Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:33, дипломная работа
Актуальность, научная и практическая значимость исследования проблем правового регулирования в области оказания услуг связи обусловлены важностью этих проблемных отношений на современном этапе развития услуг связи.
Связь является неотъемлемой частью экономической и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических, юридических лиц и органов государственной власти (управления); в услугах электрической и почтовой связи. Средства связи вместе со средствами вычислительной техники и соответствующим программным обеспечением составляют технологическую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации.
Введение 3
Глава 1. Основы правового регулирования в области связи. 5
1.1. Законодательство РФ в области связи. 5
1.2. Субъекты предпринимательской деятельности в области связи. 12
1.3. Услуги связи. 20
Глава 2. Государственное регулирование в области связи. 22
2.1.Лицензирование 22
2.2. Сертификация 25
2.3. Надзор в области связи 29
Глава 3. Государственное регулирование рынка сотовой связи в РФ. 31
3.1. Договор присоединения. Проблемы «несущественных» операторов связи» 31
3.2. Законодательные инициативы. Анализ последствий возможного тарифного регулирования услуг сотовой связи . 37
Заключение 56
Список литературы 62
Приложение 1 63
Рынок услуг сотовой связи в мире является наиболее конкурентоориентированным, в сравнении с другими сегментами
телекоммуникационной отрасли, такими, например, как фиксированная связь или широкополосный доступ в интернет (ШПД). Больше чем в 80% странах мира, рынок сотовой связи развивается на условиях свободной конкуренции и обладает следующими реальными характеристиками:
незначительное количество операторов;
схожие услуги у операторов;
наличие барьеров по входу на рынок (первоначальные инвестиции и нехватка частотного ресурса);
конкуренция на одном рынке;
публичность цен на конечные услуги.
Одним из ключевых показателей «успешности» отрасли сотовой связи является уровень проникновения мобильных услуг среди населения страны.
В большинстве стран, помимо основных федеральных операторов, присутствуют более мелкие региональные провайдеры, за счет чего рыночная конкуренция только усиливается. Лидером среди развитых стран по общему количеству операторов сотовой связи являются США – в стране работает 180 компаний, предоставляющих мобильные голосовые сервисы. Российский рынок сотовой связи насчитывает 12 операторов.
Российский рынок сотовых услуг представляет собой рынок с высокой степенью концентрации основных игроков, когда три основных оператора совместно занимают 75% рынка. Однако стоимость фиксированного набора сотовых услуг в стране – самая низкая среди Европейских стран, как в пересчете на общепринятую международную валюту (долл. США), так и по паритету покупательной способности. Описываемый тренд подтверждает, что динамика развития рынка сотовых услуг в России продолжается на фоне жесткой ценовой конкуренции, которая и объясняет столь значительные положительные изменения.
Не корректно сравнивать монтированную емкость с объемом трафика. Или тот факт, что введение критерия обладания оператором связи не менее чем 25% от монтированной емкости сетей связи либо возможности осуществления пропуска не менее чем 25% трафика, может создать предпосылки для замедления развития строящихся и уже введенных в эксплуатацию сетей связи, так как операторы будут не заинтересованы развивать сети связи выше определенного настоящим законопроектом предела, что негативно отразится на равномерном распространении услуг по всей территории России.
Первая глава данного исследования посвящена сравнительной оценке уровня развития сотового рынка в России и в других странах мира, и показала, что российский рынок занимает прочное положение среди развитых рынков, но со своими особенностями развития. В данной главе детально рассмотрены темпы развития рынка сотовой связи в сравнении с темпами развития других ключевых услуг, предоставляемых населению. Для анализа выбраны четыре стратегических как для государства, так и для конечного пользователя, сервиса: доступ к газу, электроэнергии, фиксированной и мобильной связи. Сравнительный анализ предполагает единый критерий оценки, в качестве которого использованы цены на указанные услуги. Важно отметить, что стоимость той или иной услуги – красноречивый показатель, позволяющий охарактеризовать как потребителя - со стороны затрачиваемых средств, так и производителя - со стороны себестоимости и издержек, что значимо для оценки темпов развития рынка.
Чтобы показать не только усредненные показатели, но также картину, наиболее приближенную к реальности, Comnews Research включил в исследование отдельно показатели по городу Москва и по Нижегородской области, где рынок сотовой связи - один из самых конкурентных в России. Это второй после Калининграда регион, где число GSM-операторов достигает пяти - на рынке работает «Вымпелком», «Мегафон»,
МТС, Нижегородская сотовая связь, Теле2. Также действует сеть Экофон (стандарта CDMA-800) и «Скай Линк» (стандарта IMT-MC-450).
Графики 3.1.A и 3.1.Б. показывают динамику изменения индекса
потребительских цен на осуществление одного звонка по мобильной связи в Москве и Нижегородской области в период с 2002-го по 2010 год. На обоих графиках видно, что в течение рассматриваемого периода цены на данные услуги в обоих регионах не повышались более чем на 6%. В дополнение к этому в Нижегородской области в период с 2002 по 2006 год стоимость одной минуты соединения снижалась, а с 2008 года остается неизменной. В Москве период значительного снижения цен на одну минуту разговора пришелся на 2006-2007 годы.
По оценкам Comnews Research c 2001-го по 2009 год средняя стоимость одной минуты разговора на рынке сотовой связи в России сократилась в долларовом выражении в восемь раз, а в рублевом в 7 раз. Среднегодовое снижение показателя APPM (средняя стоимость минуты) в рассматриваемый период составляло 17% в долл.
США и 18% в рублях. В последние несколько лет снижение АРРМ не столь заметно, по сравнению с предыдущими годами (2001-2007гг.), в обеих валютах.
Это свидетельствует о том, что цены на голосовые услуги достигли рыночного равновесия. В тоже время, показатель MoU34, играющий существенную роль в расчете APPM35, у всех операторов постепенно снижается, что должно приводить к увеличению APPM. Однако этого не происходит, что говорит и о снижении выручки операторов от услуг голосовой связи. Данную тенденцию в голосовых сервисах операторы
компенсируют постепенным ростом среднемесячного трафика в расчете на одного абонента.
В дополнение к оценке услуг на рынке сотовой связи по стоимости 1 минуты
разговора, Comnews Research решил последовать примеру МСЭ и посмотреть динамику изменения стоимости фиксированного набора услуг сотовой связи. Это представляется логичным и оправданным, потому что всем известно (как из профессионального опыта, так и из опыта потребителя), что цена услуг сотовой связи не складывается только из количества потраченных на разговор минут.
Comnews Research не впервые для оценок применяет методологию
фиксированного набора услуг связи, или «корзины» сотовых услуг. Третий год подряд Comnews Research проводит открытое инициативное исследование конкурентной среды в каждом из 83 регионов России, применяя для сравнения именно методологию МСЭ и ОЭСР.
В отличие от полновесной «корзины» услуг, которая применяется для
сравнительного анализа конкурентной среды и тарифных планов на территории России, и включает все возможные услуги и тарифные опции (голосовые услуги, sms, mms, голосовая почта, GPRS-Интернет, любимые номера, группы абонентов и т.д.), а также имеет три уровня потребления: низкий, средний и высокий - набор фиксированных услуг для данного исследования был минимизирован. Это сделано для того, чтобы
достичь главной задачи – проанализировать историческую динамику стоимости услуг сотовой связи. Для этого необходимо, чтобы «корзина» услуг была идентична и в 2000 году и в 2010-м. Именно это требование не позволяет включать нам в данной работе такие услуги как MMS, GPRS-WAP и GPRS-Интернет, а также много других сервисов, в набор услуг для сравнения. В 2000 году даже голосовая сотовая связь была роскошью
для многих российских граждан, а мобильный выход в интернет – выдумкой фантастов.
«Корзина» услуг сотовой связи данного исследования включает:
внутрисетевые исходящие – 25, продолжительность – 2 мин.;
внутрисетевые входящие – 25, продолжительность – 2 мин.;
звонки на другие сети – 14, продолжительность – 1,7 мин.;
звонки на сети фиксированной связи –10, продолжительность –1,5 мин.;
sms –10 шт.
При расчете фиксированного набора услуг сотовой связи также производилась корректировка на абонентскую плату и скрытые платежи (за соединение, за первую секунду и т.д.). Для расчета «корзины» использовались тарифные планы операторов сотовой связи, предоставляющих услуги на территории рассматриваемых регионов
(Москва, Нижегородская область), к которым было подключено наибольшее
количество частных абонентов на конец первого полугодия каждого года
рассматриваемого в периоды (31.06.2000 –31.06.2010).
По расчетам Comnews Research стоимость «корзины услуг» сотовой связи на
протяжении почти всех лет в рассматриваемом периоде постепенно снижалась. В среднем выбранный нами набор услуг ежегодно дешевел на 15,5-16%. Исключение составляет лишь 2008-2009 года, когда данный показатель в Москве вырос на 9% относительно предыдущего периода, но уже в 2010 году снова сократился на 29% - нивелировав предыдущий рост.
Стоит также отметить значительное сокращение стоимости корзины в 2005 году –в этот период был введен запрет на тарификацию входящих звонков и sms - сообщений, что не могло не сказаться на общей стоимости услуг. Однако это же послужило причиной замедления и корректировки стоимости исходящей минуты разговора в 2005-2006 годах. На графике 3.3.А. хорошо видно замедление темпов снижения стоимости минуты – лишь 6% в 2006 году, на фоне 30% в предыдущем и последующем годах.
Тенденция снижения стоимости как «корзины» услуг сотовой связи, так и
минуты разговора в Нижегородской области в развитии выглядит более плавной.
Стоимость «корзины» сотовой связи с 2002-го по 2010 год снизилась больше чем в 10 раз и составляет на настоящий момент около 70 рублей. В среднем ежегодно этот показатель снижался по отношению к предыдущему периоду на 29%. Также стоит заметить, что на рынке сотовой связи Нижегородской области не происходило столь резких изменений в ценах, как это наблюдается в Москве. Лишь период с 2007 года по первую половину 2008-го охарактеризован незначительным ростом стоимости рассматриваемого набора услуг.
В дополнение стоит отметить, что стоимость, как минуты разговора, так и единой для обоих регионов «корзины» услуг в Москве примерно в 4 раза выше этих же показателей в Нижегородской области. В то время как в 2002-2005 годах их разница составляла примерно 50%. В 2007 году ≪корзина≫ сотовых услуг в Москве была дороже такого же набора мобильных сервисов в Нижегородской области в 2 раза. Comnews Research это явление объясняет различной конкурентной ситуацией на рынках регионов.
На графике 3.5. представлена историческая динамика изменения реальной
стоимости услуг фиксированной связи в среднем по России в период 2000-2009 годы.
На обоих графиках видно, что динамика стоимости на услуги связи развивается очень непоследовательно. Абонентская плата услуг фиксированной телефонной связи росла в среднем на 24% в год.
Москва представлена 3 сотовыми операторами GSM технологии и 1 оператором, работающим по CDMA технологии - СкайЛинк. В Нижнем Новгороде по технологии GSM работает 5 операторов: МТС, Билайн, Мегафон, НСС, Теле2.
Стоимость минуты в среднем росла на 4% в год. Однако на графике 3.5.Б. можно заметить, как стоимость этой услуги изменяется с течением времени по синусоиде, один год стремительно снижаясь, в другой - также стремительно увеличиваясь. Резкие изменения не являются положительной характеристикой выбранной ценовой политики, поскольку заставляют конечного потребителя постоянно находиться в ожидании последующих изменений, что не дает ему возможности планировать личный бюджет с
достаточной долей достоверности.
В Москве ежемесячная абонентская плата на услуги фиксированной связи за
описываемый период в среднем увеличивалась на 22% ежегодно. Самый значительный рост по отношению к предыдущему периоду произошел в 2007 году, составив 90%, но уже в следующем году стоимости снизилась почти на 10%.
В Нижегородской области ежемесячная абонентская плата за пользование
стационарным телефоном менялась не столь резко, в среднем увеличиваясь на 24% в год. Сравнивая два графика (3.6.А. и 3.6.Б.) можно отметить, что регионы развивались симметрично с небольшим отклонением.
Пики роста стоимости абонентской платы пришлись в этом регионе на 2002- 2007 годы, хотя в Нижегородской области рост в 2007 году был скромнее (55%), чем в Москве.
Поскольку, данное исследование не ставит перед собой задачу полноценного
исследования динамики цен на все коммунальные услуги, предоставляемые населению в России, Comnews Research выбрал лишь две услуги. Для сравнительного анализа были взяты затраты на оплату сетевого газоснабжения и электроэнергии.
На графике 3.7. представлена историческая динамика средней стоимости
сетевого газоснабжения в России с 2000-го по 2009 годы. Если в 2000 году за данные услуги житель России платил 5,7 рублей в месяц, то к 2009 году стоимость услуг выросла до 37 рублей в месяц. Ежегодный рост тарифов на газ составляет в среднем 25%. Самый большой рост тарифов на газ в России наблюдался в 2002 году и составил 37%, а самый незначительный в 2006 году –14%.
Динамика изменения потребительских цен в рассматриваемых регионах (Москва и Нижегородская область) полностью соответствуют динамике в целом по стране. В Москве самый большой скачок –38% - наблюдался в 2002 году, а в Нижегородской области пик пришелся на 2009 год - 27%.
В Нижегородской области средний темп увеличения стоимости услуг составил 15%, в то время как в Москве цены на сетевой газ росли в среднем на 22% в год.
В период с 2000 года по 2009-й стоимость электроэнергии в России росла в
среднем на 25% в год, и за этот период выросла с 39,2 до 206,5 рублей за 100 кВтч. За последние 10 лет стоимость данной услуги выросла более чем в 5 раз. Самый большой рост цен – на 54% - наблюдался с 1999 года по 2000 год. С 2008 года тенденция повышения тарифов на электроэнергию сохраняется.
В Москве, как и в Нижегородской области, рост тарифов на электроэнергию
наблюдался в течение всего рассматриваемого временного интервала. В среднем в Москве электроэнергия ежегодно дорожала на 21%, а в Нижегородской области – на 18%. В Москве самый большой скачок цен наблюдался в 2002 году - тогда потребители стали платить за электроэнергию на 43% больше. В Нижегородской области пик роста
цен на электроэнергию пришелся на 2004 год, составив 44%. По индексу
потребительских цен на июль 2010 года, по сравнению с декабрем 2009-го, стоимость электроэнергии выросла в Москве уже на 14,5%, а в Нижегородской области – на 10,5%.
Проведенный анализ исторического развития цен на четыре вида услуг, которые потребляет почти каждый житель России, подтверждает тот факт, что на нерегулируемых рынках снижение стоимости услуг происходит более стремительными темпами, нежели в жестко регулируемых государством отраслях экономики. Это следствие отложенной реакции на любые рыночные изменения и колебания спроса.
Принятие решений, опираясь только на полученный опыт и затратный метод
ценообразования, не вступая при этом в диалог с участниками рынка и конечными пользователями, приводит к резким скачкам цен и пессимистичным ожиданиям потребителей.
Из проведенного анализа четко видно тенденцию изменения цен на
рассматриваемые услуги. Стоимость электроэнергии и газоснабжения выросли за рассматриваемый период в целом по России в 5 и 6,5 раз соответственно. Стоимость абонентской платы за услуги фиксированной связи в 6 раз. В то время как стоимость услуг сотовой связи, оцениваемая по фиксированному набору услуг, уменьшилась в Москве и Нижегородской области в 7 раз.
Не стоит забывать, что услуги газоснабжения и электроэнергии являются
социальными и имеют первый уровень приоритетности у пользователей, по ним же государство несет самую высокую степень ответственности. Это объясняет компенсации и дотации, а также постепенное повышение цен на данные услуги для того, чтобы перевести их на рыночные основы.