Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:00, курс лекций
При всем многообразии видов и направлений деятельности людей – от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства – общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом.
Лекция №1. 2
И. Ансоф «Эволюция управленческого мышления» 3
Расширяющаяся среда 3
N 4
N 4
Лекция №2. 5
Современный бизнес – это деятельность осуществляемая частными лицами предприятиями по извлечению природных благ (эта сфера деятельности относится к добывающим отраслям промышленности), производству или приобретению или продаже товаров (перерабатывающая отрасль) и приобретению услуг. 5
Базовые формы бизнеса 6
Лекция3. Логика предпринимательства. 6
Принцип максимизации прибыли. 7
Управленческие теории. 8
Лекция 4. 8
P1 9
Максимизация управленческой полезности. 9
Лекция 5. 10
Бихевиористская теория. 10
Лекция 6. Бизнес идея: Методы поиска и защиты. Дж. Смит. 10
Авторское право. 11
Торговая марка. 12
Патент. 12
Лекция 7. Покупка существующего предприятия. 12
Лекция 8. Структура бизнес плана. 14
Лекция 9. 15
Лекция 10. Анализ состояния компании. 17
Лекция 11. Оценка эффективности бизнеса. 19
Министерство
образования Российской Федерации
Кафедра экономики и
менеджмента.
Оглавление
Лекция №1.
При всем многообразии
видов и направлений
Чтобы понять, почему происходит именно так, и почему популярное и широко представленное в повседневном обиходе множества людей слово «бизнес» отражает столь серьезный признак жизнедеятельности каждого человека, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно все они могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.
В целом, можно выделить следующие составляющие критической концепции бизнеса:
бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;
бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;
бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов;
бизнес – исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.
Полной противоположностью критической концепции бизнеса является позитивная концепция бизнеса. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.
Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны, - выгодным людям, которые воспринимается обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.
Субъект бизнеса – это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.
Бизнес – это извлечение природных благ, производство или приобретение и продажа товаров или оказание услуг в обмен на другие товары и услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций с принятием риска на себя.
Риск – это вероятность возможного неблагоприятного исхода.
Труд – это способность преобразовать материальные интеллектуальные нервно-психические ресурсы в товары или услуги.
Денежное выражение труда - заработная плата.
Аспекты земли:
Капитал - это
стоимость, способная к самовозрастанию
И. Ансоф «Стратегический менеджмент»
1 2 3 4 5 мышление (у.м.)
Управленческое мышление в условиях стабильной бизнес среды:
1)стандарт
2)контроль
Стабильная среда рождает
Предприниматели научились производить и расширять объем товаров.
Производческий тип у. м.:
Любое производство можно организовать 3-мя способами:
f*(c + v + m)
Pi = ----------------
m
Pi = ---------
Изменяющаяся среда. В ней выжили только те, у которых был рыночный тип мышления. До середины 50-х годов рынок относится к рынку производителя.
Признаки рынка:
В условиях ненасыщенного рынка из-за монопольной власти производителя, он становится пассивным, а активным субъектом становится покупатель.
Ассортимент – это перечень товаров
Дифференцированно
Товар бывает новым
и существующим
1 – стратегия углубленного проникновения на рынок.
2 – стратегия развития рынка.
3 – стратегия развития новых товаров.
4 – диверсификация.
Диверсификация – это увеличение числа рынков, на которых действуют компания. При диверсификации фирма не зависит от конъюнктуры единственного рынка, и не благоприятная ситуация в одной отрасли не будет означать для предприятия разорения. В рамках индивидуального владения такая производственная политика весьма ограничена. Например, в целях диверсификации японская фирма «Сони», приобрела американскую киностудию «Колумбия Пикчерс»
Лекция №2.
Современный бизнес – это деятельность осуществляемая частными лицами предприятиями по извлечению природных благ (эта сфера деятельности относится к добывающим отраслям промышленности), производству или приобретению или продаже товаров (перерабатывающая отрасль) и приобретению услуг.
Теодор Левит охарактеризовал экономику как экономику 3 – его уровня. В обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организации контрагентов.
Обмен называется коммерческим, если он соответствует 5 условиям:
Функции бизнеса.
Функция – это результат разделения труда, представляет собой в результате разделения труда специфическую сферу.
3 формы разделения труда:
1. Общая;
2. Разделительная – индивидуальная;
3. Частная.
Ведение финансов и учета предполагает мобилизацию капитала за счет средств инвестора и/или кредитора. В совокупности эти капиталы относятся к собственным. Эти источники собственный и заемный капитал предполагают управление их использования и в рамках бизнеса и вне него.
Кадровый учет – это отбор, прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса.
Логистика – это приобретение сырья, машин, оборудования, необходимых для хозяйственной деятельности.
Маркетинг - это функция нужд потребителя между предприятием и его контрагентами, направленные на формирование, сохранение и по возможности умножения лояльности потребителя.
Функция превращения исходного сырья и материала в ту продукцию, которая пригодна для продажи клиентам предприятия. Перечисленные функции бизнеса, дополняет функция обеспечения, функция лоббирования интересов.
Закон насыщения.
При удовлетворении потребностей, общая полезность возрастает, но уменьшается предельная полезность.
Современный рынок характеризуется изменением сил субъектного рынка.