Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение, рассмотрение и анализ общих вопросов, касающихся банкротства хозяйствующих субъектов по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие основные задачи:
изучение нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей;
рассмотрение роли государства в вопросах, касающихся банкротства;
изучение вопросов, касающихся рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном суде.

Содержание работы

Введение 3
1. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей 5
1.1 Понятие и причины несостоятельности (банкротства) 5
1.2 История развития 7
1.3 Институт банкротства 9
1.4 Роль государства в вопросах банкротства предпринимателей 11
1.5 Нормативно-правовая основа банкротства предпринимателей 12
2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) 21
2.1 Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности 22
2.2 Стадии рассмотрения дел о банкротстве 24
2.3 Процедуры банкротства 24
3. Общая правовая характеристика банкротства и его предупреждение 27
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

банкротство хоз.субъектов.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основным предназначением  процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство -- институт, реализуемый  только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе  банкротства играет суд, рассматривающий  дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других -- коммерческих судов (Франция), в третьих -- специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации, с момента восстановления института банкротства, рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

Арбитражные суды РФ, создание которых практически  совпало (1992 г.) с восстановлением  института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде: ими, особенно с учетом положений АПК 2002 г., рассматривается подавляющее большинство экономических споров и практически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах.

Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК и законодательства о банкротстве. Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст. 223 АПК: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

1.4 РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА В ВОПРОСАХ БАНКРОТСТВА  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Разрушительные  для экономики отрицательные  последствия банкротства предпринимателей, как бы последние ни назывались -- ростовщиками, купцами, торговцами, банкирами, заводчиками, фермерами, -- остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений. И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство. Все возрастающее его участие в упорядочении вопросов банкротства предпринимателей продолжается до сих пор.

Самое деятельное воздействие государства  необходимо потому, что:

1. Банкротство  и разорение предпринимателей  препятствуют нормальному развитию  экономики, нарушают социальную  и политическую стабильность, создают  напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полнокровно выполнять свои функции.

2. Стремление  участников рыночных отношений  самим, без постороннего вмешательства  улаживать ситуации, когда оказывается невозможным осуществлять взаиморасчеты, нередко завершается мыслимыми и немыслимыми по извращенности и жестокости самосудами кредиторов над несостоятельными должниками, равно как и столь же неадекватными попытками последних избавиться от назойливых кредиторов.

Правда, и государственное регулирование  поначалу не отличалось особой гуманностью. Один из дошедших до наших дней древнейших памятников правовой культуры -- римский  Закон XII таблиц -- закрепил право кредитора  на возмещение убытков от неисполнения обязательства. Но он содержал и правило, сводящееся к голой мести. Согласно ему неудовлетворенные кредиторы имели право разрубить на части тело несостоятельного должника. Законодательство некоторых европейских стран эпохи феодализма, "развивая" древнеримские нормы, разрешало кредитору отрезать у несостоятельного должника какую-то часть тела.

С течением времени пришло осознание того факта, что кредитору, избившему или  убившему должника, отрезавшему у  него какую-либо часть тела, лучше  не становилось, невозвращенный долг не переставал быть таковым. Постепенно законодательство качественно меняло свои установления, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре.

Каждое  государство устанавливает свои особые правила, упорядочивающие отношения по поводу банкротства предпринимателей. Роднит же все государства чрезвычайно высокий динамизм этого законодательства, частый его пересмотр, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельных должников, неудовлетворенных кредиторов, общества и государства.

1.5 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ  ОСНОВА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В глубь  веков уходят корни нормативно-правовой основы банкротства предпринимателей современной России. Интересно, что  еще старейший источник российского  права -- Русская Правда (сформировалась и действовала в Древней Руси в XI--XII вв.) закрепила дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Она знала несчастную несостоятельность, возникшую не по вине должника, и вместе с тем вводила нормы о суровой каре за злонамеренную несостоятельность, когда должник скрывался от уплаты долгов "бегством в чужую землю". По возвращении он вместе с имуществом подлежал продаже с торгов, а вырученная сумма распределялась между кредиторами пропорционально их требованиям.

Подход к несостоятельности, обозначенный в Русской Правде, сохранился и в более позднем российском законодательстве. Менялись только приоритеты, усложнялось и расширялось само нормативно-правовое регулирование.

В дореволюционной  России действовало разветвленное  законодательство и об уголовной ответственности несостоятельных должников. Оно, например, выделяло банкротство корыстное ("тяжкое") и простое ("расточительную несостоятельность").

После Октябрьской революции 1917 г. нормативно-правовое регулирование банкротства начало осуществляться с переходом к мирной жизни. Сразу после окончания Гражданской войны принимается Гражданский кодекс РСФСР (1922 г.). Он явился самым весомым элементом нормативно-правовой основы новой экономической политики, исходившей из допущения многоукладности в экономике и развития рыночных отношений. Кодекс и последующее законодательство содержали указания на то, какие субъекты гражданского права (простые и полные товарищества, акционерные общества, кооперативные организации, государственные предприятия, физические лица) могут признаваться банкротами, каковы условия и последствия такого признания.

Модель  банкротства существовала только в  нормативных актах советского государства, на практике она не реализовывалась, фактически дела такого рода в судах не возникали и ими не рассматривались.

В отношении  граждан вопрос о банкротстве  не возникал вовсе, так как они, за редким исключением (например, кое-где  сохранились отдельные единоличные  крестьянские хозяйства), не имели права  заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью. Неплатежи по налогам взыскивались в порядке гражданского судопроизводства путем обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество.

С началом  проведения реформ по формированию рыночной экономики проблема создания нормативно-правовой основы банкротства хозяйствующих субъектов стала неотложной практической задачей. Однако Закон не применялся: соответствующий судебный порядок еще не был установлен, как и не было норм права, которые определяли бы конкретные юридические признаки банкротства.

Лишь  спустя полтора года был опубликован  обстоятельный нормативный правовой акт -- Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 "О мерах по поддержанию  и оздоровлению несостоятельных  государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" СПС КонсультантПлюс: Указ утратил силу с 1.07.2002 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.10.2002 N 1209.. Указ появился в чрезвычайно сложной ситуации: начался фактический распад СССР, резко ослаблялись, а то и прекращались вообще годами складывавшиеся связи между государственными социалистическими предприятиями, теряла "власть" существовавшая многие десятилетия вертикаль управления экономикой в лице министерств и ведомств, началась приватизация государственных и муниципальных предприятий. Быстро нарастали симптомы экономического кризиса с неизбежным разорением многих хозяйствующих субъектов. Указ и был издан в целях поддержки государственных предприятий, оказавшихся банкротами, а также обеспечения эффективного использования государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями, защиты прав и интересов государства, кредиторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий.

Указ  постигла судьба упомянутого выше п. 3 ст. 24 Закона "О предприятиях и  предпринимательской деятельности": практически он нигде не применялся и тихо ушел в историю правового регулирования российских экономических реформ.

Не развернулась работа по реализации Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. еще и потому, что  вскоре был принят специальный Закон от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" Ведомости РФ. 1993. № 1. Ст. 6..

Закон, по сравнению с Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г., принципиально иначе  решил главный вопрос: несостоятельности (банкротство) предприятия стало считаться имеющим место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

Реализация  Закона о несостоятельности 1992 г. началась далеко не сразу после вступления его в силу. К применению Закона оказались не готовы все, кто должен был его исполнять. Потребовалась значительная подготовительная работа по созданию необходимых организационных и правовых предпосылок. Важные вопросы правового регулирования института банкротства решались в нормативных актах Верховного Совета РФ, Президента РФ и Правительства РФ.

Закон существенно расширил компетенцию  арбитражных судов. 27 ноября 1992 г. Верховный  Совет РФ принял специальное постановление "О мерах по укреплению системы арбитражных судов РФ" СПС Консультант Плюс: . В 1993 г. численность судей увеличилась на 564 человека, в том числе Высшего Арбитражного Суда РФ -- на 20 человек. Началось проведение интенсивного обучения судей процедурам рассмотрения совершенно новых для них категорий дел.

Государству надо было срочно определиться по отношению  к своим собственным предприятиям. Начавшиеся обвальный спад производства на них и рост всех видов неплатежей могли повлечь массовое единовременное банкротство крайне необходимых для нужд страны, включая обеспечение ее обороноспособности, государственных предприятий, их распродажу "с молотка" и, как следствие, развал народного хозяйства. Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 создается Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ САПП. 1993. № 39. Ст.3615. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. № 537 признано утратившим силу (СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2546).. В утвержденном Правительством РФ Положении о Федеральном управлении говорилось, что оно осуществляет свои функции в целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий. Через два месяца, 22 декабря 1993 г., Президент РФ подписал Указ № 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий", которым уточнил статус Федерального управления САПП. 1993. № 52. Ст. 5070; СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3252..

В ходе последующих реформ российского  государственного аппарата этот орган  неоднократно реформировался. Согласно Указу Президента РФ от 25 мая 1999 г. № 651 "О структуре федеральных  органов исполнительной власти" СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2727; послед. ред. см.: Указ Президента РФ от 9 августа 2000 г. № 1476 // СЗ РФ. 2000. № 33. он сейчас именуется Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству.

Практика  применения Закона 1992 г. выявила и  его слабые стороны. Закон устаревал  морально, переставал в полной мере отвечать складывавшимся новым экономическим отношениям.

Чтобы восполнить все пробелы в Законе Президент РФ издал Указ от 22 декабря 1993 г. № 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий", в котором обязал Правительство РФ утвердить систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, что и было сделано постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 490; послед. ред. см.: Постановление Правительства РФ от 3.10.2002 г. № 731 // СЗ РФ. 2002.. Были установлены три показателя для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия:

Информация о работе Банкротство хозяйствующих субъектов по законодательству РФ