Государственное регулирование предпринимательской деятельности в области оказания услуг связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:33, дипломная работа

Описание работы

Актуальность, научная и практическая значимость исследования проблем правового регулирования в области оказания услуг связи обусловлены важностью этих проблемных отношений на современном этапе развития услуг связи.
Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления); в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы правового регулирования в области связи. 5
1.1. Законодательство РФ в области связи. 5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности в области связи. 12
1.3. Услуги связи. 20
Глава 2. Государственное регулирование в области связи. 22
2.1.Лицензирование 22
2.2. Сертификация 25
2.3. Надзор в области связи 29
Глава 3. Государственное регулирование рынка сотовой связи в РФ. 31
3.1. Договор присоединения. Проблемы «несущественных» операторов связи» 31
3.2. Законодательные инициативы. Анализ последствий возможного тарифного регулирования услуг сотовой связи . 37
Заключение 56
Список литературы 62
Приложение 1 63

Файлы: 1 файл

диплом2.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

27. Оборудование систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
28. Оборудование цифровых транспортных систем, включая программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий.
29. Технические и программные средства информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий.

VII. Оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования*
Согласно «Положению о знаке соответствия и порядке маркирования средств связи знаком соответствия», продукцию на которую получен сертификат соответствия минсвязи, необходимо маркировать знаком соответствия ССС.
На все остальное оборудование, использующее сети связи общего пользования, необходимо оформлять декларацию связи (фас, декларация ссс)
Сертификат соответствия связи (декларация связи) подтверждает соответствие продукции обязательным техническим требованиям и не должно наносить вреда окружающей среде и безопасности человека.

Согласно постановлению правительства №896 от 31 декабря 2004 года, для реализации средств связи, необходимо пройти процесс обязательного подтверждения соответствия в системе «связь» (сертификат системы связь).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Надзор

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 г. N 110 утвержден Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи. Указанным порядком предусмотрено, что органом, осуществляющим надзор за деятельностью в области связи на территории Российской Федерации и находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
    В силу пункта 2 статьи 27 Закона N 126-ФЗ обеспечение государственного надзора за деятельностью в области связи является расходным обязательством Российской Федерации.
    Должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору в области связи, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях в области связи и информатизации, являются государственными инспекторами по надзору за связью.
    Отметим, что Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях утвержден Приказом Минкомсвязи Российской Федерации от 04.05.2010 г. N 70.
    Государственный инспектор по надзору за связью осуществляет выполнение возложенных на него функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В порядке и в случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, государственный инспектор по надзору за связью применяет меры воздействия к нарушителям или вносит соответствующее представление в орган, наделенный правом привлечения к ответственности.
    В случае если выявлено нарушение установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательных требований в области связи, федеральный орган исполнительной власти по надзору в области связи по представлению государственного инспектора по надзору за связью выдает предписание об устранении этого нарушения (Постановления ФАС Западно - Сибирского округа от 06.03.2008 г. N Ф04-621/2008(1357-А46-32) по делу N А46-2586/2007, ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2007 г. по делу N А13-1279/2007).
    Указанное предписание подлежит обязательному исполнению в установленный в нем срок (пункт 4 статьи 27 Закона N 126-ФЗ).
    Заметим, что решения государственного инспектора по надзору за связью могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы государственного регулирования рынка сотовой связи в РФ

Регулирование тарифов на рынках, находящихся «в состоянии конкуренции», увеличит расходы их участников, а значит — и цены для потребителей, и стоимость входа на рынок.

(МТС)

 

 

 

 

3.1. Договор присоединения. Проблемы «несущественных» операторов связи.

Переход к рыночной экономике и либерализация отрасли "Связь и информатизация" привели к появлению новых операторов связи на рынке телекоммуникационных услуг. Перед новыми операторами встал вопрос о необходимости присоединения к существующим сетям других операторов.

Технологические особенности оказания услуг связи обусловливают необходимость осуществлять присоединение сети одного оператора к сети другого оператора в целях межсетевого пропуска трафика (далее именуется - услуга присоединения). Ранее целостность системы связи обеспечивалась административными мерами, поскольку, находясь в собственности государства, представляла собой единую сеть связи, распространявшуюся на всю территорию страны. В настоящее время в условиях развития конкуренции между операторами связи присоединение сетей одних операторов к сетям других операторов становится основополагающим фактором для сохранения целостности сети связи России.

Для обеспечения равноправной конкуренции, определения порядка присоединения сетей операторов связи к сети электросвязи общего пользования были разработаны нормативные документы, регламентирующие правила присоединения ведомственных и выделенных сетей электросвязи к сети электросвязи общего пользования, порядок присоединения сетей электросвязи общего пользования, регулирования пропуска телефонного трафика по сетям электросвязи общего пользования, организационно-технического взаимодействия операторов телефонных сетей связи общего пользования, правила ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, порядок установления расчетных цен (таксы) за предоставление технических средств и сетевых услуг операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования.

Однако анализ практики применения организациями связи указанных нормативных документов показал, что процедура присоединения сопровождается значительным количеством конфликтов и споров, нарушением законодательства Российской Федерации и дискриминацией одних операторов связи по отношению к другим.

Неурегулированность возникших конфликтов в определенной степени является следствием несовершенства действующей системы нормативно-правового регулирования, и прежде всего из-за отсутствия механизмов реализации принципа предоставления равных прав всем операторам связи, недостаточной обоснованности тарифов на услуги присоединения и пропуск трафика, отсутствия у государственных органов права на принуждение оператора связи оказывать услугу присоединения, заключать договор о присоединении и межсетевом взаимодействии, а также из-за отсутствия повременного учета соединений.

В целях обеспечения динамичного и эффективного развития рынка телекоммуникационных услуг необходимо совершенствовать механизмы государственного регулирования в сфере оказания услуг присоединения. Рационально организованная деятельность по предоставлению услуг присоединения обеспечивает взаимную заинтересованность операторов связи в совместном оказании сетевых услуг. Основой для эффективного развития отрасли является создание государством условий, позволяющих операторам связи свободно конкурировать друг с другом на равноправной основе. Конкуренция на телекоммуникационном рынке приведет к повышению экономической эффективности деятельности организаций связи, максимально возможному удовлетворению спроса потребителей на услуги связи, улучшению их качества в результате внедрения современных средств связи и новых технологий.

В основе механизма регулирования деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения должны лежать следующие базовые принципы:

      обязательность подключения сетей. Присоединяющий оператор, занимающий существенное положение на рынке, не может отказать в подключении присоединяемому оператору и обязан предложить справедливые и разумные условия присоединения;

      отсутствие дискриминации. Присоединяющий оператор при подключении сети присоединяемого оператора должен применять одинаковые тарифы в аналогичных ситуациях, а также предоставлять информацию и сетевые ресурсы на тех же условиях и того же качества, что он предоставляет для своих внутренних подразделений или своих дочерних организаций и партнеров;

      прозрачность расчета цен на услуги присоединения, ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности. При установлении тарифов на услуги присоединения присоединяющий оператор обязан ориентироваться на себестоимость услуги и нормативный уровень доходности на используемый капитал. Присоединяющий оператор обязан вычленить затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг присоединения.

В условиях либерализации рынка телекоммуникаций операторы связи вправе сами заключать соглашения об оказании друг другу услуг присоединения, однако данный процесс должен проходить строго в соответствии с законодательством Российской Федерации, под надзором и при участии государства. На рынке должны существовать категории операторов, обладающих не только правами, связанными с оказанием услуг присоединения, но и обязанностями оказывать услуги присоединения. Под такой категорией понимаются операторы, занимающие существенное положение на рынке, то есть такое положение, при котором оператор, обладающий значительными финансовыми возможностями, возможностями контролировать доступ пользователей к сети связи общего пользования и опытом в предоставлении соответствующих услуг, имеющий рыночную долю на определенной территории, может оказывать существенное влияние на функционирование рынка услуг связи и затруднять доступ других операторов связи на этот рынок. Данное определение применимо только к отрасли "Связь и информатизация" и только к операторам, оказывающим услуги присоединения.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и свободы могут быть ограничены (и соответственно введены ограничивающие свободное осуществление гражданских прав и свобод обязанности) только на основании федерального закона. Поэтому введение общего принципа и определение категории операторов связи, которые обязаны оказывать услуги присоединения и заключать соответствующие договоры, должно быть закреплено на уровне федерального закона. Договор об оказании операторами, занимающими существенное положение на рынке услуг присоединения, должен быть отнесен к категории публичных договоров, предусмотренных статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку операторы связи, занимающие существенное положение на рынке, по характеру своей деятельности должны предоставлять услуги присоединения каждому оператору, который к ним обратится. Операторы, занимающие существенное положение на рынке, будут обязаны публиковать стандартные условия и примерный договор о присоединении.

Стандартные условия и примерный договор о присоединении должен содержать следующие положения: срок действия договора, прогноз трафика и процедуры управления трафиком, местонахождение точек подключения, технические требования и нормы присоединения сетей связи, порядок осуществления присоединения, последствия изменения конфигурации сети одной из сторон, порядок и условия оплаты, включая порядок изменения платы за услуги присоединения, порядок проведения ремонтных работ и технического обслуживания сетей связи, порядок изменения условий и расторжения договора, ответственность сторон.

Основными задачами государственного регулирования в области оказания услуг присоединения являются:

      обеспечение реализации законодательства Российской Федерации в области оказания услуг присоединения и межсетевого взаимодействия;

      разработка порядка и условий оказания услуг присоединения;

      координация деятельности операторов связи по оказанию услуг присоединения;

      организация и обеспечение государственного контроля и надзора в сфере оказания услуг присоединения с целью недопущения злоупотреблений отдельными операторами связи своим положением на рынке;

      обеспечение прозрачности и ориентация на себестоимость и нормативный уровень рентабельности путем государственного регулирования цен на услуги присоединения, оказываемые операторами, занимающими существенное положение на рынке;

      разработка модели ценообразования для расчета тарифов на присоединение и размера компенсационных платежей на покрытие убытков по предоставлению услуг местной телефонной связи в зависимости от уровня (типа) присоединения;

      разработка процедуры разрешения споров между операторами при присоединении и межсетевом взаимодействии.

Для определения затрат, связанных с предоставлением услуг присоединения, и размера компенсационных платежей на покрытие убытков по предоставлению услуг местной телефонной связи следует применять систему раздельного учета по видам деятельности.

Контроль и регулирование деятельности по оказанию услуг присоединения должны осуществляться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Законодательные инициативы. Анализ последствий возможного тарифного регулирования услуг сотовой связи.

Основной целью исследования является изучение последствий возможного

принятия проекта федерального закона № 44016-5 "О внесении изменений в

Федеральный закон "О связи", внесенного депутатом Государственной Думы

М.Л.Коробовым, а также сравнение мирового опыта реализации подобных инициатив с ситуацией в России.

Законопроектом предлагается внести изменение в подпункт 11 статьи 2

Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи") в части уточнения определения понятия "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования".

В новой редакции законопроекта, выдвинутого М.Л. Коробовым, предлагается расширить географические рамки определения «существенного оператора» и считать таковым также компании, владеющие не менее чем 25% номеров на территории конкретного субъекта Федерации или всей России. Под такую формулировку подпадают и крупнейшие сотовые компании. В данном случае, при вынесении положительного

решения, в пользу внесения изменений, деятельность операторов сотовой связи подвергнется более детальному и жесткому регулированию.

Впервые идея внесения изменений в законопроект была озвучена и впоследствии отклонена в 2005г. Повторно инициатива получила отрицательную резолюцию Минкомсвязи и правительства РФ в 2008г. В третий раз за 5 лет документ включен в повестку заседаний Госдумы РФ в 2010г.

Минкомсвязи в июне 2010г. поддержало внесение изменений, однако уже в июле 2010г. поправки не были согласованы ФАС и Минэкономразвития. В августе 2010г. законопроект еще находился на согласовании в ряде других ведомств.

Телекоммуникационной отрасли принадлежит особая роль в экономике страны, так как ее важнейшей функцией является обеспечение потребностей общества в передаче информации. Развитие телекоммуникаций – необходимое условие для создания инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в страну, решения вопросов занятости населения, развития современных информационных технологий. В мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, ежегодно удваивается.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности в области оказания услуг связи