Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа
Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
Правовая база
регулирования и поддержки
Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса сыграло введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.
До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).
Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.
О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.
Осознав, как видно, что у семи нянек дитя остается без глаза, Президент издал в июне 1995 г. указ о создании Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).
Новая структура призвана выдвигать предложения по совершенствованию действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса, анализировать состояние этого сектора экономики и эффективность государственной помощи, готовить предложения об использовании на льготных условиях субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок, технологий и др.
Ратуя за то, чтобы российский предприниматель работал на укрепление экономики в целом, ГКРП добился размещения на малых предприятиях 15% госзаказа.
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
Для выработки
государственной политики в области
развития и поддержки
Ежегодно, начиная
с 1997 г., Министерство предпринимательства
и инвестиций разрабатывает программы
государственной поддержки
Следует также подчеркнуть, что государственная политика в отношении малого предпринимательства строится на основе прогноза и планирования, результатом которых является разработка ежегодных государственной и региональных программ поддержки малого бизнеса, представляющих собой согласованный комплекс мер по увеличению вклада предпринимательского сектора в ВВП республики и создание новых рабочих мест.
Закон Республики
Беларусь «О предпринимательстве в
Республике Беларусь» определяет правовые,
экономические основы предпринимательства,
общие положения организации
предпринимательской
Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республика Беларусь» направлен на реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на труд, выбор рода занятий в соответствии с призванием и осуществление не запрещенной законом экономической деятельности, что будет способствовать повышению платежеспособности населения как одному из важнейших условий оживления экономики республики, расширению налоговой базы и увеличению поступлений в бюджеты разных уровней. Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, направленной на создание новых рабочих мест посредством активизации производственно-хозяйственной деятельности населения, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Об
упрощении налогообложения
В настоящее
время действующий Закон
Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с законом, является патент, выдаваемый налоговым органом по месту регистрации предприятия или предпринимателя в качестве налогоплательщика на основании письменного заявления. Стоимость патента достаточно высока и в значительной степени уменьшает оборотные средства субъектов малого предпринимательства (зачастую превышает сумму налога, подлежащего уплате). Затем уплата налога производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) в размере 10% от реализации продукции (товаров, работ или услуг).
По нашему мнению, упрощенная система налогообложения, смешивающая два метода (патент и налог с валовой выручки), не является эффективной. Более востребована может быть система, при которой использовался бы один из методов, предложенных в законе, например, налог, заменяющий все платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Как показывает практика, частое и непредсказуемое увеличение размера минимальной заработной платы (именно она является единицей измерения уплачиваемого патента) способствует отвлечению средств из хозяйственного оборота, ухудшая тем самым финансовое положение субъекта хозяйствования. В связи с этим большинство субъектов, применяющих упрощенную систему, намереваются вернуться к обычной системе налогообложения. Предпочтение отдается использованию налога с валовой выручки. Причем, в отличие от сложившейся сегодня ситуации, он должен заменять как налоговые платежи в бюджет, так и отчисления во внебюджетные фонды.
К примеру, в
соответствии с Указом Президента Украины
«Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности субъектов
малого предпринимательства» упрощенная
система применяется для
В соответствии
с аналогичным законом
Общее налоговое изъятие у субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, не применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в нашей стране, как минимум в 2 раза выше, чем в России.
Об отмене декларирования на внесение средств в уставные фонды и организацию деятельности малых предприятий
В настоящее
время декларирование указанных
средств достигается путем
- упростится
процедура государственной
- значительно
увеличатся поступления
- отмена декларирования,
являющегося своеобразным
О повышении эффективности кредитования малого и среднего бизнеса
Государственная политика поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, как известно, направлена на реализацию Программы поддержки малого предпринимательства. В целях облегчения доступа субъектов хозяйствования к финансовым ресурсам банков, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.07.1998 г. № 1178, осуществляется финансовая поддержка реализации инвестиционных проектов. Для повышения эффективности кредитования субъектов малого предпринимательства, на наш взгляд, необходимо:
- расширить
возможности по оказанию
- увеличить
до ставки рефинансирования
частичной компенсации расходов на выплату
процентов за пользование банковскими
кредитами, с учетом значительной разницы
между ставкой Национального банка и средней
процентной ставкой на рынке кредитных
ресурсов;
- разработать новый вид государственной финансовой поддержки путем частичной компенсации расходов на выплату процентов за пользование банковскими кредитами, в том числе в СКВ (ОКБ), направляемыми на приобретение сырья и материалов, используемых для изготовления продукции собственного производства, в целях увеличения его объемов;
- создать механизмы
залогового обеспечения,
- создать механизмы
компенсации рисков, связанных с
финансированием малого
- обеспечить исполнение п. 3.2 Указа Президента Республики Беларусь от 19.07.1996 г. № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» в части направления средств, поступающих от приватизации объектов республиканской собственности, в размере до 5% на финансирование деятельности Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.