Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:49, реферат
Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни.
Кооперативное движение — результат творчества выдающихся мыслителей,
самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и
не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений.
Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся
наилучшим образом. Предлагая свои варианты устройства жизни, они тем самым
воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к
творчеству во имя светлого будущего.
товарищества являются переходной формой от капитализма к социализму и после
установления диктатуры пролетариата национализации не подлежат, но
будут зависеть от этой власти как организации, ведущиеся на
общегосударственные средства.
10. Ленинская
концепция строя «
В России марксистская теория революционного преобразования общества впервые
была воплощена в
Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и
как глава советского правительства много внимания уделял вопросам
кооперации.
Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение кооперативов в
единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализме
кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при
переходе к социализму они превращаются в социалистические организации.
В своих дооктябрьских работах "По поводу одной газетной заметки" (1897), "К
деревенской бедноте" (1903) и др. Ленин дифференцированно, по-разному
характеризовал те или иные виды кооперативных обществ. Так, земледельческие
артели и кредитные
товарищества среди
разновидности буржуазных прогрессов, иронично называя их "либеральными
полумерами", "мизерными паллиативами", "жалкими экспериментами".
Сыроваренные артели, писал Ленин, объединяют богатых крестьян, имеющих по
несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и
сельской бедноте эти артели выгоды не дают. Что же делать последним? Ленин,
как настоящий революционер, призывал их к союзу с городскими рабочими для
борьбы против всей буржуазии. Иначе говоря, к кооперативам, названным им
буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно. В то же время он
признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности,
потребительских обществ.
После октября 1917 г. в разные периоды Ленин выступал то за национализацию
потребительских обществ, то за соглашение между ними и советской властью, то
за превращение
известной самостоятельности.
По-своему замечательны ленинские выступления в Москве перед кооператорами в
ноябре и декабре 1918 г. Именно тогда Ленин произнес известную фразу.
"Кооперация — огромнейшее культурное наследство, которым нужно дорожить и
пользоваться" и добавил,
что правительство считает
опыт и знание кооператоров и их аппарат. Речь в то время шла о потребительских
обществах, которые были основаны на самодеятельности масс. Ленин призывал
использовать эту самодеятель
и в то же время настаивал на том, чтобы кооперация отказалась от своей
независимости. В этом была заключена логическая ошибка: ведь если
потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и
самодеятельности его участников.
Тогда же, в 1918 г., Ленин выдвинул идею: общество должно превратиться в
единый кооператив трудящихся, и о таком кооперативе он говорил как о
задаче победы социализма.
Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О
кооперации" (1923). В ней не упоминается ни один вид кооперации; следовательно,
она посвящена кооперации вообще.
Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений. В ней
красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т.е.
в условиях многоукладной, рыночной экономики кооперирование,
кооперация приобретает совершенно исключительное, гигантское значение и
необходима государственная поддержка "кооперативного" принципа организации
населения. Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и
экономической, чисто имущественной, выражающейся в льготных кредитах,
экономических, финансовых и банковских привилегиях для кооперации, даже в
"премиях" за конкретные достижения кооператоров. В статье поставлены задачи
обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации,
проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода
от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др.
Центральной в статье "О кооперации" является идея создания "строя
цивилизованных кооператоров". В ленинском контексте "цивилизованный" - это
производное от латинского "civilis" - гражданский, а гражданин есть свободный
человек, имеющий равные права с государством, подданным, но не подчиненным
которого он является. Иначе говоря, цивилизованным признается
кооператор-гражданин.
Ленин дал определение: "строй цивилизованных кооператоров при общественной
собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над
буржуазией - это есть строй социализма"1. Следовательно, социализмом
Ленин назвал общественный строй, гражданами которого являются свободные,
грамотные, культурные кооператоры. Автор концепции указывал, что все
необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется. И в
условиях нэпа, когда торговля позволяет соединить частный интерес с
общегосударственным, требуется "только" одно: кооперировать население широко и
глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным.
Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооператоров" теряет свою
убедительность.
Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу максимального, полного,
поголовного кооперирования населения России. Такое кооперирование означало
бы отказ от принципа добровольности и принуждение какой-то части граждан к
вступлению в кооперативы. В результате подлинная кооперация уступает место
псевдокооперации. А цивилизованный кооператор вряд ли согласился бы стать
членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить всех поголовно
участвовать" в кооперативных операциях, что вообще не оставляет места
цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном строе".
Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действительности, оказывается
своеобразной: она лишена собственности. Удивительно, но в специальной статье,
посвященной кооперации и кооперированию населения, ни разу не упоминаются
кооперативы. Речь в ней идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же
"основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т.е.
рабочему классу"2. Это не случайно: Ленин и раньше никогда не писал
о кооперативной собственности.
"О кооперации" - одна из последних ленинских работ. Идея социализма в ней
преобладает над идеей кооперации, хотя и говорится о сходстве простого роста
кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров",
начиная с Оуэна, за фантастичность их планов. Но и его собственный
интересный замысел органично
соединить социализм и
цивилизованных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным.
11. Теория семейно-трудового
крестьянского хозяйства и
Александра Чаянова (1888-1937)
Серьезного внимания заслуживает
теория семейно-трудового
хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937), который активно
участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации.
Его основные труды "Организация крестьянского хозяйства" и "Краткий курс
кооперации" были опубликованы в 1925 г.
Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство
представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать
вмешательством извне. Только в собственном хозяйстве крестьянин работает с
полной отдачей, высокопроизводительно. Поэтому кооперирование в деревне
должно развиваться путем постепенного "отщепления" от крестьянских хозяйств
отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, переработке, кредитованию
и т.д.), обобществление которых в кооперативных формах обеспечивает
наибольший экономический эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском
хозяйстве, не следует кооперировать.
Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек,
крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие,
сбытовые, перерабатывающие и пр. кооперативы, а союзы (центры) этих
кооперативов устанавливают экономические связи крестьянских хозяйств с
городскими промышленными, торговыми предприятиями, банками и даже с
зарубежными фирмами, закупающими сельскохозяйственные товары.
В результате уже частичное кооперирование ведет к глубоким организационным и
технологическим изменениям в аграрном производстве, одновременно развивается
внутрикооперативная демократия и повышается кооперативная сознательность
крестьянства, в деревне складывается кооперативный аппарат, основанный на
местной самодеятельности и более совершенный по сравнению с
государственными предприятиями.
Некоторые исследователи теоретического наследия Чаянова считают, что к
середине 20-х годов он пришел к идее кооперативной коллективизации, или
самоколлективизации, т.е. строго добровольного кооперирования, отрицающего
командные методы. Однако научные идеи Чаянова в нашей стране в те годы были
признаны вредными и преданы забвению. Сам выдающийся ученый был объявлен
идеологом кулачества и необоснованно репрессирован.
После тотальной коллективизации крестьянских хозяйств, исследования
кооперативных проблем почти прекратились. Лишь в конце 80-х годов, незадолго до
распада Советского Союза, эти проблемы вновь привлекли к себе внимание ученых
и практиков. Именно тогда
была выдвинута концепция
предпринимательства. Наиболее ярким представителем этого направления
кооперативной мысли был экономист-аграрник академик Владимир Тихонов
(1927-1994). один из разработчиков Закона о кооперации в СССР 1988 г.
В своей книге "Кооперация: за и против" (1991) и других работах он
вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного
социализма и в числе первых выдвинул задачу формирования в стране
саморегулирующегося кооперативного сектора экономики. Тихонов писал, что для
этого надо дать простор кооперативному предпринимательству. Кооперативное
производство он определил как типичную форму свободного предпринимательства, а
кооператора - как свободного товаропроизводителя. Необходимо развивать
кооперацию и в сфере услуг, и в промышленности, и особенно в сельском
хозяйстве. Тихонов считал,
что нужны небольшие
крестьянские кооперативы,
которые значительно более
колхоз или совхоз.
Предпосылками развития кооперативного предпринимательства и создания
конкурентоспособного
рыночная экономика, строгое соблюдение Закона о кооперации, отношения
сотрудничества между государством и кооперацией, когда первое выступает в
роли заказчика, а вторая - подрядчика. Тихонову принадлежит идея расширения
кооперативного сектора за счет превращения государственных предприятий в
народные, хозяевами которых должны быть трудовые коллективы.
12. Современные оценки
социально-образующей роли
На исходе XX века в мире существуют самые различные учения о кооперативном
движении и их многочисленные модификации. Рассмотрим лишь две-три наиболее
широко известные концепции.
После ликвидации колониальной системы в Азии, Африке, Латинской Америке
образовались независимые государства - так называемые развивающиеся страны.
Общая экономическая отсталость, преобладание примитивного сельского
хозяйства, новая демократическая обстановка в этих странах явились
своеобразной почвой для идей кооперации. На кооперацию обратили свое
внимание и политические лидеры молодых государств.
Так, первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру (1889-1964),
придававший кооперативам большое значение, в ответ на вопрос, что следует
сделать, чтобы поднять уровень жизни населения этих стран, сказал:
"Организовать просвещение,
здравоохранение и кооперацию"
В молодых национальных государствах
кооперативное движение
рассматривают как альтернативу и капитализма, и социализма, т.е. как
некий средний, третий путь социального развития. В Индии, Нигерии, Мексике и
некоторых других развивающихся странах в теоретические модели национального
социализма (индийского, африканского и пр.) иногда включают те или иные
варианты "кооперативного социализма". Роль и возможности традиционных сельских
общин и кооперативов обычно преувеличиваются, они объявляются не только