Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.
Для достижения этой цели были обозначены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого бизнеса;
анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ;
выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ.
предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству
1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)
1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса
1.4 Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях
1.5 Меры по поддержанию и содействию развития малого бизнеса в России
1.6 Предложения по развитию малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству
1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)
1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса
1.4 Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях
1.5 Меры по поддержанию и содействию развития малого бизнеса в России
1.6 Предложения по развитию малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшим экономическим вызовом. Глобальный экономический кризис (нижнее положение на кривой макроэкономической динамики) приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
Ведение экономики России в кризисное время невозможно осуществлять без соответствующего регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса, так как именно малый и средний бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать необходимые для этого социальные, экономические, правовые, политические и другие условия. Решение этой задачи невозможно без создания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях специализированной, целостной инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса и выделения адекватных этой задаче финансовых, организационных и иных ресурсов.
В этой связи государство предпринимает ряд правовых, организационных и других мер, стимулирующих всестороннюю поддержку и развитие малых предприятий в направлениях, соответствующих интересам общества.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.
Для достижения этой цели были обозначены следующие задачи:
Объектом в курсовой работе выступают субъекты малого бизнеса, а предметом – характеристики взаимоотношений государства и малого бизнеса с позиций их поддержки и регулирования органами государственного управления.
В работе использованы труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные и нормативные документы, данные государственной статистики, экономических и социологических исследований по проблеме малого бизнеса, опубликованные в экономической литературе.
1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству
На современном этапе в научной литературе и практике нет какого-либо общепринятого набора критериев отбора малых форм хозяйствования. Это связано с особенностями экономического строя, государственной политики, национальной экономики той или иной страны. Практически в каждой стране присутствуют свои границы определения малых форм хозяйствования.
В нашей стране развитие малых форм хозяйствования за время реформ можно поделить на два периода: с 1995 по 2007 г. - в этот период действовал Закон о государственной поддержке малого предпринимательства, и с 2007 г. по настоящее время, когда принят Закон о развитии малого и среднего предпринимательства. Что касается первого Закона, то он выглядит следующим образом.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации":
1. Под субъектами
малого предпринимательства
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле
и бытовом обслуживании
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
2. Средняя за отчетный
период численность работников
малого предприятия
3. В случае превышения
малым предприятием
Согласно вышеизложенному Закону единственным критерием отбора малых предприятий являлся такой показатель, как численность работников.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации" значительно расширил критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям, включив следующие составляющие:
К субъектам малого и среднего предпринимательстваотносятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц
- суммарная доля участия
2) средняя численность
работников за предшествующий
календарный год не должна
превышать следующие
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В развитие указанного Федерального закона N 209-ФЗ принятое Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" устанавливает количественные критерии для отнесения к группе малого предпринимательства: "установить предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн руб.;
- малые предприятия - 400 млн руб.".
Соответственно, настоящий Закон в большей степени соответствует принятым международным стандартам, использующим комплекс ориентиров для характеристики малого предпринимательства России, ориентирован более на международные стандарты, так как здесь присутствуют три критерия отбора - это численность работников, выручка от реализации товаров (работ, услуг) и/или балансовая стоимость активов.
В настоящее время не существует какого-либо общепринятого международного классификатора, который позволял бы относить к сфере малого предпринимательства те или иные субъекты хозяйственной деятельности. Это связано с особенностями национальной экономики, а также со спецификой государственной политики поддержки малого предпринимательства в каждой конкретной стране.
Предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)
Сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России.
В других странах малый и средний бизнес является основным источником создания новых рабочих мест - до 80% от всех работающих. В среднем по странам Евросоюза - около 68% всех занятых в экономике - работники субъектов малого и среднего предпринимательства. В России в 2011 году аналогичный показатель составил 25,2% (с учетом занятых у индивидуальных предпринимателей) от общего числа занятых в экономике, то есть практически в 2,5 раза меньше.
Показатель численности субъектов малого и среднего предпринимательствана 1 тыс. человек населения в среднем по Российской Федерации - чуть выше 40 предпринимательских единиц, что сопоставимо с общеевропейским уровнем стран Евросоюза, но ниже, чем в других развитых странах (например, Португалия - 81 субъект малого и среднего предпринимательствана 1 тыс. человек жителей, Греция - 76 единиц малого и среднего предпринимательства, Италия - 66 единиц, Швеция - 60 единиц, Испания - 59 единиц).
Также необходимо отметить идентичность отраслей экономики, в которых занято подавляющее большинство субъектов малого бизнеса как в Российской Федерации, так и в странах Евросоюза:
оптовая и розничная торговля (38% - в России и 31% - в среднем в странах Евросоюза от общего числа всех субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в различных отраслях);
предоставление услуг (17,9% и 29% соответственно);
строительство (12,1% и 14% соответственно);
обрабатывающие производства (10,5% и 11% соответственно).
В российском секторе малого бизнеса первое место по численности малых и средних предприятий занимает сфера оптовой и розничной торговли (38%), которая многократно превышает доли малых и средних компаний в других отраслях. В странах Евросоюза в указанной сфере тоже ведет деятельность существенная часть субъектов малого и среднего предпринимательства(особенно это касается микропредприятий). Но в отличие от российской специфики общая численность малого и среднего предпринимательствав торговле фактически равна доле хозяйствующих субъектов, осуществляющих предоставление услуг (31% и 29%> соответственно).
Таким образом, сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса в России качественно отстает от уровня развития малого и среднего предпринимательствав европейских странах, в которых количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.
Информация о работе Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству