Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.
Для достижения этой цели были обозначены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого бизнеса;
анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ;
выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ.
предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству
1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)
1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса
1.4 Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях
1.5 Меры по поддержанию и содействию развития малого бизнеса в России
1.6 Предложения по развитию малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Программа содействия развитию микрофинасовых организаций позволяет получить доступ к заемным средствам представителям малого бизнеса, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и так далее).

Микрофинансовые организации оперативно кредитуют малых предпринимателей на выгодных условиях, чтобы посредством дополнительного стимулирования оборотов компании содействовать получению большей прибыли не только предпринимателя, но и самой микрофинансовой организации. Микрофинансирование бизнеса, особенно малого, можно назвать наиболее оптимальным вариантом получения денежных средств на организацию и развитие предпринимательской деятельности, при этом займы субъектам малого и среднего предпринимательстване должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа - не более 12 месяцев.

5. Поддержка малых инновационных  компаний.

Поддержка малых инновационных компаний будет осуществляться за счет предоставления субсидий по следующим направлениям:

предоставление грантов малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, а также предоставление грантов на создание малой инновационной компании субъектами малого и среднего предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау));

реализация специальных образовательных программ для малых инновационных предприятий (предоставление субъектам малого и среднего предпринимательстваобразовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в сфере деятельности малой инновационной компании (в форме предоставления сертификатов, субсидий для частичной оплаты образовательных услуг));

поддержка действующих малых инновационных компаний, участвующих в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, "Деловых миссиях" и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ;

субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и тому подобное;

субсидирование процентной ставки по кредитам малых инновационных компаний.

Максимальный размер гранта составляет не более 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо. Размер субсидии действующим инновационным компаниям составляет не более 5 млн. рублей на одну компанию.

6. Поддержка муниципальных  программ развития малого и  среднего предпринимательства.

Реализация поддержки муниципальных программ ориентирована на реализацию приоритетных направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержка муниципальных программ осуществляется за счет реализации следующих основных мероприятий:

предоставление грантов на начало собственного дела;

выдача микрозаймов;

обучение основам предпринимательской деятельности и так далее;

предоставление субсидий на реализацию программ повышения энергоэффективности производства (комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения, содействия внедрения в деловую практику заключения энергосервисных договоров и проведения энергетических обследований).

Кроме того, оказывается поддержка муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательствав монопрофильных населенных пунктах за счет реализации следующих мероприятий:

создание центра поддержки предпринимательства или бизнес-инкубатора;

предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела, в том числе грантов на погашение первого взноса по уплате лизинговых платежей;

капитализация микрофинансовых организаций;

проведение программ по обучению начинающих предпринимателей;

субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектами малого и среднего предпринимательствапроцентов по лизинговым договорам, подключение к объектам электросетевого хозяйства и так далее;

маркетинговые исследования, включая оценку инвестиционной среды, выставочно-ярмарочная деятельность, статьи, ТВ-передачи, популяризирующие предпринимательскую деятельность в городе.

7. Создание и развитие  сети объектов инфраструктуры малого и среднего предпринимательства(бизнес- инкубаторов, промышленных парков и технопарков).

Создание объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства(бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных парков, центров кластерного развития) позволит обеспечить реализацию высокотехнологичных проектов модернизации экономики.

8. Содействие вовлечению  в предпринимательскую деятельность.

Реализация мероприятия осуществляется за счет направления средств субсидий на осуществление следующих основных направлений:

содействие развитию молодежного предпринимательства, популяризация предпринимательства, повышение предпринимательских компетенций, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей (физических лиц в возрасте до 30 лет, юридических лиц, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%);

пропаганда предпринимательства;

предоставление сертификатов субъектам малого и среднего предпринимательствас целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения;

предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательствадля частичной оплаты образовательных услуг;

предоставление образовательных услуг молодым людям в возрасте до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднего специального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий (школы молодежного предпринимательства).

Также по федеральной программе реализуются и другие направления поддержки, такие как поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства, мероприятия по повышению энергоэффективности производства малых компаний и т.д.

Такой подход позволил обеспечить в 2012 году эффективное функционирование 83 гарантийных фондов, 69 микрофинансовых организаций, а также 108 бизнес-инкубаторов. Кроме того, по программе уже действуют промышленный парк в Республике Татарстан (Камский индустриальный парк "Мастер", г. Набережные Челны) и Белгородской области, технопарк в Пензенской области. По итогам 2012 года в стране будут действовать 30 центров поддержки субъектов малого и среднего предпринимательствав области инноваций и промышленного производства.

За счет федеральной программы с 2013 года будет поддерживаться ежегодно более 250 тыс. человек, которые будут ежегодно создавать не менее 200 тыс. новых рабочих мест, работающих в основном в неторговом секторе экономики.

Необходимость реализации федеральной программы подтверждается объективными факторами.

Так, по данным исследования "ОПОРЫ РОССИИ", две трети предпринимателей отмечают как проблему изношенность оборудования. При этом каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование. Программа мероприятий по развитию системы лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России, помогает субъектам малого и среднего предпринимательстварешать данную проблему.

Кроме того, в соответствии с исследованиями рейтингового агентства "Эксперт РА" объем рынка кредитования на инновационные и модернизационные цели к концу 2012 года составил около 450 млрд. рублей из оценочных 6 трлн. рублей общего кредитования малого и среднего предпринимательствав стране. Создаваемые по федеральной программе гарантийные фонды обеспечивают доступ субъектам малого и среднего предпринимательствак кредитным и иным финансовым ресурсам в первую очередь на реализацию модернизационных проектов. Также стимулирующей мерой по привлечению кредитов на перевооружение собственного производства является возможность субсидирования процентов по указанным кредитам.

В соответствии с исследованием Российского микрофинансового центра потенциальный объем рынка микрофинансовых услуг в Российской Федерации составляет порядка 300 млрд. рублей.

По аналитическим данным, размер рынка микрофинансирования в России на начало 2013 года составил около 37 млрд. рублей, из них на микрокредитование бизнеса направлено около 60% от совокупного портфеля микрозаймов (включая микрофинансовые организации и кредитные кооперативы). Таким образом, спрос на микрозаймы в настоящее время превышает предложение более чем в 9 раз. Среднерыночная процентная ставка по микрозаймам составляет порядка 27 процентов.

Микрофинансовые организации, созданные по федеральной программе, предоставляют микрозаймы по процентной ставке на уровне 10 - 12% и охватывают более 20% рынка микрофинансирования России.

Возможность получения грантовой поддержки на начало собственной деятельности является одним из основных факторов сдерживания и (или) снижения безработицы в регионах со сложной экономической ситуацией, в первую очередь в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

Предусматривается реализация ряда мероприятий, направленных на совершенствование правового обеспечения в сфере малого бизнеса, в том числе:

совершенствование законодательства по отчуждению государственного и муниципального имущества, выкупаемого субъектами малого бизнеса;

разработка и принятие упрощенных стандартов бухгалтерской отчетности;

совершенствование нормативно-правовой базы Банка России, регулирующей ведение кассовых операций субъектами малого бизнеса;

совершенствование трудового законодательства, регулирующего отношения в секторе малого бизнеса;

обеспечение доступа к государственному заказу (работам, услугам), размещаемому государственными корпорациями и монополиями, субъектам малого бизнеса;

повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого бизнеса;

развитие малого бизнеса в отдельных отраслях экономики;

совершенствование системы специальных режимов налогообложения;

совершенствование методики проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого бизнеса;

разработка принципов и механизмов передачи на аутсорсинг работ (услуг) компаниям с государственным участием, утвердившим программы инновационного развития;

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета субъектами малого бизнеса.

 

1.6 Предложения по развитию малого и среднего бизнеса

 

Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"  в полной мере определила проблемы развития сектора малого и среднего предпринимательства, взяла курс на инновационное развитие.

Государством принимаются  беспрецедентные меры для постановки Российской экономики на инновационные рельсы. Это приоритетный путь развития в целом. Но…

Переходу на инновационный путь развития значительно мешает исключительно фискальная направленность налогового законодательства. Фискальные риски не одинаковы на различных стадиях инновационного цикла. Начальные стадии (фундаментальные исследования и особенно НИОКР) тесно связаны с венчурным бизнесом, осуществляемым обычно в форме малого и среднего предпринимательства. Соответственно, существуют риски, связанные с ведением малого бизнеса в России вообще: высокие регуляционные издержки (связанные с многочисленными административными барьерами), противоречивые рекомендации налоговых органов по вопросам учета издержек для исчисления налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, невозможность оспаривания в судах претензий контролирующих инстанций (по причине высоких судебных издержек относительно финансового ресурса компании) и т.п. Целесообразным представляется,  например, государственное страхование инвестиций в НИОКР в силу большой неопределенности (на этой стадии) успеха коммерческой реализации проекта; такой подход позволил бы государству закреплять за собой произведенный интеллектуальный продукт, формируя соответствующий банк данных и исключая дублирование разработок в дальнейшем.

Основные трудности инновационного бизнеса в России связаны с внедрением инноваций в серийное производство. На этом этапе необходимы, как правило, значительные долгосрочные инвестиции, поскольку инновационный продукт требует вложений не только в основные средства и рабочую силу соответствующей квалификации, но и в формирование эффективного потребительского спроса. В развитых странах процесс внедрения и становления инновационного производства обычно сопровождается налоговыми и иными фискальными льготами, а также государственным финансированием в различных формах. Таких льгот российское законодательство не предусматривает.

Информация о работе Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству