Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:49, реферат
Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни.
Кооперативное движение — результат творчества выдающихся мыслителей,
самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и
не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений.
Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся
наилучшим образом. Предлагая свои варианты устройства жизни, они тем самым
воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к
творчеству во имя светлого будущего.
1. Кооперативные идеи –
это одно из течений
Кооперативное движение — результат творчества выдающихся мыслителей,
самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и
не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений.
Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся
наилучшим образом. Предлагая свои варианты устройства жизни, они тем самым
воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к
творчеству во имя светлого будущего. Осознание необходимости переустройства
жизни приводило многих к организации объединений трудящихся, способствующих
экономическому росту и духовному развитию людей. Что в свою очередь толкало
их на совместное ведение хозяйства, коллективное решение задач
производственного и воспитательного характера.
К середине XIX века, периоду
массового распространения
европейских странах, кооперация накопила солидный идейно-теоретический
потенциал, аккумулированный в комплексных, исторических и специально-
теоретических сочинениях различного назначения, уровня, формы изложения и
размера.
Появление и развитие кооперативной мысли.
Опыт коллективного труда и управления хозяйством, частичного обобществления
собственности был известен человечеству со времен первобытнообщинной
формации. Около трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме
существовали ассоциации свободных ремесленников; в средние века —
крестьянские общины и отдельные ассоциации свободных крестьян-производителей
сельскохозяйственной
объединения ремесленников.
Народный фольклор и литературные
памятники прошлого
что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем
будущем с идеальной организацией человеческого общества, где царят
равноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь. Утопический
образ будущего, созданный крестьянскими массами, оказал воздействие на
мировоззрение гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков.
Систему взглядов гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков называют в
истории ранним утопическим социализмом. Его основоположником считают
английского писателя гуманиста и государственного деятеля Томаса Мора
(1478—1535 гг.). В 1516 году вышла его "Золотая книга, столь же полезная как
и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия",
положившая начало литературе утопического социализма.
Другие ранние социалисты-утописты Джерард Уинстенли (1609—1652) в книге
"Закон Свободы" и Томмазо Кампанелла (1568—1639) в произведении "Город
Солнца" также описывают "общество равных", республику без частной
собственности, в которой люди коллективно трудятся и воспитываются не зная
нужды.
Т.Мор, Дж.Уинстенли и Т.Кампанелла наметили общие контуры будущего
справедливого общества. Что касается организации экономической жизни, Т.Мор
и Дж.Уинстенли считали семью главной хозяйственной ячейкой будущего
идеального общества, где и должны были воспитываться члены семьи.
Утопические социалисты, жившие позднее, в мануфактурный период развития
капитализма (середина XVI—последняя треть XVIII вв.) основной ячейкой
будущего общества считали уже товарищества ремесленников и сельские или
городские коммунистические общины, где воспитанием людей (и экономически, и
духовно) должны были заниматься Голландский ученый Петер Корнелиус Плокбой
написал в 1659 году памфлет Кромвелю "Предложение способа сделать бедняков
этой и других наций счастливыми". Он предложил создать хозяйственное
товарищество, "маленькую республику" с ограниченной частной собственностью.
Земля, деньги и движимое имущество закреплялись за теми, кто их вносил в
общее пользование, однако доходов с них члены товарищества не получали.
Вознаграждался только труд. В пределах товарищества уничтожалась
эксплуатация, но владение частной собственностью сохранялось. Сохранялась и
эксплуатация товариществом труда наемных рабочих, для которых устанавливался
12-часовой рабочий день, в то время как для членов республики-товарищества —
6-часовой. Совместная жизнь
в товариществах, по мысли
привести к экономии труда, удешевлению закупок, поскольку они будут
производиться оптом, и к созданию крупного ремесленного производства, а
следовательно, выпуску более дешевых товаров и получению высоких прибылей.
"Маленькая республика" Плокбоя уже имела общие черты с производственным
кооперативом.
Английский экономист Джон Беллерс (1б54—1725 гг.) предложил еще более
совершенную форму организации товарищества ремесленников в книге "Проект
учреждения рабочего колледжа
всех ремесел и сельского хозяйства"
колледже" Джона Беллерса доход распределялся не только по труду, но и по
капиталу. Членство провозглашалось добровольным, предлагалось планомерное
обучение, т.е. подготовка кадров. Таким образом, К.Плокбой и Дж.Беллерс,
предложившие организовать товарищества ремесленников на базе членских
взносов, явились, по существу, первыми теоретиками производственных
кооперативов. Не случайно книгу Дж. Беллерса о "рабочих колледжах" издал
Р.Оуэн, который считал его своим учителем.
Французские социалисты-утописты XVII—XVIII веков считали основной ячейкой
будущего справедливого общества коммунистические общины. Умеренный социалист-
утопист XVIII века Морелли в своем произведении "Кодекс природы", написанном
в 1755 году, и революционер-демократ Жан Мелье (1664—1729 гг.) в "Завещании"
призывали крестьян к вооруженной борьбе против тиранов и построению нового
общества без частной
собственности в форме
сельских и городских общин.
В эпоху французской буржуазной революции XVIII века с требованием отмены
частной собственности и организации производства на коллективных началах
выступали французский адвокат и публицист Буассель (1728—1807 гг.),
французский республиканец, коммунист-утопист Гракх Бабёф (1760— 1797 гг.),
итальянец, видный деятель революционного движения во Франции, коммунист-
утопист Филиппо Буонаротти (1761—1837 гг.). Два последних выступали за
уравнительный коммунизм, т.е, полное равенство в распределении материальных
благ. В коммунистической доктрине бабувистов (так называли сторонников
Бабёфа и Буонаротти) была выдвинута идея, согласно которой политическая
революция должна быть дополнена революцией социальной; только в этом случае
трудящиеся добьются осуществления своих чаяний.
В Англии во второй половине XVIII века ломка общественных отношений и
бедствия трудящихся масс, порожденные промышленной революцией, создали
питательную среду для
распространения радикально-
Английские "якобинцы" Джон Селуолл Спенс (1750—1814 гг.), социалисты-утописты
Чарльз Голл (1745—1825 гг.) и Уильям Годвин (1756—1836 гг.), отстаивая
интересы ремесленников и крестьян, призывали их к борьбе против лендлордов.
Они представляли себе будущий строй как совокупность небольших общин,
образованных путем
В начале XIX века в Англии, Франции и других европейских странах радикальные
и демократические идеи стали все шире распространяться среди обездоленных.
Как отмечает прогрессивный английский историк Э.Томпсон, города и даже
деревни гудели от деятельности энергичных самоучек. Нередко рабочие, батраки,
ремесленники, клерки, лавочники из тех, кто получил в детстве начальное
образование, продолжали учиться самостоятельно или группами, иные читали
Вольтера и Кобетта, кое-кто постигал и азы политэкономии, изучая труды
Рикардо".
Так постепенно под влиянием условий жизни и идей передовых мыслителей
формировалось общественное сознание, шел поиск путей и средств к улучшению
экономической жизни населения.
Большое влияние на этот процесс оказала пропагандистская и организаторская
деятельность великих
социалистов-утопистов
(1760—1825 гг.), Шарля Фурье (1772- 1837 гг.) и англичанина Роберта Оуэна
(1771—1858 гг.). Все они предрекали
гибель капитализма, на
необходимости изменения общественной системы во имя создания новой
общественной формации, которую
Сен-Симон называл
гармонией, а Оуэн — коммунизмом.
Сен-Симон полагал, что в будущем обществе "индустриалов" буржуазия и
пролетарии образуют единый класс. Основные черты предлагаемой им системы
Сен-Симон видел в обя
планировании хозяйства,
распределении общественного
Фурье считал первичной ячейкой будущего общества "фалангу", в которой
сочетаются промышленное
и сельскохозяйственное
в будущем обществе труд станет потребностью и наслаждением, а
противоположность между умственным и физическим трудом исчезнет.
Оуэн предлагал создать самоуправляющиеся "поселки общности и
сотрудничества", лишенные частной собственности, классов, эксплуатации и
других антагонизмов. "Общины" Р.Оуэна и Ш.Фурье были уже ближе к
кооперативам.
Оуэн сделал больше всех для организации сначала общин, а впоследствии
производственных и
пропагандировать "поселки единения и кооперации". В1821 году в Лондоне при
его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", членами
которого стали главным образом городские наборщики. Это был потребительский
кооператив, имевший собственную лавку и продававший своим членам-пайщикам
товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе
кооператива стоял выборный комитет.
В 1824 году сторонники Оуэна создали "Лондонское кооперативное общество",
которое посредством публичных лекций, диспутов, брошюр и газетных публикаций
начало агитацию за устройство общин на коммунистических началах. В 1826 году
"Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал",
который популяризировал взгляды Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за
создание общин и кооперативов.
В 1828 году один из самых видных сторонников Р.Оуэна врач Уильям Кинг
(1786—1865 гг.) начал издавать ежемесячный журнал "Кооператор". В отличие от
Оуэна, возлагавшего надежды на помощь богатых филантропов в устройстве
общин, У.Кинг провозгласил и
обосновал необходимость
народных масс. Он считал, что только организация самих трудящихся может
привести к новому социальному строю. Разделяя взгляды Р.Оуэна на конечную
цель — создание сельскохозяйственно-
новые пути ее достижения. Он решил собрать капитал для общин путем
организации потребительских кооперативов. Советовал продавать товары по
среднерыночным ценам, за наличный расчет, а прибыль откладывать в "фонд
общины". Затем с помощью накопленных средств Кинг предлагал создать
производственные кооперативы, которые в свою очередь соберут еще более
крупный капитал, достаточный для организации общин.
Следует отметить, что социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн исходили из
необходимости построения проповедуемой ими системы мирным путем, посредством
распространения идей равенства и социальной справедливости, без революций и
войн. К такому выводу пришел и пользующийся мировой известностью французский
философ Жан-Жак Руссо в конце своей жизни''.
Большое влияние на самосознание масс оказали научный социализм и коммунизм, у
истоков которых стоял К.Маркс (1818—1883 гг.). Немецкий ученый, философ,
экономист Карл Маркс в своих работах уделил много внимания роли кооперации в
борьбе против существующего строя. Однако он считал, что в условиях
капиталистического строя, кооперация играет второстепенную роль, хотя и
заставляет рабочих сплачивать
К.Маркс и Ф.Энгельс вели борьбу с кооперативистской идеологией, с теориями о
возможности ликвидации капитализма с помощью кооперации. Они видели в
кооперации лишь одну из форм
ослабления, подрыва изнутри
системы хозяйства. "Как бы кооперативный труд ни был превосходен в принципе и
полезен на практике, он никогда- не будет в состоянии задержать происходящего
в геометрической прогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже
заметно облегчить бремя их нищеты", — писал Маркс в Учредительном Манифесте
Интернационала.
Маркс сформулировал мысль о том, что кооперативы, кооперативный труд смогут
стать социально преобразующей силой, средством освобождения трудящихся от