Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:43, курсовая работа
Государственно-частное партнёрство выступает как способ финансирования капиталоёмких или малоприбыльных отраслей экономики. В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются такие формы ГЧП, как софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии (и тогда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации); софинансирование ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование); создание совместных исследовательских центров в общественно значимых областях (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона). Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому изначально важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть возможные механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1 Классификация ГЧП Всемирного Банка 5
1.2 Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по ГЧП 6
1.3 Рекомендации ОЭСР по развитию ГЧП 12
1.4 Формы реализации государственно-частного партнерства 14
1.5 Международная практика развития ГЧП 15
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЧП 17
2.1 Правовая основа ГЧП 17
2.2 Институциональный механизм ГЧП 18
3 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 20
3.1 Принципы и факторы формирования партнерства государства и бизнеса в инновационной сфере 20
3.2 Государственно-частное партнерство в инновационной сфере США 30
3.3 ГЧП в Канаде 37
3.4 ГЧП в Великобритании 39
3.5 ГЧП во Франции 40
3.6 Развитие государственно-частного партнерства в Германии 46
3.7 ГЧП в сфере науки и технологий Австралии 51
3.8 Механизмы ГЧП в развитии инновационной сферы России 53
3.9 ГЧП в стратегии технологического лидерства Индии 59
3.10 Модель ГЧП в Китае 62
3.11 Развитие частной финансовой инициативы в Японии 64
3.12 ГЧП в инновационной сфере Республики Корея 66
4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЧП В КАЗАХСТАНЕ 70
4.1 Институциональные условия развития ГЧП в Казахстане 70
4.2 Развитие ГЧП в научной и инновационно-технологической сфере Казахстана 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Факторами успеха ГЧП в инновационной сфере являются:
В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются такие формы ГЧП, как:
Этапы формирования государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере показаны в табл. 6.
Ключевым инструментом инновационной политики в европейских странах является развитие инновационных партнерских сетей, включающих государственные и частные организации.
Партнерство между государственным сектором НИОКР и частным бизнесом в зарубежной практике приобретают форму совместных исследовательских центров, сетей исследователей из разных исследовательских центров, привлечение малых и средних предприятий, а также иностранных предприятий [13, с. 7].
Преобладающей современной
тенденцией во многих развитых странах
является сокращение прямого государственного
вмешательства в инновационный
процесс и рост расходов на НИОКР
частного бизнеса. При этом расширяется
спектр мер косвенного стимулирования
инновационной активности за счет налоговых
льгот, льготных кредитов, целенаправленной
поддержки малого бизнеса, формирования
необходимой инновационной
Таблица 6 - Этапы формирования государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере
Этап становления |
Позиция государства в отношении ГЧП в инновационной сфере |
Основные инструменты воздействия государства на инновационную деятельность в рамках ГЧП |
Характеристика ГЧП |
1-й этап – конец XIX – начало XX века |
Политика невмешательства |
Развитие инновационной деятельности - удел частного сектора |
«Предпринимательская» концепция |
2-й этап – 1920-1930-е годы - середина XX века |
Формирование институтов развития |
Развитие системы образования, научных школ, акцент на развитии фундаментальных исследований, финансирование исследований преимущественно военно-стратегического значения |
Отсутствие партнерства, параллельное развитие инновационной деятельности в частном бизнесе (преимущественно прикладной характер исследований) и госсекторе (преимущественно фундаментальный характер исследований) |
3-й этап – 1950-е – начало 1970-х годов |
Регулирование |
Использование механизмов прямого (государственные субсидии) и косвенного (льготное кредитование, налоговые льготы и др.) регулирования |
Основы государственно- частного партнерства |
4-й этап – 1970-е – конец 1990-х годов |
Координация усилий |
Развитие нормативной базы в области инноваций. Создание и развитие инфраструктуры инновационного бизнеса |
Инновационная политика - одно
из центральных направлений Формирование альянса
и стабильный характер партнерских
отношений государства и |
5-й этап – конец 1990-х годов – наше время |
Лидерство |
Определение стратегических приоритетов развития. Формирование инновационной идеологии |
Стратегический альянс государства и бизнеса в формировании приоритетов развития и реализации инновационной политики |
Примечание – Источник[14] |
Во многих странах ЕС для предприятий, активно участвующих в разработке и внедрении инноваций, установлено право формировать из полученной прибыли инновационные фонды, которые не облагаются налогом. Размер такого фонда может составлять от 16 до 50 % прибыли предприятия. Налоговые льготы используются также в форме налоговых скидок с объема или прироста затрат компании на проведение НИОКР.
Существует также схема государственного кредитования, которая реализуется через специально созданные гарантийные фонды. Такая система развита в Великобритании: инновационная компания самостоятельно обращается в кредитное учреждение для получения обычной ссуды, а государство предоставляет гарантии выплат 70-85 % от суммы выделенного кредита.
Во многих развитых странах
широко используется долевая форма
финансирования инновационных проектов,
которая предусматривает
Обобщенно механизмы государственно-
При различиях в деталях общие принципы формирования инновационных систем в развитых странах предполагают, что роль государства состоит в содействии производству фундаментальных знаний и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятного климата для инновационной деятельности частных компаний, а роль частного сектора – в создании технологий на основе собственных исследований и разработок, а также в трансферте и рыночном освоении инноваций.
Западные модели государственно-частного партнерства в развитии инновационной инфраструктуры предполагают, как правило, доминирование государственного финансирования на ранней стадии инновационного проекта, когда требуются «деньги для посева» («speed money»)и надежные гарантии для старта.
Таблица 7 - Механизмы ГЧП в инновационной сфере
Механизмы ГЧП |
Содержание |
Финансовые |
Госбюджетные гранты |
Программно-целевое | |
Гранты институтов развития | |
Займы | |
Программы финансирования Start-up | |
Венчурный капитал | |
Софинансирование | |
Проектное и облигационное финансирование инновационных проектов | |
Налоговые и таможенные льготы | |
Поддержка малого и среднего бизнеса | |
Организационно- |
Институциональные структуры поддержки ГЧП и единый орган управления |
Система дискуссионных советов для согласования интересов государства и бизнеса | |
Институты развития | |
СЭЗ, технопарки, бизнес инкубаторы, инновационные территории | |
Исследовательские сети, центры трансферта технологий | |
Центры превосходства | |
Инновационные кластеры | |
Аккредитация субъектов НИОКР | |
Ярмарки инновационных проектов | |
Правовые |
Концессионные соглашения для инновационных ГЧП проектов |
Аренда | |
Доверительное управление | |
Контракт на выполнение НИР и ИП | |
Юридические механизмы разделения рисков и ответственности в ГЧП в инновационной сфере |
Например, в Германии, Франции, Голландии доля государства в общих инвестициях при создании объектов инновационной инфраструктуры составляет около 75%, в Великобритании – 60%. На более поздних фазах эксплуатации и функционирования объектов ситуация меняется в противоположную сторону – роль частного сектора в софинансировании возрастает. Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает селективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе. Небезынтересно отметить, что подход к распределению государственных ресурсов на поддержку НИР в частном секторе в разных странах неодинаков. Например, в отличие от стран ЕС, где превалирует диверсифицированный подход к распределению средств между частными фирмами, в США направляемые государством в НИР частного сектора средства сконцентрированы в небольшом количестве компаний – всего 0,5% американских компаний получают 84% государственных ассигнований на НИР.
Модель с преобладанием государственного финансирования НИР (более 50%) сохраняется в странах ЕС – Португалии, Греции, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии.
Одним из инструментов ГЧП в странах ЕС являются «технологические платформы» (ТП). Цель разработки ТП состоит в том, чтобы объединить усилия представителей бизнеса, науки и государства при выработке приоритетов долгосрочного научно-технологического развития; разработке стратегических программ исследований и разработок и их реализации.
«Технологические платформы» - термин, предложенный Еврокомиссией для обозначения тематических направлений и приоритетов Евросоюза. В Евросоюзе технологические платформы – это саморегулируемое сетевое объединение передовых научных организаций, лидирующих в отрасли производственных компаний, авторитетных некоммерческих организаций. Участником технологической платформы может выступать и государство в лице своих представителей. Технологические платформы образуются для решения стратегических задач научно-технологического развития, и они рассматриваются как один из механизмов развития приоритетных научно-технологических направлений, определенных в рамках долгосрочного научно-технологического прогноза по методике Форсайта.
Концепция Технологических платформ позволяет обеспечить:
«Технологические платформы» были
созданы на паевой основе за счет объединения
интеллектуальных и финансовых ресурсов
Евросоюза и крупнейших европейских
промышленных производителей с целью
активизации научных
Как правило, формирование ТП инициируется крупным европейским бизнесом. Для разработки ТП инициаторы платформы образуют Совещательный Комитет, Национальные Группы Поддержки, Научный Совет. По направлениям Седьмой рамочной программы ЕС создано и разрабатывается 28 технологических платформ.
Технологические платформы – это, инструмент, в первую очередь, структурирующий интересы различных сторон на конкретных технологически отраслевых направлениях.
К числу факторов, определяющих успешность технологической платформы, относят:
В качестве предпосылок для формирования технологических платформ обычно выделяют:
Основные этапы формирования техн6ологической платформы:
Этап 1 – «Vision» - Определение «перспективного облика» сектора на долгосрочную перспективу (20-30 лет). Оцениваются ключевые вызовы, определяются стратегические цели и возможные пути научно-технологической модернизации, временные рамки, оценивается в общем виде научно-технический потенциал.