Коммерческое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:39, курс лекций

Описание работы

Понятие КП.
Япония, Германия, Австрия, Норвегия (гос вмешательство. Отказ от принципа свободы и переход на принципы регулируемого рынка – новая концепция гражданского законодательства).
Сочетание. На сегодняшний день не достигли единомыслия по вопросу соотношения и разграничения КП и предпринимательского права.

Файлы: 1 файл

Лекции по коммерческому праву.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

КОММЕРЧЕСКОЕ  ПРАВО

ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ КОММЕРЧЕСКОГО  ПРАВА. ПРИНЦИПЫ.

  1. Понятие КП.

Япония, Германия, Австрия, Норвегия (гос вмешательство. Отказ от принципа свободы и переход  на принципы регулируемого рынка  – новая концепция гражданского законодательства).

Сочетание. На сегодняшний  день не достигли единомыслия по вопросу  соотношения и разграничения  КП и предпринимательского права.

КП не составляет одно и то же с предпринимательским  правом. Различные точки зрения основаны на категориях гражданского законодательства предпринимательства и коммерции.

Ст. 2 ГК РФ –  предпринимательство – любая  деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли.

Но в ст. 50 ГК РФ все предпринимательские организации  называются коммерческими, кроме этого российское коммерческое законодательство развивается таким образом, то особенности предпринимательской деятельности находят свое отражение только в ГК РФ и в ряде специальных НПА, которые по своей природе относятся к гражданским правовым актам.

К сожалению, на сегодняшний день наметилась тенденция обособления законодательного материала в сфере торговой деятельности, но это только тенденция. Это благодаря цивилизации и цивилизационным процессам.

О соотношении  КП и ПредП:

1.Это одно и то же (СПб).

2. Понимание КП не как всякого права. Пред-во шире коммерции.

      2. Предмет, метод.

Предпринимательское право является самостоятельным  правом, регулирующим отношения в  сфере предпринимательской деятельности вообще, включая отношения по государственному регулированию. КП – самостоятельная отрасль права, имеющая собственный предмет регулирования. Выделение КП возможно по субъективному и объективному критерию:

Объективный критерий позволяет выделить только отношения  по продвижению товарной массы от изготовителя к потребителю.

Таким образом, КП – совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между коммерческими некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, или с их участием в процессе продвижения товарной массы от изготовителя к потребителю, т.е. в торговом обороте.

КП является составной частью ГП, и к регулированию  коммерческий отношений  субсидиарно (восполнительно) применяются общие нормы ГП. Всё это свидетельствует о единстве частно-правового регулирования коммерческих отношений.

                                                                     1 – ГП    2 – Пред. Право       3 – коммерческое право


 

 

    1. Роль коммерческой деятельности в развитии общества.
    2. Принципы КП.

Признание КП частью ГП влечет за собой необходимость  уяснения вопроса о наличии самостоятельных принципов.

Принципы –  руководящие положения, которые  пронизывают все право и служат единообразию правового регулирования общественных отношений:

  1. Неприкосновенность собственности (ст. 35 К РФ, ст. 235 ГК РФ);
  2. Свобода договора (ст. 421 ГК РФ). Означает свободу заключения любых договоров, в то числе, не типизированных;
  3. Свободное осуществление гражданских прав, в том числе, свободное передвижение товаров, работ, услуг. В области коммерческого оборота данный принцип должен реализовываться с учетом антимонопольного законодательства.
  4. Всемерная защита прав участников торгового оборота. При этом лицо, чьи права нарушены, свободно в выборе поведения: может обратиться в суд, а может и не обратиться.
  5. Применение мер ответственности только имущественного характера, то есть связанное с уменьшением имущественной сферы.

Особенности:

  • Только коммерсанты отвечают без вины (п.3, ст. 401 ГК РФ – предприниматели, которые ненадлежащим образом исполнили своё обязательство отвечают при отсутствии вины).
  • Только в отношениях с коммерсантами применяется такая форма гражданско-правовой ответственности как штрафная неустойка. Закон предполагает зачетную неустойку (если в договоре она вообще не указывается).

СУБЪЕКТЫ  КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Козлова Наталья  Владимировна «Юридические лица»

  1. Понятие коммерческой организации. Система организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц.

Система коммерческих ю.л. закрытым перечнем указана в ГК РФ, что означает, что ни один ФЗ ввести новую ОПФ не может. Она может быть введена только ГК РФ.

Всего 7 ОПФ коммерческих ю.л.

Ст. 50 ГК РФ.

Некоммерческие  ю.л. создаются в ОПФ, которые указаны  как в ГК, таки в других ФЗ, и могут быть дополнены другими ФЗ.

По концепции  развитии гражданского законодательства планируется ввести все ОПФ некоммерческих организаций в ГК.

  1. Хозяйственные товарищества и общества.

ОПФ: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное).

ОПФ: ООО, ОДО, АО (виды: открытое, закрытое, народное предприятие (акционерное общество работников)).

Порядок гос. регистрации  установлен законом от 8.08.2001 № 129-ФЗ «О гос. регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей».

№ 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

ФЗ «Об ООО», «ОБ АО».

    1. Полное товарищество.

Правовой статус полных и коммандитных товариществ  в силу отсутствия ФЗ регулируется только ГК РФ и  учредительными документами. При этом единственным УД является учредительный договор. В российской практике полное товарищество является довольно редким юр лицом и традиционно используется в отношениях с иностранными контрагентами. Недостатки полного товарищества:

  • Наличие субсидиарной ответственности по долгам товарищества всем личным имуществом полных товарищей. Ответственность строится солидарно.
  • В течение двух лет после выхода из полного товарищества полный товарищ продолжает отвечать по долгам полного товарищества.
  • Участниками полного товарищества могут быть только коммерческие организации или индивидуальные предприниматели.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать  все имена всех полных товарищей  и слова полное товарищество. Если хотя один из участников не поименован, то вводится слово « и компания».

Все вопросы  внутреннего устройства, управления, взаимных отношений и отношений  с третьими лицами отражаются в учредительном  договоре.

    1. Коммандитное товарищество.

Предполагает  наличие в составе, кроме полных товарищей, так называемых членов-вкладчиков, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, не отвечают своим личным имуществом, а только рискуют своим вкладом.

Имеют фирменное  наименование, состоящее из имен всех полных товарищей и слов «коммандитное товарищество» или «товарищество на вере». Если имя члена-вкладчика поименовано в фирменном наименовании, то она становится полным товарищем.

Член-вкладчик не имеет права проверять деятельность полного товарищества. Он имеет право только в конце года посмотреть баланс.

    1. ООО, ОДО.

Наряду с  ООО в гражданском обороте  допускается ОПФ как ОДО.

ОДО – ст. 95 ГК РФ: распространяются положения об ООО в части, не противоречащей статье 95 ГК РФ. ОДО отличается от ООО установлением  в Уставе дополнительной (субсидиарной) ответственности участников по долгам общества, которая реализуется только в случаях недостаточности имущества ОДО. Участники не вносят этих сумм в уставный капитал, вносится только положение в Устав.

    1. АО.

Правовой статус АО регулируется ГК РФ Законом РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Ст. 96 ГК – понятие  АО и ст. 1 Закона РФ – акционеры  не несут ответственности по долгам АО, несут только риск убытков, связанных  с деятельностью общества в пределах стоимости акций. УК разделен на определенное число акций, все акции именные. Данные лица поименованы в реестре акционеров. Акции имеют бездокументарную форму, как правило. Продают их выписками и реестра.

Участниками могут  быть как ф.л. так и ю.л.

Виды АО:

  • ЗАО -
  • ОАО
  • Выделяют еще народные предприятие(акционерные общества работников) – ФЗ 19.07.1998г №115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».
  1. Производственный кооператив.

ГК и ФЗ «О производственных кооперативах»

Отличие от коммерческой организации:

  1. Участниками могут быть, как правило, ф.л., но в исключительных случаях законом допускается и участие ю.л. – финансовое участие, так как ПК – добровольное объединение граждан на основе членства для совместного производсвтенной или иной хоязяйственное деятельности.
  2. Личное трудовое или производственное участие;
  3. Имущественные взносы.

Паевый взнос; трудовое дисциплина, членская дисциплина.

Обращение взыскания  на пай. В случае недостоверности  средств для погашения долгов членов ПК обращение взыскания на его, но запрещается обращение взыскания на неделимый фонд ПК.

Член ПК несут  ответственность по долгам кооператива  всем своим личным имуществом субсидиарно.

  1. ГУПы, МУПы.

В Концепции  развития планируется отказаться от ГУПов, основанных на праве хозя2ственного  ведения, останется на праве оперативного управления. Оставить казённые предприятия.

Специальная правоспособность.

 

ФУНКЦИОНАЛЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

  1. Общие положения о функциональных субъектах КП.

Лица, имеющие  особенный статус. Особенная группа участников в оптовой торговли, которым не занимаются торговой деятельностью, а создают условия для торговых операций других участников товарообмена. Их задача – обеспечение взаимодействия изготовителей, посредников, потребителей в рамках сделок оптовой купли-продажи.

Условия торговли:

    • Товарная биржа;
    • Оптовые ярмарки, выставки;
    • Оптовые рынки.

Оптовая ярмарка  – нет единого НПА в области  выставочно-ярмарочной деятельности. Акты субъектов РФ. Административный характер.

Ярмарочная  торговля – кратковременная и  периодически повторяющаяся реализация товаров в форме  гласного публичного торга, по образцам, стандартам, каталогам, описаниям.

Ярмарка не ю.л. Фактически современные российские ярмарки либо выполняли функции выставок, либо  - обычных рынков значительного экономического массива.

Положительные:

  • Демонстрация товара;
  • Предполагает быстроту заключения договоров в короткие сроки, организация выставочных продаж, налаживание личных деловых контактов;
  • Малозатратность.

Отрицательные:

  • Носит непостоянный характер;
  • Отраслевая принадлежность;
  • Регионально ограничены;
  • Личное присуствие;
  • Заключение договоров и согласование специфических происх. на ярмарке. Исполнение договоров не на ярмарке.

Руководство осуществляется ярмарочным комитетом.

Возможно 2 варианта действия:

  • Можно создавать для конкретной ярмарки;
  • Постоянно действующий орган.

1 договор заключается  на ярмарке, создается в бюро  по учету договоров. Порядок  организуется дирекцией.

Выставки –  это форма опробирования новых  товаров, которые не производят товар партиями из-за опасения понести убытки, в случае отсутствия спроса на данные товары.

Предназначены для демонстрации товаров, продвижения  их в коммерческого обороте, способствовать выводу на рынок разнообразных новых  товаров.

Информация о работе Коммерческое право