Кооперативные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни.
Кооперативное движение — результат творчества выдаю­щихся мыслителей,
самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и
не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений.
Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся
наилучшим образом. Предлагая свои ва­рианты устройства жизни, они тем самым
воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к
твор­честву во имя светлого будущего.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

большую часть рабочего класса, вступитв силу "железный закон" заработной платы

и понизит ее настолько, насколько  потребительская кооперация удешевила

стоимость средств существования  кооперативных рабочих78.

         6 .Теория крестьянского «общинного»  социализма.

В 60—80-е годы XIX века в России широкое распространение получили идеи

перехода к социализму через крестьянскую общину. Сторонниками крестьянского

социализма были рево­люционные демократы А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г.

Чернышевский, Н.А. Добролюбов, а также революционные народники  М.А. Бакунин,

П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др. Они выступали против пережитков

крепостничества и ка­питалистического  развития страны.

Революционные демократы  и народники хотели свергнуть  самодержавие силами

восставших крестьян и  установить демократическое народное правление. Затем

они намеревались ликвидировать  помещичье землевладение, наделить крестьян

землей, отменить оброки, выкуп  земли и постепенно перейти от общинного

владения землей к общинной коллективной обработке земли, т.е. организации

производственных сельскохозяйственных кооперативов. Промышленность они

мыслили развивать с помощью  промысловых кооперативов.

В 90-е годы XIX века по мере того, как утрачивалась вера в особый общинный

уклад крестьянского хозяйства  и обнаруживалась несостоятельность

заговорщической тактики  революционных народников, усиливалось  влияние

либе­рального направления  в народничестве.

Либеральные народники Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон и

другие считали, что социальные преобразования в стране можно провести и без

свержения самодержавия. Они  отказались от революционной борьбы, но, как и

революционные народники, они  критиковали капитализм и пытались доказать

бесперспективность его  развития в России, ссылаясь на узость внутреннего

рынка страны.

Либеральные народники большое  внимание уделяли пропаганде кредитной  и сбыто-

снабженческой кооперации в  стране, надеясь с ее помощью укрепить хозяйство

мелких сельских товаропроизводителей. Они не придавали значения кооперативу

как универсальному средству преобразования общества. Это сделали  позднее

представители русского "кооперативного социализма" М.И. Туган-Бзрановский,

В.Ф. Тотомианц и др.

           7. Теория кооперативизма.

     Теория "кооперативной  республики". Особую разновидность  кооперативных

теорий представляет кооперативном. Его суть сводится к следующему тезису: "ни

капитализм, ни социализм, а  кооперация", т.е. новая общественно-экономическая

информация. Имеется в  виду доминирующий в экономике кооперативный  сектор,

который провозглашается  новым социально-экономическим строем, а путь к нему —

"третий путь" общественного  развития. В качестве политической  организации

общества предлагается "Кооперативная  республика", законодательные и

исполнительные органы которой  формируются из представителей кооперативов и их

союзов.

Кооперативам расходится с кооперативным социализмом  главным образом по двум

позициям. Сторонники кооперативизма — кооперативисты отрицают социализм  как

общественно-экономическую  формацию и общественную собственность  на средства

производства и обмена. Все остальные тезисы кооперативистов  и представителей

кооперативного социализма практически совпадают, особенно по вопросам

общественной деятельности кооперации. Именно кооперативисты выступали  как

ярые сторонники политического  нейтралитета кооперативного движения.

В наиболее законченном виде идеи кооперативизма были сформулированы известным

французским экономистом  и кооперативным деятелем Шарлем Жидом.

     Основные положения  кооперативизма сводятся к следующему:

— в капиталистическом  обществе все бедствия трудящихся от бесконтрольного

хозяйничания и разгула  эгоизма крупных собственников  — капиталистов и

множества посредников, которых  Ш. Жид называл "легионом паразитов". Чтобы

наладить рациональное производство и распределение в интересах  потребителей,

нужно объединить представителей всех классов и социальных групп  населения в

потребительские организации, способные контролировать производство и

устранить посредников в  сфере обращения;

— чтобы достичь окончательного господства, потребители вслед за преобладанием

в розничной и оптовой  торговле должны постепенно приобрести, скупить,

построить сначала промышленность, производящую основные потребительские

товары, затем сельскохозяйственное производство и, наконец, обрабатывающую и

добывающую промышленность. Так, мирным путем будет захвачена  вся экономика и

построена кооперативная  республика.

Идеи кооперативизма получили наиболее заметное распространение  во Франции в

конце ХТХ— начале XX века. Они  способствовали развитию потребительской

кооперации в стране, содействуя одновременно нейтралистским настроениям  во

французском кооперативном  движении. В ЗО-е годы XX века кооператизм  получил

заметное распространение  в США. Наиболее крупным представителем американского

кооперативизма былП.Уорбасс  — основатель Кооперативной лш И  США и ее

президент с 1916 по 1941 годы. В  своих работах он развивал идеи

преобразования капиталистического общества на кооперативных началах, выступал

против крупного капитала, милитаризма и войны.

Следует заметить, что творчеству П. Уорбаса, Дж. Вурриса и Е. Боуэна /США/,

Г. Давидовича /Канада/, А.П. Роса /Мек­сика/ и других кооперативистов  присущ

откровенный антикоммунизм  и антисоветизм. Они отрицают не только марксизм, но

и "реальный социализм", подлинность кооперативной демократии в бывшем СССР и

других бывших соц. странах, что подтвердила сама жизнь.

В 70-х годах нынешнего  столетия в развитых капиталистических  странах возникло

новое направление кооперативизма. Суть его сводится к тому, что "новый

общественный кооперативный  строй" можно якобы создавать  путем развития

производственных кооперативов. Ведущие идеологи этого направления  Я. Ванек,

профессор Корнельского университета США, Д. Джонс, профессор Гамильтонского

колледжа в Нью-Йорке, К. Бломквист, профессор Шведского  кооперативного

института и др., опираясь на ускоренный рост производственных кооперативов в

Англии, Франции, Испании, Италии и др. странах, сделали вывод, что  на

предприятиях, находящихся  в собственности кооперативов и  управляемых ими,

создается наибольшая материальная и моральная заинтересованность работников в

конечных результатах  производства и, следовательно, наибольшая

производительность труда. Поэтому кооперативы в промышленности и в сфере

услуг должны вытеснить все  существующие ныне формы организации  производства

как капиталистического, так  и социалистического.

     8. Теория кооперативного  капитализма.

Основоположниками либерально-буржуазного  направле­ния кооперативных теорий были

немецкие общественные деятели  — основатели германского кооперативного движения

Г. Шульце-Деличе и Ф. Райффашен. Они считали кооперацию основным средством

защиты мелкой буржуазии  и мелкого производства /ремесленников, кустарей,

торговцев, крестьян/ от эксплуатации крупным капиталом. Они исходили из того,

что создание кооперации среди  этих слоев населения может предотвратить  развитие

и обострение социальных противоречий капиталистического общества, революционные

взрывы и таким образом  укрепить капиталистическую систему  хозяйства.

В 50—60-е годы американские экономисты Р. Миллер, Х.Хэмфри и др. развивали

тезисы Шульце-Делича и  Райффайзена в применении к современному состоянию

капитализма. Они предлагали улучшить государственно-монополистический

капитализм путем распространения  на крупные монополии кооперативного принципа

демокра­тического управления и контроля. Другие считали, что капитализм

освободится от своих недругов, если экономика капиталистических  стран будет

состоять из равных по силе трех секторов: частного, государственного и

кооперативного. Третьи уверяли, что капитализм будет исправлен, если развить

кооперацию до масштабов, позволяющих регулировать рыночные отношения.

Все эти варианты кооперативного капитализма подтверждают кооперативные

модификации концепций "смешанной  экономики", "уравновешивающей силы" и

других, пропагандируемых в 40—70-е годы в США, Англии и других странах.

Таким образом, развитие кооперативного движения более чем за полуторавековую

историю подтвердила жизне­способность  кооперации. Во многих странах она

достигла значительного  уровня развития /Финляндия, Швеция, Англия и др./. И в

России она постепенно вписывается в рыночные отношения.

          9. Теория марксизма о кооперативном  движении и кооперации.

Марксизм возник как особая система взглядов, являющихся теоретическим

выражением интересов  пролетариата и идейной платформой коммунистического

движения. Его основоположники  Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-

1895) не обош­ли своим  вниманием также некоторые вопросы  кооперативного

движения.

Они в целом положительно оценивали роль кооперативов. По их мнению,

кооперация, не устраняя причин эксплуатации рабочих, способствует некоторому

ее уменьшению, создает  лучшие условия труда. Маркс даже признавал

кооперативное движение одной  из сил, преобразующих современное  общество,

основанное на классо­вом антагонизме. Другой, решающей силой  марксизм всегда

считал политические организации  пролетариата.

.Маркс и Энгельс иногда  сравнивали кооперативные общества  и

частнокапиталистические предприятия  и отмечали некоторые преимущества первых:

рабочие рассматривали кооперативы  как свои предприятия, в них они  трудились и

участвовали в самоуправ­лении. Энгельс заявлял, что многочисленные

производственные и потребительские  общества там, где полиция не подрывала  их

наме­ренно, управлялись  так же хорошо и гораздо более  честно, чем буржуазные

акционерные общества. В III томе "Капитала" Маркса кооперативные  фабрики

рабочих определены как ''первая брешь" в капиталистической системе: "в

пределах этих фабрик уничтожается противоположность между ка­питалом и

трудом, хотя вначале только в такой форме, что рабочие, как  ассоциация

являются капиталистом по отношению к самим себе, т.е. применяют  средства

производства для эксплуатации своего собственного труда". Здесь  отмечено

заметное ослабление противоречия между трудом и капиталом: капитал  имеется

налицо, но он

кооперативный; капиталиста  нет, но его функции выполняет  сам

кооператив.

Классики марксизма вовсе  не отождествляли существующие при  капитализме

кооперативы с социалистическими  объединения­ми. Но это не помешало Марксу

оценить кооперацию как важный социальный эксперимент, демонстрирующий

возможность замены капиталистического строя социалистическим, одновременно

предо­стерегая рабочих  от переоценки значения этого опыта. По словам Энгельса,

потребительские и производственные кооперативы дока­зали "на практике полную

возможность обходиться как  без купцов, так и без фабрикантов...

Маркс и Энгельс дали рабочим  рекомендации по наиболее эффективному

использованию кооперативов.

1.   Пролетариату необходимо  развивать кооперацию, незави­симую  от буржуазии.

2.  Предпочтительнее браться  за кооперативное производство,

чем за кооперативную торговлю. Последняя затрагивает только по­верхность

экономического строя  капитализма, а первое подрывает

его основы.

3.  Все кооперативы должны  превращать часть своего дохода  в

фонд пропаганды своих  принципов, содействовать учреждению но­вых

производственно-кооперативных  обществ.

Во избежание вырождения кооперативов в акционерные

общества основная часть  дохода должна распределяться между  все­ми участниками

кооперативного предприятия  — пайщиками и не­

пайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе

материально, может начисляться  еще дополнительный процент. Основоположники

марксизма резко критиковали  тех коопера­торов, кто отвергал революционный

путь преобразования общества и тем самым отвлекал пролетариат  от классовой

борьбы. Некото­рым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса

достались ярлыки "сектант", "лжепророк", "лжехристос".

В свою очередь отдельные  положения Маркса о коопера­тивном движении и

кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и

недооценка кооперативов потре­бительских, были подвергнуты  критике даже теми,

кто именовал себя марксистами.

Классики марксизма в  своей революционной практике опира­лись и на современное им

кооперативное движение. Вместе с тем одному из них принадлежит  решительный

вывод о том, что "кооперативная  система никогда не сможет преобразовать

капита­листическое общество"1. По их мнению, кооперативные фабрики  и

Информация о работе Кооперативные идеи