Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:49, реферат
Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни.
Кооперативное движение — результат творчества выдающихся мыслителей,
самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и
не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений.
Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся
наилучшим образом. Предлагая свои варианты устройства жизни, они тем самым
воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к
творчеству во имя светлого будущего.
обязательным условием социального переустройства капиталистического общества
считали классовый мир.
Истоки кооперативного социализма берут свое начало в идеях утопического
социализма, который достиг своего расцвета в первой половине XIX века в
трудах Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна.
Теории производственно-
Оуэн рассматривали создание
самоуправляющихся
общин как способ борьбы с безработицей, нищетой, воспитания чувства
коллективизма, а главное как путь преобразования капиталистического общества.
Однако принципы построения общины и отношения собственности в пей они
представляли по разному.
В понимании Фурье община или, как он ее назвал, фаланга — это
производственно-
и обычного акционерного общества.
Сфера хозяйственной
сельскохозяйственное и промышленное производство с преобладанием первого.
Фаланга не должна пользоваться наемным трудом. Необходимые средства для
начала работ фаланга должна получить из взносов своих членов акционеров.
Сделать большие взносы в фаланги /т.е. купить крупные акции/ могли только
капиталисты, что их членство в фаланге обязательное. Что касается бедняков,
то они могут первоначально не быть акционерами, а делать свой взнос трудом.
Собственность на акции является частной. В фаланге сохраняется имущественное
неравенство.
Доход в фаланге должен распределяться по труду, капиталу и таланту, причем
доля распределения по труду будет постепенно увеличиваться за счет
распределения по капиталу с помощью более высокой оплаты "активных участников
работы", т.е. преимущественно бедняков.
Путем перераспределения доходов в фаланге в ползу неимущих работающих бедняков
Фурье рассчитывал превратить всех членов фаланги в собственников и тем самым
лишить частную собственность ее эксплуататорского характера и гибельных
социальных последствий. Фурье надеялся, что постепенно фаланга превратит
богатого в трудящегося, а бедного — в акционера, достаточно обеспеченного
мелкого собственника. Гак, полагал, Фурье, будут уничтожены классовое
неравенство и эксплуатация.-
Многие годы призывал Фурье богачей осуществить на практике свои планы. Однако
ни один из них не захотел стать трудящимся и участвовать в создании фаланг,
хотя Фурье гарантировал капиталистам неприкосновенность их частой
собственности.
В отличии от фаланг Фурье общины Оуэна /он называл их "земледельческими и
мануфактурными поселениями единства и взаимной кооперации" или
"кооперативными коммунами"/
были основаны на
началах. Частная собственность и классы отсутствовали, в общине Оуэна.
Единственное различие, которое
могло создавать известное
и распределении — это "различие в возрасте и опытности". Механизм
распределения доходов Оуэн подробно не описывает. Он лишь упоминает, что в
течение года члены общины будут получать продукты из общественных магазинов в
соответствии с количеством затраченного им труда. В дальнейшем, когда ленивые
члены общины приучатся к труду и в общине будет создано изобилие продуктов,
"каждому можно разрешить свободно получать из общих складов все, что ему
потребно".
Таким образом, Оуэн предлагает распределять доходы в общине сначала по труду,
а затем по потребностям, т.е. в соответствии с принципами распределения
жизненных благ при социализме и коммунизме.
Оуэн наивно полагал, что земля и другие средства производства будут
безвозмездно выделены общинам буржуазным государствам или разумными,
"сознательными" капиталистами.
заемный капитал, но в таком случае нужно платить ссудный процент. В любом
случае община не могла оставаться замкнутой хозяйственной единицей, как этого
хотел Оуэн. Это наглядно продемонстрировала практика организации "Новой
Гармонии" и фурьеристских фаланстеров в США и других странах.
Несбыточной утопией была также идея Сен-Симона о социальном переустройстве с
помощью буржуазного государства, которому достаточно отменить лишь право
наследования, чтобы постепенно сосредоточить в своих руках частную
собственность капиталистов, а их превратить в наемных государственных
служащих.
Таким образом, великие утописты-социалисты предлагали, во-первых,
преобразовать капиталистического общества в социалистическое с помощью
производственно-пот
сотрудничеству рабочих с буржуазией в деле социального переустройства
общества через мирную пропаганду кооперативных идей и реформаторскую
деятельность.
Они считали, что политическая борьба сделает невозможным успешную
хозяйственную деятельность представителей различных классов в общинах. Оуэн,
например, принимал активное
участие в организации
стачку как форму классовой борьбы пролетариата.
3. Концепция
освобождения труда от
В 30-40-е годы XIX века в Англии и Франции ученики и сторонники социалистов-
утопистов сконцентрировали свое внимание на поощрении производственных и
потребительских кооперативов. Но если Оуэн и Фурье рассматривали эти
организации лишь как одну из форм коллективной хозяйственной деятельности
ремесленников и рабочих, то идеологи "кооперативного социализма"
провозгласили кооператив главной формой движения к новому общественному
строю.
Так в 30—40-е годы XIX века возникло новое течение идейной мысли —
"кооперативный социализм", хотя сам термин "кооперативный социализм" стал
широко употребляться в литературе в конце XIX в.
Один из первых теоретиков "кооперативного социализма" — последователь Оуэна
английский врач Уильям Кинг /1786— 1865 гг./. Он предложил решить
противоречие между трудом и капиталом, т.е. превратить наемных рабочих в
собственников средств производства
посредством организации
затем производственных кооперативных обществ.
У. Кинг считал, что кооперативы должны быть самодеятельными организациями
трудящихся, должны создаваться рабочими без помощи господствующих классов.
Поэтому он призывал профсоюзы вкладывать свои средства в организацию
потребительских и производственных кооперативов.
В то же время Кинг утверждал, что кооперация выгодна для всех классов и
советовал рабочим поддерживать мир и сотрудничество с предпринимателями.
4. Теория христианского социализма.
В 30—40-х годах XIX века возник христианский социализм — направление
общественной мысли, стремящееся придать христианской религии
социалистическую окраску.
Идеологи христианского социализма провозгласили лозунг "общего блага" для
всех людей, которого можно достичь путем нравственного оздоровления и
объединения ремесленников
и рабочих в религиозно-
средневековых цехов.
В экономических программах многих христианских социалистов большое место
занимали различные планы создания профессиональных и кооперативных
организаций рабочих, ремесленников, мелких торговцев и крестьян под эгидой
католической, протестантской, англиканской и других церквей.
Идеолог французского христианского социализма Ф. Бюше /1796—1865/ в своей
научной и практической деятельности уделял большое внимание кооперативному
движению. Он, как и У. Кинг,
предложил создавать
помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации
капиталистов путем выкупа их предприятий. Но если у Кинга общественный капитал
не имел конкретного выражения, то у Бюше - это неделимый фонд, который создает
каждый производственный кооператив из отчислений от чистой прибыли в размере 20
%. Идея создания неделимого
фонда в кооперативах —
предложений Бюше в области кооперативного строительства.
Идеи Ф. Бюше оказали заметное влияние на английских христианских социалистов.
Они также рассматривали капиталистический строй как антихристианский и
предлагали преобразовать его на началах производственной ассоциации, отказа
от конкуренции и эгоизма, добавив к этой уже известной схеме новый лозунг —
участие рабочих в прибылях /ко-партнешип/, вошедший в последствии в программы
многих партий. Видным христианским социалистом в этом направлении был В. Нил.
В христианском социализме были положительные моменты. Так, отдельные
кооперативные мастерские, созданные под влиянием их пропаганды и при их
участии, продемонстрировали
возможность организации
им без капиталистов. Христианские социалисты широко пропагандировали идеи
кооперации, взаимопомощи и солидарности, добились издания в 1852 году первого
кооперативного закона в Англии, внесли значительный вклад в налаживание
международного сотрудничества кооперативов разных стран, в создание
Международного кооперативного альянса.
5. Теории производственной
Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах
мелкобуржуазных социалистов Луи Блана и Фердинанда Лассаля.
Луи Блан /1811—1882 гг./— французский социалист, политический деятель,
историк и журналист —
предлагал преобразовать
социалистический с помощью создания кооперативных мастерских, т.е.
производственных кооперативов. Он считал, что по мере накопления капитала
мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства, между
кооперативными отраслями
установятся отношения
вся промышленность, таким образом, станет кооперативной и появится
возможность преодолеть кризисы и безработицу. Свои идеи Луи Блан изложил в
книге "Организация труда" /1841 г./.
В отличие от Кинга и Бюшс Луи Блан был сторонником государственной помощи
кооперации. Он призывал правительство предоставить ссуды на устройство
кооперативных мастерских, стать "банкиром бедных".
Немецкий социалист, публицист и адвокат Фердинанд Лассаль также, как и Луи
Блан, отстаивал тезис—к социализму через производственную кооперацию с
помощью государства. Неудачи английских и французских производственных
кооперативов он объяснял отсутствием надлежащей государственной поддержки.
Лассаль даже математически вычислил размеры государственной ссуды, с помощью
которой якобы производственные товарищества могли бы мирно заложить основы
социалистического общества.
Для того, чтобы заставить буржуазно - помещичье государство финансировать
производственные кооперативы, уверял Лассаль, есть только одно средство —
завоевание всеобщего избирательного права путем образования самостоятельной
рабочей партии. С помощью всеобщего избирательного права Лассаль надеялся
получить большинство в парламенте, "обеспечить достойное представительство
социальных интересах германского рабочего сословия" и устранить классовые
противоречия в обществе.
ф. Лассаль не был марксистом, хотя в 1849-1862 годах переписывался с К.
Марксом и Ф. Энгельсом и неоднократно объявлял себя их сторонником. Ему были
чужды идеи революционной классовой борьбы, он считал все крестьянство
реакционной массой, а буржуазно-помещичье государство трактовал как
надклассовый институт. Лассаль и его последователи отрицали необходимость
профсоюзной деятельности как нецелесообразной и даже считали ее вредной,
поскольку-де она отвлекает рабочих от главной задачи — борьбы за всеобщее
избирательное право. Лассаль решительно отвергал полезность потребительской
кооперации для рабочего класса, ссылаясь на якобы открытый им "железный
закон" заработной платы.
Суть птого "закона" сводилась к тому, что в силу безработицы и конкуренции
внутри рабочего класса заработная плата рабочих колеблется при капитализме
вокруг необходимого минимума средств их существования. Увеличение заработной
платы, по Лассалю, приводит к росту численности браков и рождений,
возрастанию численности рабочих, а потому и к повышению предложения их труда
над спросом на него и, в конечном итоге, к падению заработной платы. В свою
очередь, сокращение заработной платы ниже необходимого минимума снижает
рождаемость, увеличивает смертность, сокращает предложение труда рабочих и
приводит таким путем к ее повышению.
Поэтому, утверждал Лассаль, рабочему классу бесполезно и даже вредно
объединяться в
существования. Ибо до тех пор пока потребительские кооперативы охватывают лишь
незначительную часть рабочего класса, они на некоторое время приносят
облегчение своим членам. Но как только потребительские кооперативы объединят