Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Курсач ВТФ!.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

           

                    

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

 

 

 

 

Студент

УЭФ, 2 курс, РЭУ-2     ________________    А.А. Михальков

   (подпись,  дата)

 

 

Руководитель

………………….2     ________________    А.А. Михальков

   (подпись,  дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК  2011

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4

1.1 Цели и  содержание государственной поддержки  малого предпринимательства и  ее необходимость

1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства

1.3 Государственная  поддержка малого бизнеса в  промышленно развитых странах

2. Анализ и  оценка государственной поддержки  малого предпринимательства в  республике Беларусь

2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства

2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В курсовой работе дана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо  отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она односторонняя,  принятые правовые аспекты зачастую не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Так же можно отметить постоянно меняющееся налоговое и учетное законодательство, что весьма негативно влияет на развитие малого бизнеса.

Особенности малых  фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок  сбыта, и исключительная гибкость в  предоставлении товаров и услуг, и высокая доля оборотного капитала, и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей, определяют и функции: экономическая - характеризуется даволи высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая- особенно актуальна в наши дни, когда грядет экологическая катастрофа, она позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о  малом бизнесе, надо сказать, что  он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Негативное  отношение к малому предпринимательству  государства и общества также  является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение  меняется. Это связано с тем, что  даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.

Говоря о  взаимоотношениях малого бизнеса и  государства, можно заметить, что  здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

 

Подводя итог, можно  сказать, что от развития малого бизнеса в Беларуси, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей экономики Беларуси в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость

 

1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость

 

Целью государственной  поддержки малого предпринимательства  является формирование благоприятных  условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов  государственной поддержки в  данной сфере экономики.

Более 20 лет  назад, принимая курс на построение социально  ориентированной рыночной экономики, руководство Республики Беларусь понимало, что одним из путей преодоления  экономического и социального кризиса  может стать поддержка и развитие малого предпринимательства. Обладая инновационными качествами, способностью к быстрому пристраиванию производства, малые предприятия создают конкурентную среду, препятствуют тенденции монополизации, а в итоге — повышают конкурентоспособность экономики государства в целом. При этом они благоприятно воздействуют на социальную обстановку, снижая безработицу и насыщая рынок товарами и услугами.

Однако государство  понимало и то, что нельзя допустить  развития предпринимательского сектора  экономики на стихийной основе, по законам "теневой" экономики, что следует устранить такие препятствия на пути малого бизнеса, как отсутствие должной законодательной базы и равного доступа (наравне с госпредприятиями) к материальным и финансовым ресурсам, сформировавшийся в обществе отрицательный предпринимательский имидж, неурегулированность процессов регистрации и ряд других.

Поэтому государство  и начало последовательно работать над решением этих вопросов. К настоящему моменту создана правовая основа для развития и поддержки предпринимательства. В Конституции Республики Беларусь провозглашено равенство форм собственности. Принят ряд законов и указов Президента, нормативных актов правительства, непосредственно регулирующих вопросы развития предпринимательства. Сформирована единая система государственной поддержки предпринимательства и малого бизнеса.

Созданная в  Беларуси единая система государственной  поддержки предпринимательства  включает в себя:

- Министерство  предпринимательства и инвестиций  и его территориальные комитеты  в регионах;

- Белорусский и региональные фонды финансовой поддержки предпринимателей;

- центры поддержки  предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки;

- фонд «Национальное  агентство развития предпринимательства»;

- общественные  объединения предпринимателей.

Данная структура не статична, она претерпевает и будет претерпевать изменения в соответствии с выявленными потребностями, которые отражаются в ежегодной Программе государственной поддержки малого предпринимательства в РБ.

Министерство  предпринимательства и инвестиций, образованное 19 июля 1996 г., является центральным органом управления негосударственным сектором экономики. Оно содействует развитию и финансовой поддержке субъектов малого бизнеса в Республике Беларусь, способствует притоку инвестиций, противодействует монополизму, создает льготные условия получения научно-технической информации, новейших разработок и современных технологий как со стороны отечественных, так и иностранных предприятий и физических лиц, всячески помогает организации подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Ежегодно, начиная  с 1997 г., Министерство предпринимательства  и инвестиций разрабатывает программы  государственной поддержки предпринимательства  с целью увеличения вклада предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширения правового пространства, совершенствования и развития его инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методического обеспечения и подготовки предпринимательских кадров. Аналогичные программы разрабатываются и в областях.

Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании  государственного управления в области  предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.

В системе государственных  органов исполнительной власти вопросы государственной поддержки малых предприятий в той или иной степени входят в сферу полномочий нескольких министерств и ведомств: Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда, Министерство внешних экономических связей, Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности и др. Но основным звеном, координирующим и концентрирующим усилия различных государственных органов по поддержке малых предприятий, является Министерство предпринимательства и инвестиций. Одной из основных задач этого министерства является межотраслевая и межрегиональная координация деятельности министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти в сфере поддержки и развития малых предприятий. На него возлагается задача по обеспечению формирования целостной системы инфраструктуры поддержки малых предприятий, а также:

1.развитие инвестиционной  деятельности субъектов хозяйствования  негосударственных форм собственности;

2.противодействие  монополистической деятельности, развитие  конкуренции;

3.регулирование  отношений, связанных с защитой  прав потребителей, включая контроль  за осуществлением рекламной  деятельности и т. д.

Министерство, в целом, определило подходы в  развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства. Целью образования объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса является создание определенной среды для облегчения старта предпринимателя, его быстрейшей адаптации к реалиям жизни.

Целью же системы  государственной поддержки предпринимательства является разрешение проблем, которые мешают возникновению и дальнейшему развитию предпринимательства, а именно:

• отсутствие стартового капитала;

• постоянные изменения  в законодательной базе, регулирующей деятельность частного сектора экономики;

•отсутствие возможности  получить льготные долгосрочные кредиты 
и инвестиции для реализации перспективных проектов;

• высокая арендная плата помещений;

• ограниченные возможности получения лизинговых услуг;

• нехватка квалифицированных специалистов;

• сложность  проведения рекламной компании.

Предпринимательство является серьезнейшим экономическим  сектором, способным решить ряд социально-экономических  проблем: проблему занятости населения, создания новых предприятий, новых  рабочих мест, привлечения прогрессивных технологий, инвестиций и др. Разумная государственная политика, направленная на развитие и поддержку предпринимательства, должна являться одним из приоритетных направлений функционирования государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные  методы, формы и виды государственной  поддержки малого предпринимательства

 

Реализация  мероприятий государственной поддержки  малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям.

1. Совершенствование  нормативной правовой базы.

Мероприятия обеспечивают создание благоприятных правовых условия  для функционирования малого предпринимательства  и устранения правовых, административных и организационных ограничений  и барьеров, препятствующих его созданию и эффективному развитию.

2. Развитие системы  финансово-кредитной поддержки малого  предпринимательства.

Мероприятия направлены на создание благоприятных условий  для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам, дальнейшее развитие механизмов микрокредитования субъектов малого предпринимательства.

Реализация данных мероприятий  позволит создать новые рабочие  места, активизировать производственную, - инновационную и инвестиционную деятельность субъектов малого предпринимательства.

3. Совершенствование деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства  требует мер по координации действий всех ее звеньев, включая государственные  органы, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, которые оказывают юридические, информационные, консалтинговые, маркетинговые услуги, а также осуществляют подготовку и переподготовку кадров на базе действующих и вновь создаваемых субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь