Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:24, курсовая работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение вопросов квалификации незаконного предпринимательства.
Для достижения этой цели в дипломе были поставлены и решаются следующие задачи:
- даются понятие и признаки незаконного предпринимательства;
- исторические аспекты развития законодательства о незаконном пред-принимательстве;
- классификация незаконного предпринимательства;
- юридический анализ составов преступлений, связанных с незаконным предпринимательством.
Методологическую основу исследования составляют диалектический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Понятие и признаки незаконного предпринимательства
1.2. Исторические аспекты развития законодательства о незаконном предпринимательстве
1.3. Незаконное предпринимательство, как состав преступления
ГЛАВА 2. КВАЛИФИКАЦИЯ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство
2.2. Квалификация незаконного предпринимательства
2.3. Некоторые особенности установления объективных признаков состава незаконного предпринимательства
2.4. Проблемы защиты прав граждан, пострадавших от
незаконного предпринимательства
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ РАССОГЛАСОВАННОСТИ НОРМ УГОЛОВНОГО И "РЕГУЛЯТИВНЫХ" ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Если же должностное лицо регистрирующего органа допустит государственную регистрацию с нарушением установленных правил регистрации, то в зависимости от обстоятельств дела оно будет нести ответственность за служебное правонарушение или преступление47.
Следующей формой совершения данного деяния, связанного с государственной регистрацией, является представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Документами, в которые могут быть внесены заведомо ложные сведения, являются документы необходимые для прохождения процедуры государственной регистрации. Перечень основных документов, необходимых для государственной регистрации, содержится в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Это протоколы о создании юридического лица, учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины и другие.
Следует иметь в виду, что перечень дополнительных документов, необходимых для государственной регистрации конкретных видов организаций, определен в более специальных нормативных актах, например документ, подтверждающий согласие антимонопольного органа для государственной регистрации, при слиянии или присоединении коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 млн установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.
Опасность представления заведомо ложных документов заключается в том, что с помощью их может возникнуть субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, который не имеет права ее осуществлять, что, в свою очередь, может повлечь за собой причинение вреда охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, общества и государства в целом.
В практике достаточно часто встречается ситуация, когда регистрация юридических лиц проводится по поддельным, утерянным паспортам либо паспортам других лиц без их ведома. Такая регистрация необходима для уклонения от уплаты налогов, выполнения иных обязательств, вытекающих из деятельности зарегистрированного юридического лица, так как правоохранительные и контролирующие органы первоначально будут разыскивать для привлечения к ответственности лиц, являющихся учредителями и руководителями, указанных в соответствующих документах.
Так, к ответственности за незаконное предпринимательство, которое повлекло за собой получение дохода в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ), одним из судов г. Москвы был привлечен К., который зарегистрировал юридическую фирму от имени гражданки Кр., паспорт которой был утерян. От ее имени были составлены и все иные документы, необходимые для открытия счета в банке, постановки на учет в налоговые органы.
При буквальном толковании ст. 171 УК РФ получается, что представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, само по себе уже образует деяние, влекущее уголовную ответственность. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении разъяснил, что данные документы должны содержать такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.48
Исходя из диспозиции ст. 171 УК РФ, законодатель приравнял представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документов, содержащих заведомо ложные сведения к осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации.
Заявитель при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации подтверждает, что представленные документы являются достоверными и соответствуют всем требованиям, установленным законодательством РФ. Поэтому, когда он представляет документы, содержащие заведомо ложные сведения, в регистрирующий орган, он заведомо знает, что при этом нарушаются правила регистрации, так как документы не являются достоверными, следовательно, регистрация будет являться недействительной. В связи с этим непонятно, зачем законодатель выделил в статье отдельно представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, от нарушения правил регистрации, так как данное представление является разновидностью нарушения регистрации.
Представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, является одним из видов нарушения правил регистрации, поэтому в целях устранения излишней перегрузки диспозиции ст. 171 УК РФ предлагаем исключить указание на данный признак в качестве самостоятельной формы, оставив осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации.
2.3. Некоторые особенности установления объективных признаков состава незаконного предпринимательства
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, включает в себя действия различного содержания, образуя самостоятельные составы преступления, каждый из которых может быть либо материальным, либо формальным.
Осуществление
предпринимательской
Во-первых, исходя из законодательного определения предпринимательской деятельности, ее правового регулирования, характера, целей и субъектов, можно определить ее основные признаки, к которым большинство исследователей относят: 1) цель - получение прибыли; 2) самостоятельность деятельности; 3) систематический характер деятельности; 4) предпринимательский риск; 5) осуществление в форме: пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг; 6) субъект - лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.
Во-вторых,
анализ законодательства в области
предпринимательской
На субъекты
предпринимательства
Законной
предпринимательская
В свою очередь,
осуществление
Незаконная
предпринимательская
Недопустимо
рассматривать как
Второй
формой незаконного
Запрет
осуществления
В подавляющем большинстве случаев, однако, субъект предпринимательской деятельности не может самостоятельно нарушить правила регистрации, иначе как составляя заведомо ложные сведения. Соблюдение правил есть обязанность должностного лица, которое при их нарушении просто должно отказать в регистрации.
Федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" призваны регулировать отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изменением их правоспособности, а также в связи с ведением соответствующих государственных реестров.
В то же время этот Закон не оперирует таким понятием, как "правила регистрации". Анализ других нормативно-правовых актов, принятых во исполнение вышеназванных Законов, в том числе и других ведомственных документов министерств и ведомств, также выявил отсутствие легального определения правил регистрации.
При
этом законодательством
Под осуществлением
предпринимательской
Под нарушением правил регистрации следует понимать непредставление или несвоевременное представление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями необходимых для включения в соответствующий государственный реестр сведений, таких как, например, изменения в составе учредителей юридического лица, размере уставного капитала либо о новом месте жительства индивидуального предпринимателя.
Еще одна
форма незаконного
Данный состав включает в себя: 1) обязанность лица получить лицензию, установленную Федеральным законом (ч. 3 ст. 23, ч. 2 ст. 49 ГК РФ); 2) невыполнение этой обязанности, осуществление незаконной предпринимательской деятельности и наличие иных признаков, относящихся ко всем видам такого предпринимательства. Указанный признак означает, что субъект вообще не имеет лицензии. Она у него отсутствует, хотя должна быть им получена.
Наиболее сложным в данном случае является: а) установить обязанности лица получить разрешение (лицензию); б) определить действительность разрешения (лицензии) для осуществляемой деятельности; в) решить ранее затронутый вопрос о том, что данный вид деятельности подпадает под признаки деятельности, относительно которой федеральным законодательством установлена обязанность получения разрешения. 52
Перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования, содержится в Федеральном законе О лицензировании отдельных видов деятельности". К лицензируемым видам деятельности отнесены те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться никакими иными методами, кроме как лицензированием.53
Ст. 17 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" хотя и содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, но при этом законодатель не провел разделительной черты между предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Информация о работе Квалификация незаконного предпринимательства