулировании отношений, связанных с банкротством, играют нормативные акты Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств. Например, постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. № 301 утверждено новое Положение о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству СЗ РФ. 2000. № 15. Ст.. 1597. (ФСФО России). Имеющая статус юридического лица, она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о финансовом оздоровлении и банкротстве организаций.

В частности, для реализации этих задач распоряжением  Федеральной службы от 20 декабря 2000 г. № 226-р "О мониторинге финансового  состояния организаций и учете  их платежеспособности" утверждены Порядок формирования перечня крупных, экономически или социально значимых организаций и Порядок проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности БНАРФ.2001. № 6..

Еще ранее  ФСФО России распоряжением от 27 августа 1999 г. № 23-р утверждено Положение об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих и Формы текущей отчетности арбитражных управляющих и порядок ее представления.

 

2. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) в главе 28 четко дает понятия, касающиеся рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве):

Статья 223. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

1. Дела  о несостоятельности (банкротстве)  рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным настоящим  Кодексом, с особенностями, установленными  федеральными законами, регулирующими  вопросы несостоятельности (банкротства).

2. Дела  о несостоятельности (банкротстве)  рассматриваются коллегиальным  составом судей, если иное не  предусмотрено федеральным законом,  регулирующим вопросы несостоятельности  (банкротства). К рассмотрению таких  дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

3. Определения,  которые выносятся арбитражным  судом при рассмотрении дел  о несостоятельности (банкротстве)  и обжалование которых предусмотрено  настоящим Кодексом и иными  федеральными законами, регулирующими  вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Статья 224. Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве)

С заявлением о признании должника банкротом  в арбитражный суд по месту  нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным  законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).

Статья 225. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве)

По делам  о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое  соглашение в соответствии с федеральным  законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные главой 15 настоящего Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

2.1 ПУБЛИЧНОСТЬ  И ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ  В ДЕЛАХ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника -- юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи должника-гражданина, собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке, во многих случаях -- для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника -- юридического лица дополнительные социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве  заключается в том, что целью  рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т. е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно сохранение стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих, при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного, плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Такое многообразие стоящих перед судом  при рассмотрении дела о банкротстве задач предполагает создание, на уровне нормативного регулирования, соответствующих процессуальных условий и возможностей, позволяющих учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных процедур и исполнения судебного акта.

Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве -- это установленный АПК и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

 

2.2 СТАДИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

Традиционный  арбитражный процесс делится  на следующие стадии: возбуждение  дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного  акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, -- исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Но специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на две основные стадии, отражающие их особость: это разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный  суд, руководствуясь, прежде всего, нормами  АПК с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Информация о работе Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ