Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа
Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
Основными причинами отказа банков в выделении кредитов для субъектов малого предпринимательства являются:
Кредитование
и микрокредитование
Кредитные ресурсы, имеющиеся в настоящее время у Фонда, незначительны и не позволяют удовлетворить потребности всех субъектов малого предпринимательства, обращающихся за финансовой помощью. Последние два года выделение Фонду средств в рамках Программы государственной поддержки малого предпринимательства осуществлялось Министерством финансов нерегулярно. Однако, наряду с этим можно отметить, что государство увеличивает общую сумму гос. поддержки: в 2010 году было выделено 1,729 млрд. руб., а в на 2011 год уже запланировано 4,475 млрд. руб.
Учитывая низкие процентные ставки по выдаваемым кредитам и инфляцию, кредитные ресурсы Фонда с каждым годом уменьшаются, в связи с чем возможна ситуация, при которой они иссякнут и Фонд не сможет выполнять свои основные задачи.
?О лицензировании (обобщенные результаты деятельности рабочей группы по рассмотрению вопросов лицензирования)?
В соответствии с решениями этой группы государственным органам управления поручено пересмотреть лицензируемые ими виды деятельности согласно постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456».
За 25 органами государственного
управления, в том числе за областными
и Минским городским
Пяти органам государственного управления поручено объединить в один вид лицензируемые ими виды деятельности с выделением подвидов. Из общего количества поручений, данных рабочей группой, в настоящее время выполнено около 26%. Причинами такой ситуации, по нашему мнению, является стремление сохранить за собой право осуществления лицензирования, а также, в некоторой степени, структурные изменения в системе республиканских органов государственного управления, проводимые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь».
Необходимо отметить, что большинство предложений Министерства предпринимательства и инвестиций об отмене конкретных лицензируемых тем или иным органом видов деятельности не нашли поддержки и отражения в виде проектов постановлений правительства.
Об упрощении системы регистрации субъектов хозяйствования
Как показала практика, принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» способствовало резкому сокращению общей численности юридических лиц и увеличению количества индивидуальных предпринимателей. Так, например, в Минске до принятия декрета №11, было зарегистрировано 23 268 юридических лиц и 37 177 индивидуальных предпринимателей. Данная ситуация объясняется существенным усложнением порядка государственной регистрации юридических лиц и установлением высоких минимальных размеров уставных фондов, субсидиарной ответственности учредителей (участников) по обязательствам юридического лица, в том числе созданной коммерческой организации с участием иностранных инвестиций (что существенно отличает условия создания юридических лиц от индивидуальных предпринимателей), а также невозможностью получения юридического адреса по месту жительства одного из учредителей.
В условиях концентрации
малого и среднего бизнеса в крупных
городах, нехватки нежилых площадей,
а также существенного
Принятие Декрета Президента от 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц» создало более благоприятные условия прохождения субъектами хозяйствования государственной регистрации. В Минске, например, за семь месяцев 2001 г. число юридических лиц увеличилось на 910, индивидуальных предпринимателей - на 4773 (что составляет уже 19%). Однако принятие этого декрета не разрешило всех существующих проблем государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
В целях оперативного улучшения ситуации уже разработан проект Декрета Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 2001 г. № 11». В связи с этим необходимо отменить дополнительные требования со стороны регистрирующих органов, не предусмотренные действующей редакцией Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.
Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда она была еще в составе СССР. Усиление либеральных тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощным импульсом для развития предпринимательства. На начальном этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался стихийно, отсутствовала нормативно-правовая база, регулирующая отношения в этой сфере. Несмотря на отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, устаревшее и постоянно меняющееся законодательство и другие характерные для стран с переходной экономикой проблемы, частный сектор в это время в это время неуклонно расширялся как по числу официально зарегистрированных фирм, так и по количеству занятых в этом секторе экономике.
С 1994 года важнейшей государственной целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, развитие предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. С этого времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство предпринимало попытки оказать малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство установило многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за деятельностью частных предприятий и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года тенденция к увеличению количество малых предприятий и их вклад в экономику даволи невелика.
Таким образом, становление малого предпринимательства в рамках новейшей истории Беларуси можно условно разделить на 2 этапа:
1 этап: до 1996 года – быстрый рост количества малых предприятий при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства;
2 этап: после
1996 года – переход к жесткому
государственному
Изменение нормативно-правовых условий деятельности субъектов малого предпринимательства, а также упорядочение деятельности мелкорозничных объектов (киосков, палаток) активизировало в сфере малого предпринимательства процесс преобразования индивидуальных предпринимателей в юридические лица.
В целом малыми предприятиями производится около 11-12% от общего объема промышленной продукции. Объем розничного товарооборота, произведенного малыми предприятиями, составляет приблизительно столько же.
Таблица 1 - Вклад малого предпринимательства в развитие народного хозяйства Республики Беларусь в 2008-2010 гг.:
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
А |
1 |
2 |
3 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
775812 |
773362 |
784944 |
Списочная численность работников в среднем за год, чел. |
694092 |
691060 |
695275 |
Средняя численность внешних совместителей, чел. |
40316 |
42509 |
45273 |
Средняя численность
работников, выполнявших работы по
договорам гражданско- |
41404 |
39793 |
44396 |
Розничный товарооборот, трлн. руб. |
11,9 |
14,4 | |
Выпуск товаров и услуг, трлн. руб. |
33,9 |
43,7 | |
Инвестиции в основной капитал, трлн. руб. |
10,4 |
14,9 | |
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, % |
13,5 |
15,7 |
Динамика изменения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по республике за 1991-2003 гг. представлена на рис. 1.
Рис. 1 Динамика количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за 2007-2010 года в целом по республике.
Исходя из данных рис. 1 видно, что наблюдается устойчивая тенденция роста численности - как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.
За период с 2007 года по 2010 год темп роста численности индивидуальных предпринимателей составил 109,1 %, а малых предприятий – 153%. На данном этапе экономики республики процесс создания малых предприятий и увеличение количества индивидуальных предпринимателей носит равномерный характер, что нельзя было сказать в предыдущем десятилетии. Тогда процесс создания малых предприятий имел устойчивую тенденцию к росту (резкий скачок наблюдался только в 1995 году – за этот год количество МП увеличилось на 61%), однако рост количества индивидуальных предпринимателей носил неравномерный характер: в период с 1992 по 1995 год наблюдался устойчивый активный рост предпринимателей без образования юридического лица, а в 1996-1997 годах их количество резко сократилось.
С 1998 года вновь начался устойчивый рост числа индивидуальных предпринимателей. Это объясняется более простыми условиями регистрации ИП и меньшей налоговой нагрузкой.
Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики на конец 2009-2010 гг. представлено в таблице 2 и на рис. 2.
Таблица 2. Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики (на конец года, единиц)
Отрасли |
2009 год |
2010 год |
А |
1 |
2 |
Всего по РБ |
77402 |
84164 |
в том числе по отраслям экономики: |
||
промышленность |
15394 |
16756 |
строительство |
7895 |
8999 |
транспорт и связь |
6778 |
7114 |
торговля и общественное питание |
32501 |
34452 |
материально-техническое снабжение и сбыт |
627 |
683 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
318 |
355 |
непроизводственные виды бытового обслуживания населения |
2379 |
2691 |
здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
1364 |
1517 |
другие отрасли |
886 |
969 |