Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:43, курсовая работа
Государственно-частное партнёрство выступает как способ финансирования капиталоёмких или малоприбыльных отраслей экономики. В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются такие формы ГЧП, как софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии (и тогда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации); софинансирование ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование); создание совместных исследовательских центров в общественно значимых областях (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона). Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому изначально важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть возможные механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1 Классификация ГЧП Всемирного Банка 5
1.2 Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по ГЧП 6
1.3 Рекомендации ОЭСР по развитию ГЧП 12
1.4 Формы реализации государственно-частного партнерства 14
1.5 Международная практика развития ГЧП 15
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЧП 17
2.1 Правовая основа ГЧП 17
2.2 Институциональный механизм ГЧП 18
3 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 20
3.1 Принципы и факторы формирования партнерства государства и бизнеса в инновационной сфере 20
3.2 Государственно-частное партнерство в инновационной сфере США 30
3.3 ГЧП в Канаде 37
3.4 ГЧП в Великобритании 39
3.5 ГЧП во Франции 40
3.6 Развитие государственно-частного партнерства в Германии 46
3.7 ГЧП в сфере науки и технологий Австралии 51
3.8 Механизмы ГЧП в развитии инновационной сферы России 53
3.9 ГЧП в стратегии технологического лидерства Индии 59
3.10 Модель ГЧП в Китае 62
3.11 Развитие частной финансовой инициативы в Японии 64
3.12 ГЧП в инновационной сфере Республики Корея 66
4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЧП В КАЗАХСТАНЕ 70
4.1 Институциональные условия развития ГЧП в Казахстане 70
4.2 Развитие ГЧП в научной и инновационно-технологической сфере Казахстана 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
«ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТИ КАЗАХСТАН»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1 Классификация ГЧП Всемирного Банка 5
1.2 Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по ГЧП 6
1.3 Рекомендации ОЭСР по развитию ГЧП 12
1.4 Формы реализации
1.5 Международная практика
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЧП 17
2.1 Правовая основа ГЧП 17
2.2 Институциональный механизм ГЧП 18
3 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ
ПАРТНЕРСТВО В НАУЧНОЙ И
3.1 Принципы и факторы
формирования партнерства
3.2 Государственно-частное партнерство в инновационной сфере США 30
3.3 ГЧП в Канаде 37
3.4 ГЧП в Великобритании 39
3.5 ГЧП во Франции 40
3.6 Развитие государственно-
3.7 ГЧП в сфере науки и технологий Австралии 51
3.8 Механизмы ГЧП в развитии инновационной сферы России 53
3.9 ГЧП в стратегии
технологического лидерства
3.10 Модель ГЧП в Китае 62
3.11 Развитие частной
финансовой инициативы в
3.12 ГЧП в инновационной сфере Республики Корея 66
4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЧП В КАЗАХСТАНЕ 70
4.1 Институциональные условия развития ГЧП в Казахстане 70
4.2 Развитие ГЧП в научной
и инновационно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ВВЕДЕНИЕ
Под термином «государственно-частное
партнерство» понимается использование
государством механизмов, стимулирующих
участие частного бизнеса в структурных
преобразованиях и
Государственно-частное партнерство (ГЧП) возникло в начале 1990-х годов в Великобритании как альтернатива традиционному взаимодействию государства и бизнеса. В дальнейшем практика была существенно расширена – государственно-частное партнерство стало своеобразной альтернативой приватизации важных отраслей или объектов (электроэнергетики, транспорта, коммунального хозяйства и т.д.). В мировой практике известно несколько основных форм государственно-частных партнёрств – контракты, аренда, концессия, соглашение о разделе продукции и совместные предприятия. В реализуемых формах государственно-частного партнерства степень фактического участия частного предпринимательства в зависимости от избранной формы партнерства и масштабов передачи правомочий собственника частному предприятию может существенно различаться.
Со временем эти формы стали распространяться и на отдельные масштабные проекты – от оказания общественных услуг до проведения НИОКР и внедрения инноваций. Таким образом, государственно-частное партнерство можно охарактеризовать как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации каких-либо проектов.
ГЧП позволяют объединять
ресурсы, разделять прибыли и
риски, способствует формированию конкурентной
среды и одновременно - более эффективному
использованию бюджетных
Государственно-частное
партнёрство выступает как
Исследование опыта зарубежных стран свидетельствует о том, что использование моделей и механизмов ГЧП обусловлено особенностями социально-экономического развития стран и успешно развивается во многих странах. Вместе с тем практика использования ГЧП не всегда имеет положительные результаты.
До недавнего времени специальные законы о ГЧП в зарубежных странах не принимались, практика формирования проектов ГЧП в наиболее развитых странах регулируется нормами гражданского права, договорными процедурами.
Программы ГЧП в инновационной сфере отличаются от традиционных концессионных и иных договорных форм ГЧП в инфраструктурных отраслях и включают: стимулирование сотрудничества между научным и промышленным секторами экономики; поддержку высокотехнологичных start-up и «spin-off» компаний; содействие трансферту технологий; формирование инновационных кластеров.
Согласно определению
Комитета ОЭСР по научной и технологической
политике, под ГЧП в инновационной
сфере понимаются «любые официальные
отношения или договоренности на
фиксированный период времени, между
государственными и частными участниками,
в котором обе стороны
В данном отчете рассмотрены общие подходы и практика формирования государственно-частного партнерства в зарубежных странах, общие принципы, механизмы, модели и законодательная практика ГЧП, а также опыт развития ГЧП в инновационной сфере отдельных стран.
В международной практике выделяется следующие основные черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и предпринимательства:
Существует много различных
определений ГЧП. Наиболее общее
из них дает Всемирный банк: «ГЧП
– это соглашения между публичной
и частной сторонами по поводу
производства и оказания инфраструктурных
услуг, заключаемые с целью
«ГЧП» в наиболее широком
смысле и означает любые контрактные
или юридические отношения
Согласно классификации Всемирного Банка (рис. 1), в случае если все риски и ответственность возлагаются на одну из сторон, то есть на государство или частный сектор, то подобная форма сотрудничества не относится к ГЧП.
Так, по данной классификации к ГЧП не относятся, например, сервисные контракты или закуп услуг, где риски практически полностью покрываются государственным сектором, или контракты на приватизацию, где риски полностью покрываются частным сектором.
Рисунок 1
Всемирный Банк условно разделяет виды ГЧП на три основных вида контрактов:
В Практическом руководстве
по вопросам эффективного управления
в сфере ГЧП Европейской
Государственно-частное партнерство (ГЧП) основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. Его ключевыми особенностями являются:
a) Долгосрочность обеспечения и предоставления услуг (иногда сроком до 30 лет);
b) Передача рисков частному сектору;
c) Многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами.
ЕЭК ООН выделяет две основные категории ГЧП:
Различные типы контрактного типа в форме концессионной модели (где за услуги «платит пользователь») и частной финансовой инициативы ((ЧФИ), когда «платит государственный сектор») составляют основу разных типов контрактов и способов передачи риска.
Для описания типичных соглашений партнерства обычно используют следующие модели (табл.1).
Таблица 1 - Договорные формы ГЧП. Классификация Европейской Экономической Комиссии ООН
№ |
Форма |
Содержание |
1 |
(DBFO – Design – Build – Finance - Operate): «Проектирование – строительство – финансирование – эксплуатация» |
частный сектор проектирует, финансирует и строит новый объект в собственность государству, владеет объектом на основе концессионного соглашения и эксплуатирует его в период действия соглашения под контролем государства. |
2 |
(BOT – Build – Operate - Transfer) «Строительство – эксплуатация – передача» (классическая концессия) |
Частный сектор проектирует, финансирует и строит новый объект в собственность государству, владеет объектом на основе концессионного соглашения и эксплуатирует его в период действия соглашения под контролем государства.. |
3 |
(BBO – Buy – Build - Operate): «Приобретение – строительство – эксплуатация» |
Передача госимущества частной
и квазигосударственной структуре
на условиях контракта. Имущество должно
быть модернизировано и |
4 |
(BOO - Build – Own – Operate) «Строительство - владение - эксплуатация» |
Частный сектор финансирует, строит, владеет и эксплуатирует сооружение или оказывает услугу на основе пожизненного владения или аренды. Государственные ограничения устанавливаются в соглашении и посредством функционирования постоянного регулирующего органа. |
5 |
(BOOT - Build – Own – Operate – Transfer): «Строительство - владение – эксплуатация - передача» |
Структура частного сектора получает франшизу на финансирование, формирование, построение и эксплуатацию сооружения (а также на взимание платы за использование) на определенный период, по истечении которого право собственности возвращается государству. |
6 |
(BLOT - Build – Lease – Operate – Transfer): «Строительство – аренда - эксплуатация – передача» |
Компания частного сектора получает франшизу на финансирование, проектирование, строительство и эксплуатацию арендуемого сооружения (а также и взимание платы с потребителей услуги) на период аренды, внося рентную плату. |
7 |
(Finance Only) «Участие в финансировании» |
Структура частного сектора
финансирует проект напрямую или
посредством различных |
8 |
(O&M - Operation&Maintenance Contract): Контракт на эксплуатацию и обслуживание |
Частный сектор эксплуатирует
государственное имущество, обеспечивает
его ремонт и поддержание |
9 |
(DB – Design - Build): «Проектирование – строительство» |
Частный сектор проектирует и строит объект инфраструктуры. (В ряде стран эта модель соответствует договору государственного заказа и не рассматривается как модель ГЧП). |
10 |
(ОL -Operation License): Лицензия |
Частный оператор получает лицензию на производство и предоставление услуг на определенный период. Такая модель часто используется в проектах по информационным технологиям. |