Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:33, дипломная работа
Актуальность, научная и практическая значимость исследования проблем правового регулирования в области оказания услуг связи обусловлены важностью этих проблемных отношений на современном этапе развития услуг связи.
Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления); в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Введение 3
Глава 1. Основы правового регулирования в области связи. 5
1.1. Законодательство РФ в области связи. 5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности в области связи. 12
1.3. Услуги связи. 20
Глава 2. Государственное регулирование в области связи. 22
2.1.Лицензирование 22
2.2. Сертификация 25
2.3. Надзор в области связи 29
Глава 3. Государственное регулирование рынка сотовой связи в РФ. 31
3.1. Договор присоединения. Проблемы «несущественных» операторов связи» 31
3.2. Законодательные инициативы. Анализ последствий возможного тарифного регулирования услуг сотовой связи . 37
Заключение 56
Список литературы 62
Приложение 1 63
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломная работа
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в области оказания услуг связи
слушателя программы профессиональной переподготовки по юриспруденции, направление: «Право, законодательство, экономика»:
научный руководитель:
Допущено к защите
_________________
Москва – 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основы правового регулирования в области связи. 5
1.1. Законодательство РФ в области связи. 5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности в области связи. 12
1.3. Услуги связи. 20
Глава 2. Государственное регулирование в области связи. 22
2.1.Лицензирование
2.2. Сертификация 25
2.3. Надзор в области связи 29
Глава 3. Государственное регулирование рынка сотовой связи в РФ. 31
3.1. Договор присоединения. Проблемы «несущественных» операторов связи» 31
3.2. Законодательные инициативы. Анализ последствий возможного тарифного регулирования услуг сотовой связи . 37
Заключение 56
Список литературы 62
Приложение 1 63
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность, научная и практическая значимость исследования проблем правового регулирования в области оказания услуг связи обусловлены важностью этих проблемных отношений на современном этапе развития услуг связи.
Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления); в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства. Развитие отрасли связи, постоянное совершенствование технической и технологической сторон отрасли влечет за собой и постоянную корректировку механизмов регулирования. С момента формирования отрасли связи регуляционный приоритет отдавался государственным органам и структурам. Однако неуклонное стремление к техническому совершенствованию отрасли связи привело к тому, что государственное вмешательство в деятельность операторов связи в настоящее время все больше и больше сводится к минимуму. Именно это и является основной предпосылкой изменения подходов к правовому регулированию отрасли связи. Ввиду чего особенно актуальными становятся вопросы гражданско-правового регулирования связи, исследования истории развития, определение правовой природы отношений по оказанию услуг связи, изучение вопросов лицензирования деятельности по оказанию услуг связи, прав и обязанностей сторон договора, в связи с подготовкой вступления России в ВТО особенно актуальны вопросы международного гражданско-правового регулирования в сфере связи. Но на сегодняшний день в сфере регулирования деятельности услуг связи существует множество проблем.
Объект исследования составляют определенные проблемы правовых отношений, возникающих в процессе оказания услуг сотовой связи физическим и юридическим лицам, а так же взаимоотношения между собой.
Предметом исследования является действующее законодательство в области оказания услуг связи, а также практика его применения.
Цель и задачи настоящего исследования. Целью проведения настоящего исследования является выявление проблем правового регулирования деятельности в области оказания услуг сотовой связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования деятельности в области оказания услуг в сфере сотовой связи.
Основные задачи:
оценка существующего положения законодательства о связи;
проведение исследования современного российского законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг связи;
исследование проблем, возникающих при конкуренции, тарификации, ответственности и в других значимых сферах услуг связи.
Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций, направленных на упорядочение нормативно-правового регулирования отношений в области оказания услуг связи и обеспечения защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих в процессе.
Глава 1. Основы правового регулирования в области связи
1.1 Законодательство РФ в области связи
Государственное регулирование и контроль за деятельностью в области связи осуществляются посредством правового обеспечения, лицензирования отдельных видов деятельности, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области связи.
Основополагающим документом в области связи является Федеральный закон от 07.07.2003 г. 126-ФЗ "О связи" (далее - Закона N 126-ФЗ).
Данный закон регулирует основные вопросы в области связи, в частности:
1. основы деятельности в области связи:
правовое положение сооружений и средств связи;
правовое положение объектов и линий связи;
2. классификацию сетей связи и их предназначение;
3. присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие;
4. государственное регулирование в области связи:
распределение радиочастотного спектра и использование радиочастотного спектра;
выделение ресурса нумерации;
регулирование тарифов на различные услуги связи;
5. лицензирование деятельности в области оказания услуг связи;
6. порядок оказания различных услуг связи;
7. универсальное обслуживание;
8. защиту прав пользователей услугами связи;
9. управление сетями связи в чрезвычайных ситуациях;
10. международное сотрудничество в сфере массовых коммуникаций.
Кроме указанного Закона законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и иных федеральных законов (пункт 1 статьи 4 Закона N 126-ФЗ).
Операторы связи, при осуществлении своей деятельности, кроме Закона N 126-ФЗ, руководствуются Законами из других областей правоотношений, например, Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и др.
Правовое регулирование в области почтовой связи в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ).
Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Об этом сказано в пункте 2 статьи 4 Закона N 126-ФЗ.
Приведем основные подзаконные нормативные акты, принятые во исполнение норм Закона N 126-ФЗ:
1. государственное регулирование:
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 г. N 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 г. N 350 "Об утверждении Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" и другие.
2. лицензирование и сертификация:
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий";
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.01.2006 г. N 8 "Об утверждении Правил проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2009 г. N 532 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2009 г. N 674 "Об утверждении Правил проведения экспертизы системного проекта сети связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 г. N 242 "Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи";
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 13.02.2008 г. N 18 "Об утверждении Требований к системному проекту сети связи" и др.
3. сети операторов связи:
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2006 г. N 103 "Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения";
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 08.08.2005 г. N 97 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования";
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 09.01.2008 г. N 1 "Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации";
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 06.12.2005 г. N 137 "Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи" и др.
4. оказание услуг связи:
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г. N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 г. N 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания";
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г. N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" и др.
5. присоединение сетей связи:
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 г. N 161 "Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия";
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 г. N 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования".
6. универсальное обслуживание:
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 г. N 248 "Об утверждении Правил проведения конкурса на право оказания универсальных услуг связи";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 г. N 243 "Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 г. N 246 "Об утверждении Правил возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи";
Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 06.12.2005 г. N 137 "Об утверждении требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг связи" и др.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 126-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 126-ФЗ, применяются правила международного договора.
Порядок организации государственного регулирования деятельности в области связи установлен статьей 21 Закона N 126-ФЗ.
Согласно пункту 1 указанной статьи государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом N 126-ФЗ осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти.
Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Федеральный орган исполнительной власти в области связи (пункт 2 статьи 21 Закона N 126-ФЗ):