Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:43, курсовая работа
Государственно-частное партнёрство выступает как способ финансирования капиталоёмких или малоприбыльных отраслей экономики. В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются такие формы ГЧП, как софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии (и тогда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации); софинансирование ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование); создание совместных исследовательских центров в общественно значимых областях (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона). Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому изначально важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть возможные механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1 Классификация ГЧП Всемирного Банка 5
1.2 Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по ГЧП 6
1.3 Рекомендации ОЭСР по развитию ГЧП 12
1.4 Формы реализации государственно-частного партнерства 14
1.5 Международная практика развития ГЧП 15
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЧП 17
2.1 Правовая основа ГЧП 17
2.2 Институциональный механизм ГЧП 18
3 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 20
3.1 Принципы и факторы формирования партнерства государства и бизнеса в инновационной сфере 20
3.2 Государственно-частное партнерство в инновационной сфере США 30
3.3 ГЧП в Канаде 37
3.4 ГЧП в Великобритании 39
3.5 ГЧП во Франции 40
3.6 Развитие государственно-частного партнерства в Германии 46
3.7 ГЧП в сфере науки и технологий Австралии 51
3.8 Механизмы ГЧП в развитии инновационной сферы России 53
3.9 ГЧП в стратегии технологического лидерства Индии 59
3.10 Модель ГЧП в Китае 62
3.11 Развитие частной финансовой инициативы в Японии 64
3.12 ГЧП в инновационной сфере Республики Корея 66
4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЧП В КАЗАХСТАНЕ 70
4.1 Институциональные условия развития ГЧП в Казахстане 70
4.2 Развитие ГЧП в научной и инновационно-технологической сфере Казахстана 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Модели ГЧП могут быть классифицированы по масштабу вовлеченности государственного и частного секторов и степени распределения рисков.
Рисунок 2 - Виды государственно-частного партнерства: распределение рисков и вовлеченность частного сектора
В разных странах существуют сферы предпочтений использования механизмов ГЧП (табл.2).
Таблица 2 - Секторный анализ использования ГЧП по странам
Транспортная инфраструктура |
Водопровод и канализация |
Переработка отходов и защита окружающей среды |
Энергетика |
Здравоохранение и больницы |
Образование |
Культура |
Инновационная деятельность |
Оборона | |
США |
х |
х |
х |
х |
х |
||||
Канада |
х |
х |
х |
х |
х |
||||
Великобритания |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
|
Германия |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х | |
Австралия |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Индия |
х |
х |
|||||||
Китай |
х |
х |
х |
х |
х |
||||
Япония |
х |
х |
х |
||||||
Казахстан |
х |
х |
Развитие практики ГЧП в разных странах различается по уровню зрелости (табл. 3).
ЕЭК ООН при работе над инструктивными материалами по ГЧП выработала ряд рекомендаций правительствам государств ООН:
Таблица 3- Этапы развития (уровень зрелости) ГЧП
Этап |
Содержание |
Страны |
Первый этап (уровень) |
Принятие политических решений • Проверка соответствия действующему законодательству • Формирование портфеля проектов • Разработка базовых концепций • Применение ранее накопленного опыта в других секторах • Начало формирования рынка |
Китай, Индия, Россия, Дания, Бельгия, Финляндия, Мексика, ЮАР Казахстан |
Второй этап (уровень) |
Проведение реформы законодательства • Публикация стратегических и практических руководящих принципов • Создание специализированных структур, занимающихся проблемами ГЧП • Уточнение моделей ГЧП • Стимулирование развития рынка для ГЧП • Расширение портфеля проектов и охват других секторов • Привлечение новых источников финансирования |
Нидерланды, Италия, Новая Зеландия, Япония, Германия, США, Канада, Франция, Испания, Польша. |
Третий этап (уровень) |
Создание полной, комплексной системы • Устранение юридических барьеров • Уточнение и воспроизведение моделей ГЧП • Комплексное распределение рисков • Формирование гарантированного портфеля проектов • Обеспечение долгосрочного политического консенсуса • Использование всего арсенала источников финансирования • Создание инвестиционного рынка для объектов инфраструктуры, охватывающего пенсионные и частные паевые фонды • Использование опыта
ГЧП хорошо подготовленными сотрудниками
государственных и |
Великобритания, Австралия, Ирландия |
ГЧП не является приватизацией или прямыми государственными закупками. При ГЧП не происходит изменения формы собственности, но за государственным сектором сохраняется ответственность и подотчетность.
Закупка государственным сектором предполагает приобретение, лизинг, аренду товаров или услуг государством, региональными или местными властями. Закупки применяются для приобретения простых товаров или необходимых услуг, а также для использования возможности выбрать из множества поставщиков наиболее эффективного для экономии расходов.
Методы финансирования ГЧП. В большинстве случаев методом финансирования ГЧП является проектное финансирование.
Целью проектного финансирования является увеличение капитала для создания окупаемой структуры (интересы инвесторов) и снижения рисков заинтересованных сторон через их распределение, что способствует лучшему управлению по их предотвращению.
Финансирование проекта основывается на следующих положениях:
1) «Автономный проект» (Stand-aloneproject): финансирование распространяется только на один проект.
2) Целевая управляющая компания - заемщик (Special Purpose Project Company): создается независимое юридическое лицо (компания по проекту) с целью найти финансирование для этого проекта.
3) Высокий показатель соотношения заемных средств к общему капиталу (High ratio of debt to equity): заново созданная компания по проекту обычно обладает лишь минимальным капиталом, требуемым для выпуска долговых обязательств по обоснованной стоимости, который составляет в среднем 10-30%от общего капитала, необходимого для реализации проектов по строительству инфраструктуры.
4) Кредитование, основанное на специфических денежных потоках, а не на корпоративных финансовых возможностях (Lending based on project specific cash flow not corporate balance sheet):Управляющая компания занимает финансовые средства у кредитора. Кредитор оценивает будущие доходы по проекту от его реализации и активы управляющей компании с целью анализа перспектив возврата кредитных средств.
5) Финансовые гарантии: правительство не предоставляет финансовые гарантии кредиторам [1, 2]. Девелоперы (проектные, конструкторские, строительные и др. компании) могут предоставлять такие гарантии, зачастую ограничивая их размером своего участия в общем капитале проекта.
Первоначально Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике, было принято широкое определение государственно-частного партнерства. Согласно этому определению под партнерством понимались: «любые официальные отношения или договоренности на фиксированный период времени, между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области науки, технологии и инноваций».
Комитетом ОЭСР по научной и технологической политике были рекомендованы следующие критерии ГЧП:
В 2004 на международной конференции, проводившейся в Москве под эгидой ОЭСР [5], были выделены шесть признаков, которые характерны для ГЧП в инновационной сфере, а именно:
· Стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики;
· Взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, программах и др.);
· Взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, то есть равноправный характер;
· Стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
· Стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
· Стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.
Принятые в мировой практике классификации ГЧП выделяют обычно следующие его формы:
- контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности;
- аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга;
- концессия, в рамках которой государство, остается полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера обеспечивать нормальное функционирование объекта концессии;
- соглашения о разделе продукции - форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом, в рамках которых условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении;
- совместные предприятия, которые в зависимости от структуры и характера совместного капитала могут быть либо акционерными обществами, либо совместными предприятиями с долевым участием сторон.
Следует выделить ряд характерных признаков концессии:
- предметом концессии
всегда являются
- одним из субъектов
концессионного соглашения
- цель концессии состоит в удовлетворении общественных нужд и потребностей;
- концессия всегда имеет договорную основу (концессионное соглашение);
- концессия опирается
на возвратность предмета
Если в случае контрактов,
в договорах аренды и подряда
государство или муниципальное
образование выступают
Таким образом, источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (суверенный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также самого государства.
С целью защиты государственных
интересов в концессионном
Концессии получили наибольшее
распространение в