Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:41, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать меры предпринятые государством для поддержки и развития малого бизнеса, и разработать конкретные алгоритмы для обеспечения эффективных моделей такой поддержки.
Для достижения этой цели были обозначены следующие задачи:
раскрыть теоретические основы необходимости государственного регулирования и поддержки малого бизнеса;
анализировать нормативные правовые основы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ;
выявить основные направления и перспективы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса в РФ.
предложить программные мероприятия, в которых должны быть предусмотрены основные направления государственной поддержки
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству
1.2 Направления регулирования малого бизнеса (выявление недостатков)
1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса
1.4 Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях
1.5 Меры по поддержанию и содействию развития малого бизнеса в России
1.6 Предложения по развитию малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.3 Цели, задачи, направления и методы государственного регулирования малого бизнеса
Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства, задан ориентир будущих реформ (распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", N 1663-р "Об утверждении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и перечня проектов по его реализации" и прочие). При этом особое внимание уделено поддержке малого и среднего бизнеса в высокотехнологичных секторах (устранение препятствий для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование реализации мероприятий по стимулированию инновационной активности малых компаний субъектами Российской Федерации, создание инновационного центра "Сколково" и т.д.).
Основными векторами государственной политики по развитию малого бизнеса на краткосрочную и долгосрочную перспективу являются:
"донастройка" созданной
в развитие Федерального
продолжение работы по публичному мониторингу реализации в субъектах Российской Федерации принятых государственных мер в области развития малого и среднего предпринимательства;
расширение направлений поддержки и спектра программ и проектов в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе включение элементов политики по развитию малого и среднего предпринимательствав стратегии кластерного развития, миграционной политики и др.;
обеспечение общественного обсуждения (мониторинга) создаваемых институтов и механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, а также новых законодательных инициатив на всех стадиях их разработки (введения);
координация ведомственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Обеспечение значимого увеличения количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса - один из ключевых стратегических ориентиров государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации. Ядром национальной инновационной системы и залогом ее конкурентоспособности должна стать развитая сеть отраслевых инновационных кластеров.
Поэтому сегодня принципиальная позиция государства - не оставаться в стороне от накопленного опыта поддержки малого и среднего предпринимательствав странах, в которых качественный вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики несопоставимо выше, чем в текущее время в Российской Федерации. Важно систематически изучать и внедрять лучшие практики их решения, успешно апробированные другими развитыми странами, в первую очередь, в части развития инновационно-технологического потенциала малого бизнеса.
Реализация государственной программы поддержки малого бизнеса направлена на создание условий и факторов, способствующих развитию малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации, включая:
оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих возможности лизинговых инструментов и заемного финансирования;
увеличение количества банков и банковских продуктов, целевой аудиторией которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства;
создание условий обеспечивающих подключение субъектов малого и среднего предпринимательствав коммунальной и энергетической инфраструктуре;
совершенствование нормативного и правового регулирования сферы малого и среднего предпринимательства;
увеличение доли инновационных и экспортно-ориентированных предприятий.
Увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательствав экономику Российской Федерации, а также количества малых инновационных предприятий в среднесрочной перспективе обусловлено следующими факторами:
увеличение мероприятий при реализации подпрограммы, направленных на модернизацию производства и поддержку малых инновационных предприятий, что создаст необходимые материальные стимулы для появления и развития малых инновационных предприятий;
увеличение количества действующих объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, что позволит поддержать малые предприятия на начальном этапе развития;
акцентирование мероприятий подпрограммы на поддержке малых и средних предприятий, ведущих деятельность в неторговых секторах экономики, что позволит постепенно увеличить долю таких предприятий в ВВП России;
внесение изменений в законодательство, позволяющих создавать на базе высших учебных заведений малые инновационные предприятия, а также облегчение процедуры получения патента для защиты интеллектуальной собственности, что позволит осуществить коммерциализацию научных разработок;
предоставление в аренду малым и средним предприятиям имущества, находящегося в федеральной и региональной собственности, в том числе возможность приватизации государственного и муниципального имущества.
Задачи подпрограммы приведены ниже.
1. Повышение доступности
бизнес-образования для
2. Обеспечение доступности
инфраструктуры поддержки
3. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.4 Роль государственного регулирования малого бизнеса в современных условиях
Государственное регулирование малого бизнеса – это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.
Государственная поддержка и регулирование в современных условиях рассматривается как наиболее действенный способ преодоления неэффективности рынка практически во всех сферах экономической деятельности.
1.5 Меры по поддержанию и содействию развития малого бизнеса в России
Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2013 г. N 467-р включает 9 подпрограмм, в том числе, «Развитие малого и среднего предпринимательства».
Основной задачей федеральной программы является увеличение количества созданных субъектов малого бизнеса, а также количества созданных и сохраненных рабочих мест.
До 2009 года объем финансирования федеральной программы был незначителен - максимальный размер средств, выделяемых из федерального бюджета, составлял 3,61 млрд. рублей. В период с 2005 года по 2008 год проходила апробация международного опыта и "настройка" мер государственной поддержки малого бизнеса, реализуемых за счет средств федеральной программы.
Качественный рост финансовой помощи субъекта малого и среднего предпринимательствапроизошел в 2009 году, когда расходы Российской Федерации на развитие сектора выросли в пять раз - до 18,63 млрд. рублей.
Значительное увеличение в 2009 году средств федерального бюджета связано в первую очередь с реализацией антикризисных мероприятий, направленных на поддержку занятости населения и содействие началу собственного бизнеса, а также обеспечение доступа уже существующих субъектов малого и среднего предпринимательствак кредитным ресурсам и уменьшение стоимости таких ресурсов.
В последующие годы объем финансирования федеральной программы не снижался.
С 2010 года приоритеты федеральной программы значительно изменились - основными мероприятиями поддержки стали содействие малому инновационному предпринимательству, поддержка малых компаний, заключивших договоры лизинга оборудования, поддержка экспортно-ориентированных компаний. При этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, предоставление гарантий, создание специализированной инфраструктуры.
С 2013 года действуют новые меры поддержки. Так, главный приоритет программы - обеспечение доступа к финансовым ресурсам малых компаний с численностью занятых свыше 35 человек, являющихся лидерами региональных экономик.
Для них разработаны меры, направленные в первую очередь на поддержку модернизации производства:
субсидирование процентных ставок по кредитам;
компенсация расходов на приобретение оборудования;
субсидирование расходов по лизингу оборудования.
При этом для компаний с численностью свыше 35 человек, занятых в инновационной сфере, увеличены предельные объемы поддержки с 5 млн. рублей до 15 млн. рублей.
Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства.
1. Развитие лизинга и модернизация производства.
Развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательствапланируется осуществлять за счет предоставления субсидий по следующим направлениям:
субсидирование части затрат, связанных с уплатой субъектом малого и среднего предпринимательствапроцентов по лизинговым договорам;
субсидирование уплаты субъектом малого и среднего предпринимательствапервого взноса при заключении договора лизинга оборудования;
предоставление целевых грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательствана создание собственного дела - субсидий вновь зарегистрированным и действующим на момент принятия решения о предоставлении субсидии не менее одного года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования в размере, не превышающем 1,0 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, предусмотрены субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым на реализацию модернизационных проектов, и компенсация расходов на приобретение оборудования - до 10 млн. рублей на одного получателя поддержки.
2. Создание (капитализация)
региональных гарантийных
Программа создания (капитализации)
региональных фондов поручительств (гарантийных
фондов) по обязательствам субъектов малого
и среднего предпринимательстваподразумева
Основным видом деятельности гарантийного фонда является предоставление поручительств по обязательствам (кредитам, займам, договорам лизинга и прочее) малых предприятий. Максимальный размер предоставляемого поручительства не превышает 70% от объема обязательств малого предприятия перед финансовой организацией. Указанное мероприятие позволяет развить рынок гарантий и поручительств по кредитам и договорам лизинга для субъектов малого предпринимательства при недостаточности обеспечения по кредиту.
3. Гранты начинающим собственное дело.
Гранты начинающим малым предприятиям на создание собственного дела предоставляются в форме субсидий индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в размере не более 300 тыс. рублей на одного получателя поддержки.
Получателями грантов являются вновь зарегистрированные или действующие менее одного года субъекты малого и среднего предпринимательства, прошедшие краткосрочное обучение основам предпринимательской деятельности и представившие бизнес-проект.
4. Развитие микрофинансирования.
Информация о работе Критерии отнесения организаций к малому и среднему предпринимательству