Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 15:43, курсовая работа
Государственно-частное партнёрство выступает как способ финансирования капиталоёмких или малоприбыльных отраслей экономики. В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются такие формы ГЧП, как софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии (и тогда стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований и разработок для их дальнейшей коммерциализации); софинансирование ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование); создание совместных исследовательских центров в общественно значимых областях (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона). Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому изначально важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть возможные механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ 5
1.1 Классификация ГЧП Всемирного Банка 5
1.2 Рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по ГЧП 6
1.3 Рекомендации ОЭСР по развитию ГЧП 12
1.4 Формы реализации государственно-частного партнерства 14
1.5 Международная практика развития ГЧП 15
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЧП 17
2.1 Правовая основа ГЧП 17
2.2 Институциональный механизм ГЧП 18
3 ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В НАУЧНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 20
3.1 Принципы и факторы формирования партнерства государства и бизнеса в инновационной сфере 20
3.2 Государственно-частное партнерство в инновационной сфере США 30
3.3 ГЧП в Канаде 37
3.4 ГЧП в Великобритании 39
3.5 ГЧП во Франции 40
3.6 Развитие государственно-частного партнерства в Германии 46
3.7 ГЧП в сфере науки и технологий Австралии 51
3.8 Механизмы ГЧП в развитии инновационной сферы России 53
3.9 ГЧП в стратегии технологического лидерства Индии 59
3.10 Модель ГЧП в Китае 62
3.11 Развитие частной финансовой инициативы в Японии 64
3.12 ГЧП в инновационной сфере Республики Корея 66
4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГЧП В КАЗАХСТАНЕ 70
4.1 Институциональные условия развития ГЧП в Казахстане 70
4.2 Развитие ГЧП в научной и инновационно-технологической сфере Казахстана 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
- на уже существующие объекты инфраструктуры;
- на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов;
- передача объектов
В рамках этих видов возможны
варианты концессионных отношений,
основанные на сочетании правомочий
собственности между
Практика использование ГЧП в зарубежных странах разнообразна и обусловлена особенностями социально-экономического развития стран. Так, в странах "Большой семерки" (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) на первом месте стоят проекты в области здравоохранения, затем следуют образование и автодороги. В каждой из стран "Большой семерки" есть своя наиболее приоритетная отрасль по использованию ГЧП. Так, в США такой отраслью являются автодороги, в Великобритании – здравоохранение и образование, в Германии - образование, в Италии, Канаде и Франции - здравоохранение.
Практика использования ГЧП не всегда имеет положительные результаты и однозначную оценку. Так, в США некоторые платные дороги были приватизированы по концессионным схемам, похожим на ГЧП. В Техасе проект ГЧП на 183 миллиона долларов США был отменен после массовых протестов [6].
Практика использования ГЧП в условиях рецессии показала определенные ограничения этой схемы. Правительственные пакеты мер, направленные на противостояние рецессии, обычно предусматривают увеличение государственных расходов и кредитования. Некоторые из этих пакетов включают инвестиции в инфраструктуру – автомобильные дороги, мосты, железные дороги, больницы, школы и тому подобное.
Глобальная рецессия оказалась дополнительным стимулом участия в проектах ГЧП частных компаний, так как ГЧП позволяло получать от правительств долгосрочные контракты при падении спроса со стороны частного сектора. Однако в условиях кредитного кризиса банки и инвесторы не хотят предоставлять кредиты частным компаниям. В результате компании не могут занимать деньги для финансирования ГЧП.
После кризиса 2008 года активность в секторе ГЧП в Великобритании упала почти на 40%. Общая стоимость проектов ГЧП в 2009 году составила половину аналогичного показателя 2007 года. Ситуация, когда частные компании уже не располагают достаточными средствами для участия в ГЧП, а банки неохотно дают долгосрочные кредиты, поставила многие проекты под угрозу срыва. В результате в 2009 году британское казначейство вынуждено было выделить 2 млрд. фунтов из госбюджета на поддержку частных компаний, участвующих в ГЧП. Ситуация, когда правительство выделяет средства для частных инвесторов ГЧП, вызвала новую волну критики.
На данный момент доля ГЧП в общем объеме инвестиций по отдельной отрасли невелика. Так, например, в Великобритании в сфере транспорта и инфраструктуры - главной сфере применения проектов ГЧП - объем инвестиций через ГЧП составляет около 10% от общего объема инвестиций по отрасли. Исключение составляет лишь сфера образования, в которой за последние несколько лет доля стоимости проектов ГЧП в общем объеме финансирования отрасли достигла 40%.
По мнению экспертов, современное западное ГЧП по форме мало чем отличаются от стандартной процедуры госзаказа. Сложный процесс согласования и учета интересов всех сторон требует несоизмеримо больших затрат, чем при госзакупках [7].
Внедрение ГЧП в конкретной стране включает в себя несколько этапов. Начиная от выработки политики, этот процесс практически постоянно совершенствуется путем выявления различных барьеров, их ликвидации, а также совершенствования, углубления и расширения сфер применения ГЧП.
В целом до недавнего времени не принимались специальные законы о ГЧП. В большинстве случаев проекты ГЧП регулируются нормами гражданского права, договорными процедурами. Законы о ГЧП были приняты такими странами как Польша, Хорватия, Словения, Бразилия, Греция, Ангола, Замбия, Египет, Маврикий, Украина (табл.4).
В Соединенном Королевстве и США работает англо-саксонская система общего права и отсутствует специальный закон о ГЧП или закон о концессии. Однако руководства Казначейства и других органов государственного сектора обязательны для проектов в определенных секторах или в отношении определенных рисков. Проекты ГЧП исторически обеспечивались, используя договорную процедуру.
Таблица 4 - Наличие в законодательстве правовых норм ГЧП
Критерий сравнения
Законодательный акт, регулирующий ГЧП |
DBFO |
BTO (Build–Transfer-Operate) |
BOT (Build- Operate Transfer-)/ DBOT |
BOO / DBOO |
BOL / DBOLT / DBOL / DBOLT |
BOOT / DBOOT |
O&M Operation and maintenance |
DBFO / PFI (КЖЦ) |
LABV (Совместное предприятие) |
Законы Франции № 2002-1094, № 2002-1138 (2002 г.), Общие нормы Гражданского права, Кодекс общественного здравоохранения и др. |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
Закон Германии «О развитии публично-частного партнерства», общие нормы гражданского права |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
Англия и Уэльс, общие нормы гражданского права |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
Законы Японии «О национальной собственности», «О частной финансовой инициативе», «О реформе публичных услуг» и общие нормы гражданского законодательства |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
||||
Законы Австралии «Об |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
Закон Польши «О публично-частном партнерстве» |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
Закон Бразилии «О публично-частном партнерстве» |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
|
Закон Греции «О партнерстве между публичным и частным секторами» |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ |
Закон Украины «О государственно-частном партнерстве» |
¨ |
¨ |
¨ |
¨ | |||||
Закон Республики Казахстан «О Концессии» Гражданский кодекс, |
¨ |
¨ |
¨ | ||||||
Примечание – по данным[8] |
Международный опыт показывает, что при реализации программ ГЧП правительства большинства стран создают специальный орган для координации действий многочисленных государственных структур, который участвует в процессе подготовки проектов и принятия решений по вопросам его реализации - Центр государственно - частного партнёрства. Под термином «центр ГЧП» будет пониматься институциональный механизм, независимо от того, расположен ли он в одном центральном государственном органе или его функции распределены по нескольким органам исполнительной власти [5].
Роль центров ГЧП заключается также в том, чтобы оказывать методологическую поддержку государственным органам власти.
Центры ГЧП выполняют ряд функций, включая:
Компания Deloitte в одном
из своих аналитических отчётов
под названием «Сокращение
Зарубежный опыт ГЧП включает
в себя много проектов, которые
очень разнообразны, но объединяются
общей концепцией. Она заключается
в том, что достижение более благоприятного
соотношения цены и качества в
оказании услуг, которые традиционно
предоставлялись
Практика государственно частного партнерства в инновационной сфере имеет глубокие традиции.
Сотрудничество между государственными исследовательскими центрами и промышленностью было характерно для немецкой системы исследования с XIX-го века.
Одним из первых образцов ГЧП
в США считается Американское
философское общество в Филадельфии,
учрежденное Бенджамином
ГЧП имеет устоявшейся традиции во многих европейских странах, уходит корнями в историю промышленной революции в Европе. Инициирование и поддержка ГЧП на микроуровне и оценки программ на мезоуровне является ключевой частью многих европейских, национальных и региональных программ. В начале 2000 годов был поставлен вопрос о новой парадигме ГЧП в НИОКР (new PPP in R&D paradigm)[10].
Разработка теоретических и практических проблем в области ГЧП в НИОКР осуществляется в рамках европейского проекта COVOSECO (Co-evolution of Science and Economy). Проект COVOSECO имеет цели разработки универсальных инструментов для оценки ГЧП в НИОКР; предоставление информации о состоянии ГЧП в НИОКР; выработку рекомендаций в области политики по развитию ГЧП в НИОКР.
В Соединенном Королевстве, сотрудничество между факультетами университетов в области науки и техники и промышленности в начале 20-го века приняли форму консультаций научных работников для промышленности.
Государственно-частное партнерство было важной частью промышленной политики и программ послевоенной Японии, особенно в середине 1970-80 гг. Структурные изменения побудили государство взять на себя инициативу в области содействия сотрудничеству между промышленностью и университетами как средству освоения технологий для развития местной экономики, особенно в создании рабочих мест [11].
ГЧП становятся ключевым компонентом политики в области технологий и инструментом для повышения национальной конкурентоспособности. Каждый из участников партнерств имеет свои мотивации для сотрудничества (табл. 5).
Таблица 5 – Мотивации для ГЧП в сфере НИОКР
Мотивация для промышленности |
Мотивация для университетов |
Мотивация для правительства |
Доступ к исследовательской инфраструктуре университетов· Доступ к специализированным академическим знаниям Доступ к студентам как потенциальным сотрудникам Разработка новых контактов и источников информации Доступ к новым исследованиям Снижение рисков в исследовательской деятельности |
Новые источники финансирования образования и исследований Активная роль в региональном развитии Расширение опыта и
компетенции студентов и Расширение возможностей занятости для студентов и выпускников |
Поддержка национальных / региональных технологий и инновационного потенциала Поддержка молодых научных кадров через рост рыночной ориентации Более эффективное использование национальных / региональных исследований в промышленности Финансовая и материальная поддержка для общественных университетов |
Партнерские связи могут быть формальными или неформальными, регулировать общие или конкретные цели исследования или коммерциализации, состоять из двух или нескольких субъектов (например, консорциумов).
Государственно-частные партнерства в инновационной сфере могут быть могут быть классифицированы в зависимости от типа и характеристик действующих лиц, в том числе:
а) партнерства между университетами и промышленностью;
б) партнерства между государством (в т.ч. лабораториями) и промышленностью;
в) партнерства между научно-исследовательскими институтами и промышленностью;
г) сочетание указанных выше, партнерств, объединяющих несколько научно-исследовательских институтов правительства друг с другом и промышленности.
Секретариат ОЭСР предлагает типологию различных механизмов партнерства между университетами и промышленностью, от грантов и стипендий с помощью специальных исследовательских контрактов, совместных исследований и консорциумов до обучения, мобильности и сетевых схем.
ГЧП в инновационной сфере
можно охарактеризовать как долгосрочный
институциональный и
Формирование ГЧП в инновационной сфере должно основываться на определенных методологических принципах.
Во-первых, содержание ГЧП, конкретные формы и структура взаимодействия государства и бизнеса должны быть адекватны целям социально-экономического развития страны.
Во-вторых, должен соблюдаться принцип экономического равноправия и ответственности: все участники реализации инновационных проектов в рамках ГЧП имеют равные права и несут определенную ответственность.
В-третьих, решения при государственно-частном партнерстве должны приниматься с учетом всего комплекса интересов всех сторон.
В-четвертых, критерием отбора ресурсов и их источников должна быть возможность получения максимального эффекта (социального, экономического, инвестиционного).
В-пятых, ГЧП должно быть направлено на решение не только текущих, но и стратегических задач развития национальной экономики и ее регионов.
Для обеспечения возможности
реализации этих принципов должны быть
созданы институциональные