Кооперативные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни.
Кооперативное движение — результат творчества выдаю­щихся мыслителей,
самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и
не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений.
Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся
наилучшим образом. Предлагая свои ва­рианты устройства жизни, они тем самым
воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к
твор­честву во имя светлого будущего.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

товарищества являются переходной формой от капитализма к со­циализму  и после

установления диктатуры  пролетариата национали­зации не подлежат, но

будут зависеть от этой власти как организа­ции, ведущиеся на

общегосударственные средства.

        10. Ленинская  концепция строя «цивилизованных  кооператоров».

В России марксистская теория революционного преобразова­ния общества впервые

была воплощена в революционную  практику. В этом поистине огромную роль сыграл

Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и

как глава советского правительства  много внимания уделял вопросам

коопе­рации.

Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение коо­перативов в

единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализме

кооперативы являются коллективными  капиталистическими учреждениями, при

переходе к социализму они превращаются в социалистические организации.

В своих дооктябрьских  работах "По поводу одной газетной за­метки" (1897), "К

деревенской бедноте" (1903) и др. Ленин диффе­ренцированно, по-разному

характеризовал те или  иные виды коопе­ративных обществ. Так, земледельческие

артели и кредитные  това­рищества среди крестьянства он относил к

разновидности буржуазных прогрессов, иронично на­зывая их "либеральными

полумерами", "мизерными  паллиатива­ми", "жалкими экспериментами".

Сыроваренные артели, писал  Ле­нин, объединяют богатых крестьян, имеющих по

несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и

сельской бедноте эти  артели выгоды не дают. Что же делать последним? Ле­нин,

как настоящий революционер, призывал их к союзу с город­скими  рабочими для

борьбы против всей буржуазии. Иначе говоря, к кооперативам, названным  им

буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно. В то же время он

признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности,

потребительских обществ.

После октября 1917 г. в разные периоды Ленин выступал то за национализацию

потребительских обществ, то за соглашение меж­ду ними и советской  властью, то

за превращение потребительских  обществ в коммуны, то за предоставление им

известной самостоя­тельности.

По-своему замечательны ленинские  выступления в Москве пе­ред кооператорами  в

ноябре и декабре 1918 г. Именно тогда Ленин произнес известную  фразу.

"Кооперация — огромнейшее  культур­ное наследство, которым  нужно дорожить и

пользоваться" и до­бавил, что правительство считает необходимым  использовать и

опыт и знание кооператоров и их аппарат. Речь в то время шла  о потребительских

обществах, которые были основаны на самодея­тельности масс. Ленин  призывал

использовать эту самодеятель­ность "самых низов" в деле распределения  продуктов

и в то же время настаивал  на том, чтобы кооперация отказалась от своей

не­зависимости. В этом была заключена логическая ошибка: ведь если

потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и

самодеятельности его  участников.

Тогда же, в 1918 г., Ленин выдвинул идею: общество должно превратиться в

единый кооператив трудящихся, и о таком коопера­тиве он говорил  как о

задаче победы социализма.

Важное место в теоретическом  наследии Ленина занимает его статья "О

кооперации" (1923). В ней  не упоминается ни один вид кооперации; следовательно,

она посвящена кооперации вообще.

Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений. В ней

красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической  политике, т.е.

в условиях много­укладной, рыночной экономики кооперирование,

кооперация приоб­ретает совершенно исключительное, гигантское значение и 

необхо­дима государственная  поддержка "кооперативного" принципа ор­ганизации

населения. Ленин настаивал  на том, что эта поддержка должна быть политической и

экономической, чисто имуществен­ной, выражающейся в льготных кредитах,

экономических, финан­совых  и банковских привилегиях для  кооперации, даже в

"премиях" за конкретные  достижения кооператоров. В статье  поставлены за­дачи

обеспечения не пассивного, а активного участия населения  в кооперации,

проведения культурной, просветительной  работы при его кооперировании, перехода

от торговли по-азиатски к  торговле по-европейски и др.

Центральной в статье "О  кооперации" является идея создания "строя

цивилизованных кооператоров". В ленинском контексте "цивилизованный" - это

производное от латинского "civilis" - гра­жданский, а гражданин есть свободный

человек, имеющий равные права  с государством, подданным, но не подчиненным

которого он является. Иначе  говоря, цивилизованным признается

кооператор-гражданин.

Ленин дал определение: "строй  цивилизованных кооператоров при общественной

собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над

буржуазией - это есть строй  социализма"1. Следовательно, социализмом

Ленин назвал общест­венный  строй, гражданами которого являются свободные,

грамот­ные, культурные кооператоры. Автор концепции указывал, что  все

необходимое и достаточное  для построения такого общества в  стране имеется. И в

условиях нэпа, когда торговля позволяет соеди­нить частный интерес  с

общегосударственным, требуется "только" одно: кооперировать население  широко и

глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным.

Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооперато­ров" теряет свою

убедительность.

Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу максималь­ного, полного,

поголовного кооперирования населения России. Та­кое кооперирование означало

бы отказ от принципа добровольно­сти  и принуждение какой-то части  граждан к

вступлению в коо­перативы. В результате подлинная кооперация уступает место

псевдокооперации. А цивилизованный кооператор вряд ли согла­сился бы стать

членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить  всех поголовно

участвовать" в кооперативных  операциях, что вообще не оставляет  места

цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном  строе".

Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действи­тельности, оказывается

своеобразной: она лишена собственности. Удивительно, но в специальной  статье,

посвященной кооперации и  кооперированию населения, ни разу не упоминаются

кооперативы. Речь в ней  идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же

"основаны на земле,  при средствах производства, принадлежащих  государству, т.е.

рабочему классу"2. Это  не случайно: Ленин и раньше никогда  не писал

о кооперативной собственности.

"О кооперации" - одна  из последних ленинских работ.  Идея социализма в ней

преобладает над идеей  кооперации, хотя и гово­рится о  сходстве простого роста

кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров",

начиная с Оуэна, за фан­тастичность  их планов. Но и его собственный

интересный замысел органично  соединить социализм и кооперацию в "строй

цивилизо­ванных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным.

     11. Теория семейно-трудового  крестьянского хозяйства и кооперации

                     Александра Чаянова (1888-1937).                    

Серьезного внимания заслуживает  теория семейно-трудового крестьянского

хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937), который активно

участвовал в кооперативном  движении и внес крупный вклад  в учение о кооперации.

Его основные труды "Организация  крестьянского хозяйства" и "Краткий  курс

коопера­ции" были опубликованы в 1925 г.

Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство

представляет собой сложную  экономическую единицу, которую  нельзя разрушать

вмешательством извне. Только в соб­ственном хозяйстве крестьянин работает с

полной отдачей, высоко­производительно. Поэтому кооперирование в деревне

должно раз­виваться путем  постепенного "отщепления" от крестьянских хо­зяйств

отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, пере­работке, кредитованию

и т.д.), обобществление которых  в коопера­тивных формах обеспечивает

наибольший экономический  эффект. А то, что лучше организуется в крестьянском

хозяйстве, не следует кооперировать.

Сохраняя свои индивидуальные хозяйства в качестве производственных ячеек,

крестьяне на основе личной заинтересованности создают снабженческие,

сбытовые, перерабатывающие и пр. коопе­ративы, а союзы (центры) этих

кооперативов устанавливают  эконо­мические связи крестьянских хозяйств с

городскими промышлен­ными, торговыми предприятиями, банками  и даже с

зарубежными фирмами, закупающими  сельскохозяйственные товары.

В результате уже частичное  кооперирование ведет к глубоким организационным и

технологическим изменениям в аграрном про­изводстве, одновременно развивается

внутрикооперативная демо­кратия  и повышается кооперативная сознательность

крестьянства, в деревне  складывается кооперативный аппарат, основанный на

мест­ной самодеятельности и более совершенный по сравнению  с

госу­дарственными предприятиями.

Некоторые исследователи  теоретического наследия Чаянова считают, что к

середине 20-х годов он пришел к идее коопера­тивной коллективизации, или

самоколлективизации, т.е. строго доб­ровольного кооперирования, отрицающего

командные методы. Од­нако  научные идеи Чаянова в нашей  стране в те годы были

призна­ны вредными и преданы  забвению. Сам выдающийся ученый был  объявлен

идеологом кулачества и необоснованно  репрессирован.

После тотальной коллективизации  крестьянских хозяйств, ис­следования

кооперативных проблем почти  прекратились. Лишь в конце 80-х годов, незадолго до

распада Советского Союза, эти  про­блемы вновь привлекли к  себе внимание ученых

и практиков. Именно тогда  была выдвинута концепция кооперативной  формы

предпринимательства. Наиболее ярким представителем этого на­правления

кооперативной мысли был  экономист-аграрник академик Владимир Тихонов

(1927-1994). один из разработчиков  Закона о кооперации в СССР 1988 г.

В своей книге "Кооперация: за и против" (1991) и других рабо­тах он

вскрыл причины и механизм деформации кооперативов в условиях государственного

социализма и в числе  первых выдвинул задачу формирования в стране

саморегулирующегося коопера­тивного  сектора экономики. Тихонов писал, что для

этого надо дать простор кооперативному предпринимательству. Кооперативное

производство он определил  как типичную форму свободного пред­принимательства, а

кооператора - как свободного товаропроизводи­теля. Необходимо развивать

кооперацию и в сфере  услуг, и в про­мышленности, и  особенно в сельском

хозяйстве. Тихонов считал, что нужны небольшие сельскохозяйственные,

крестьянские коопе­ративы, которые значительно более эффективны, чем любой

колхоз или совхоз.

Предпосылками развития кооперативного предприниматель­ства и создания

конкурентоспособного кооперативного сектора, по мнению Тихонова, являются

рыночная экономика, строгое  соблю­дение Закона о кооперации, отношения

сотрудничества между  госу­дарством и кооперацией, когда  первое выступает в

роли заказчика, а вторая - подрядчика. Тихонову принадлежит  идея расширения

коо­перативного сектора  за счет превращения государственных  пред­приятий в

народные, хозяевами которых  должны быть трудовые коллективы.

  12. Современные оценки  социально-образующей роли кооперативов. 

На исходе XX века в мире существуют самые различные уче­ния  о кооперативном

движении и их многочисленные модификации. Рассмотрим лишь две-три  наиболее

широко известные концепции.

После ликвидации колониальной системы в Азии, Африке, Ла­тинской Америке

образовались независимые  государства - так на­зываемые развивающиеся  страны.

Общая экономическая отста­лость, преобладание примитивного сельского

хозяйства, новая де­мократическая обстановка в этих странах явились

своеобразной почвой для  идей кооперации. На кооперацию обратили свое

внима­ние и политические лидеры молодых государств.

Так, первый премьер-министр  независимой Индии Джавахарлал  Неру (1889-1964),

придававший кооперативам большое  значение, в ответ на вопрос, что  следует

сделать, чтобы поднять  уровень жизни населения этих стран, сказал:

"Организовать просвещение,  здраво­охранение и кооперацию".

В молодых национальных государствах кооперативное движе­ние нередко

рассматривают как альтернативу и капитализма, и социализма, т.е. как

некий средний, третий путь социального  раз­вития. В Индии, Нигерии, Мексике  и

некоторых других разви­вающихся странах в теоретические модели национального

социа­лизма (индийского, африканского и пр.) иногда включают те или иные

варианты "кооперативного социализма". Роль и возможности  традиционных сельских

общин и кооперативов обычно преувеличи­ваются, они объявляются  не только

Информация о работе Кооперативные идеи