Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.
Для достижения этой цели были обозначены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого бизнеса;
анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ;
выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ.
предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству
1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)
1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса
1.4 Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях
1.5 Меры по поддержанию и содействию развития малого бизнеса в России
1.6 Предложения по развитию малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству

1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)

1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса

1.4 Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях

1.5 Меры по поддержанию и содействию развития малого бизнеса в России

1.6 Предложения по развитию малого бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшим экономическим вызовом. Глобальный экономический кризис (нижнее положение на кривой макроэкономической динамики) приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Ведение экономики России в кризисное время невозможно осуществлять без соответствующего регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.

В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.

Для достижения этой цели были обозначены следующие задачи:

  • раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого бизнеса;
  • анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ;
  • выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ.
  • предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки

Объектом в курсовой работе выступают субъекты малого бизнеса, а предметом – характеристики взаимоотношений государства и малого бизнеса с позиций их поддержки и регулирования органами государственного управления.

В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого бизнеса, опубликованные в экономической литературе.

 

 

1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству

 

На современном этапе в научной литературе и практике нет какого-либо общепринятого набора критериев отбора малых форм хозяйствования. Это связано с особенностями экономического строя, государственной политики, национальной экономики той или иной страны. Практически в каждой стране присутствуют свои границы определения малых форм хозяйствования.

 

В нашей стране развитие малых форм хозяйствования за время реформ можно поделить на два периода: с 1995 по 2007 г. - в этот период действовал Закон о государственной поддержке малого предпринимательства, и с 2007 г. по настоящее время, когда принят Закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Что касается первого Закона, то он выглядит следующим образом.

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации":

1. Под субъектами  малого предпринимательства понимаются  коммерческие организации, в уставном  капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической  сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле  и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

2. Средняя за отчетный  период численность работников  малого предприятия определяется  с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

3. В случае превышения  малым предприятием установленной  настоящей статьей численности  указанное предприятие лишается  льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в  течение которого допущено указанное  превышение, и на последующие  три месяца.

Согласно вышеизложенному Закону единственным критерием отбора малых предприятий являлся такой показатель, как численность работников.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации" значительно расширил критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям, включив следующие составляющие:

К субъектам малого и среднего предпринимательстваотносятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцати пяти процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

В развитие указанного Федерального закона N 209-ФЗ принятое Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" устанавливает количественные критерии для отнесения к группе малого предпринимательства: "установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн  руб.;

- малые предприятия - 400 млн руб.".

Соответственно, настоящий Закон в большей степени соответствует принятым международным стандартам, использующим комплекс ориентиров для характеристики малого предпринимательства России, ориентирован более на международные стандарты, так как здесь присутствуют три критерия отбора - это численность работников, выручка от реализации товаров (работ, услуг) и/или балансовая стоимость активов.

В настоящее время не существует какого-либо общепринятого международного классификатора, который позволял бы относить к сфере малого предпринимательства те или иные субъекты хозяйственной деятельности. Это связано с особенностями национальной экономики, а также со спецификой государственной политики поддержки малого предпринимательства в каждой конкретной стране.

Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

 

1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)

 

Сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России.

В других странах малый и средний бизнес является основным источником создания новых рабочих мест - до 80% от всех работающих. В среднем по странам Евросоюза - около 68% всех занятых в экономике - работники субъектов малого и среднего предпринимательства. В России в 2011 году аналогичный показатель составил 25,2% (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей) от общего числа занятых в экономике, то есть практически в 2,5 раза меньше.

Показатель численности субъектов малого и среднего предпринимательствана 1 тыс. человек населения в среднем по Российской Федерации - чуть выше 40 предпринимательских единиц, что сопоставимо с общеевропейским уровнем стран Евросоюза, но ниже, чем в других развитых странах (например, Португалия - 81 субъект малого и среднего предпринимательствана 1 тыс. человек жителей, Греция - 76 единиц малого и среднего предпринимательства, Италия - 66 единиц, Швеция - 60 единиц, Испания - 59 единиц).

Также необходимо отметить идентичность отраслей экономики, в которых занято подавляющее большинство субъектов малого бизнеса как в Российской Федерации, так и в странах Евросоюза:

оптовая и розничная торговля (38% - в России и 31% - в среднем в странах Евросоюза от общего числа всех субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в различных отраслях);

предоставление услуг (17,9% и 29% соответственно);

строительство (12,1% и 14% соответственно);

обрабатывающие производства (10,5% и 11% соответственно).

В российском секторе малого бизнеса первое место по численности малых и средних предприятий занимает сфера оптовой и розничной торговли (38%), которая многократно превышает доли малых и средних компаний в других отраслях. В странах Евросоюза в указанной сфере тоже ведет деятельность существенная часть субъектов малого и среднего предпринимательства(особенно это касается микропредприятий). Но в отличие от российской специфики общая численность малого и среднего предпринимательствав торговле фактически равна доле хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг (31% и 29%> соответственно).

Таким образом, сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России качественно отстает от уровня развития малого и среднего предпринимательствав европейских странах, в которых количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.

Информация о работе Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству