Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4
1.1 Цели и содержание государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость
1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах
2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь
2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства
2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

Файлы: 1 файл

Курсач ВТФ!.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Основными причинами  отказа банков в выделении кредитов для субъектов малого предпринимательства  являются:

  • отсутствие достаточного залога;
  • высокий риск невозврата кредитов;
  • дополнительные издержки при обслуживании;
  • более высокие процентные ставки, чем для других категорий заемщиков.

Кредитование  и микрокредитование коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и объектов инфраструктуры осуществляются Белорусским фондом финансовой поддержки  предпринимателей на льготных условиях, т. е. процентная ставка на уровне ставки рефинансирования Национального банка и значительно упрощенный пакет представляемых документов.

Кредитные ресурсы, имеющиеся в настоящее время  у Фонда, незначительны и не позволяют  удовлетворить потребности всех субъектов малого предпринимательства, обращающихся за финансовой помощью. Последние два года выделение Фонду средств в рамках Программы государственной поддержки малого предпринимательства осуществлялось Министерством финансов нерегулярно. Однако, наряду с этим можно отметить, что государство увеличивает общую сумму гос. поддержки: в 2010 году было выделено 1,729 млрд. руб., а в на 2011 год уже запланировано 4,475 млрд. руб.

Учитывая низкие процентные ставки по выдаваемым кредитам и инфляцию, кредитные ресурсы Фонда с каждым годом уменьшаются, в связи с чем возможна ситуация, при которой они иссякнут и Фонд не сможет выполнять свои основные задачи.

?О лицензировании (обобщенные результаты деятельности рабочей группы по рассмотрению вопросов лицензирования)?

В соответствии с решениями этой группы государственным  органам управления поручено пересмотреть лицензируемые ими виды деятельности согласно постановления Совета Министров  Республики Беларусь «О внесении изменений  и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 г. № 456».

За 25 органами государственного управления, в том числе за областными и Минским городским исполкомами, полностью сохранено право на выдачу лицензий, которые выдавались ими до настоящего времени. Из них 9 обязаны внести изменения и дополнения в выше названное постановление правительства №456.

Пяти органам  государственного управления поручено объединить в один вид лицензируемые  ими виды деятельности с выделением подвидов. Из общего количества поручений, данных рабочей группой, в настоящее время выполнено около 26%. Причинами такой ситуации, по нашему мнению, является стремление сохранить за собой право осуществления лицензирования, а также, в некоторой степени, структурные изменения в системе республиканских органов государственного управления, проводимые в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь».

Необходимо  отметить, что большинство предложений  Министерства предпринимательства  и инвестиций об отмене конкретных лицензируемых тем или иным органом  видов деятельности не нашли поддержки  и отражения в виде проектов постановлений правительства.

Об  упрощении системы регистрации  субъектов хозяйствования

Как показала практика, принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и  ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» способствовало резкому сокращению общей численности юридических лиц и увеличению количества индивидуальных предпринимателей. Так, например, в Минске до принятия декрета №11, было зарегистрировано 23 268 юридических лиц и 37 177 индивидуальных предпринимателей. Данная ситуация объясняется существенным усложнением порядка государственной регистрации юридических лиц и установлением высоких минимальных размеров уставных фондов, субсидиарной ответственности учредителей (участников) по обязательствам юридического лица, в том числе созданной коммерческой организации с участием иностранных инвестиций (что существенно отличает условия создания юридических лиц от индивидуальных предпринимателей), а также невозможностью получения юридического адреса по месту жительства одного из учредителей.

В условиях концентрации малого и среднего бизнеса в крупных  городах, нехватки нежилых площадей, а также существенного завышения, с нашей точки зрения, ставок арендной платы в нежилом фонде, последний фактор дает существенное преимущество при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляемой по его месту жительства. Так, например, ставка арендной платы за один квадратный метр нежилого помещения почти в 10 раз больше, чем плата за жилое помещение граждан. Таким образом, субъекты малого предпринимательства вынуждены действовать в нарушение норм существующего законодательства.

Принятие Декрета  Президента от 16 ноября 2000 г. № 22 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и некоторых вопросах государственной регистрации отдельных юридических лиц» создало более благоприятные условия прохождения субъектами хозяйствования государственной регистрации. В Минске, например, за семь месяцев 2001 г. число юридических лиц увеличилось на 910, индивидуальных предпринимателей - на 4773 (что составляет уже 19%). Однако принятие этого декрета не разрешило всех существующих проблем государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

В целях оперативного улучшения ситуации уже разработан проект Декрета Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 2001 г. № 11». В связи с этим необходимо отменить дополнительные требования со стороны регистрирующих органов, не предусмотренные действующей редакцией Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

 

Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда она была еще в составе  СССР. Усиление либеральных тенденций  в экономике республики после распада СССР стало мощным импульсом для развития предпринимательства. На начальном этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался стихийно, отсутствовала нормативно-правовая база, регулирующая отношения в этой сфере. Несмотря на отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, устаревшее и постоянно меняющееся законодательство и другие характерные для стран с переходной экономикой проблемы, частный сектор в это время в это время неуклонно расширялся как по числу официально зарегистрированных фирм, так и по количеству занятых в этом секторе экономике.

С 1994 года важнейшей  государственной целью было провозглашено  создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, развитие предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. С этого времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство предпринимало попытки оказать малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство установило многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за деятельностью частных предприятий и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года тенденция к увеличению количество малых предприятий и их вклад в экономику даволи невелика.

Таким образом, становление малого предпринимательства  в рамках новейшей истории Беларуси можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап: до 1996 года – быстрый рост количества малых предприятий при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства;

2 этап: после  1996 года – переход к жесткому  государственному регулированию  и контролю предпринимательской деятельности, характеризующийся прекращением роста количества частных предприятий, снижением объемов внутренних и внешних инвестиций, падением производительности труда и конкурентоспособности белорусских товаров и услуг.

Изменение нормативно-правовых условий деятельности субъектов малого предпринимательства, а также упорядочение деятельности мелкорозничных объектов (киосков, палаток) активизировало в сфере малого предпринимательства процесс преобразования индивидуальных предпринимателей в юридические лица.

В целом малыми предприятиями производится около 11-12% от общего объема промышленной продукции. Объем розничного товарооборота, произведенного малыми предприятиями, составляет приблизительно столько же.

 

Таблица 1 - Вклад  малого предпринимательства в развитие народного хозяйства Республики Беларусь в 2008-2010 гг.:

 

 

Показатели

2008

год

2009

год

2010

год

А

1

2

3

Среднесписочная численность  работников, чел.

775812

773362

784944

Списочная численность  работников в среднем за год, чел.

694092

691060

695275

Средняя численность  внешних совместителей, чел.

40316

42509

45273

Средняя численность  работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового  характера, чел.

41404

39793

44396

Розничный товарооборот, трлн. руб.

 

11,9

14,4

Выпуск товаров и услуг, трлн. руб.

 

33,9

43,7

Инвестиции в основной капитал, трлн. руб.

 

10,4

14,9

Рентабельность реализованной  продукции, работ,

услуг, %

 

13,5

15,7


 

 

 

Динамика изменения  количества малых предприятий и  индивидуальных предпринимателей по республике за 1991-2003 гг. представлена на рис. 1.

 

Рис. 1 Динамика количества малых предприятий  и индивидуальных предпринимателей за 2007-2010 года в целом по республике.

 

Исходя из данных рис. 1 видно, что наблюдается устойчивая тенденция роста численности - как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

За период с 2007 года по 2010 год темп роста численности индивидуальных предпринимателей составил 109,1 %, а малых предприятий – 153%. На данном этапе экономики республики процесс создания малых предприятий и увеличение количества индивидуальных предпринимателей носит равномерный характер, что нельзя было сказать в предыдущем десятилетии. Тогда процесс создания малых предприятий имел устойчивую тенденцию к росту (резкий скачок наблюдался только в 1995 году – за этот год количество МП увеличилось на 61%), однако рост количества индивидуальных предпринимателей носил неравномерный характер: в период с 1992 по 1995 год наблюдался устойчивый активный рост предпринимателей без образования юридического лица, а в 1996-1997 годах их количество резко сократилось.

С 1998 года вновь  начался устойчивый рост числа индивидуальных предпринимателей. Это объясняется более простыми условиями регистрации ИП и меньшей налоговой нагрузкой.

 

Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики на конец 2009-2010 гг. представлено в таблице 2 и на рис. 2.

 

Таблица 2. Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики (на конец года, единиц)

 

Отрасли

2009

год

2010

год

А

1

2

Всего по РБ

77402

84164

в том числе по отраслям экономики:

   

промышленность

15394

16756

строительство

7895

8999

транспорт и связь

6778

7114

торговля и общественное питание

32501

34452

материально-техническое  снабжение и сбыт

627

683

жилищно-коммунальное хозяйство

318

355

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

2379

2691

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

1364

1517

другие отрасли

886

969

Информация о работе Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь