Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 12:21, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, состояние и проблемы развития в России.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить проблемы развития и пути их преодоления малого предпринимательства в России;
-рассмотреть методы поддержки предпринимательства в России;
Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.1 Сущность малого предпринимательства и его особенности 6
1.2 Формы малого предпринимательства и сферы деятельности их применения 10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в зарубежных странах 14
2. Малое предпринимательство в экономике России: содержание и проблемы
2.1 Этапы становления и развития малого предпринимательства в России 19
2.2 Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в России 24
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России и пути их преодоления 25
3. Меры поддержки малого предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства в России 36
3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства 40
3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства в России 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
|
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА |
Кафедра экономической теории
Хлудеев Сергей Владимирович
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: МЕСТО И РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Микроэкономика»
Специальность: Экономика «Финансы и кредит»
Очной формы обучения
Студент группы Б1201Ф _________________ | ||
Руководитель _______________ Ухалова Т.С.
(подпись) | ||
Регистрационный № ________ ___________ ___________________ подпись И.О.Фамилия « _____» ___________________ 20__г. |
Консультант (если имеется) _______________ ____________________
(подпись) «_____» ________________ 20__г.
Оценка _________________________ ______________________________ _______________ ____________________
(подпись) «_____» ________________ 20__г. |
г. Владивосток
2014
Оглавление
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.
Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.
Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.
Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.
Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова, Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.
Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.
Объектом данной курсовой работы является малое предпринимательство РФ.
Предметом данной работы являются экономические отношения, оказывающие влияние на формирование малого предпринимательства в Российской Федерации.
Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, состояние и проблемы развития в России.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность
и роль малого
- проследить формирование
и развитие малого
- определить проблемы развития и пути их преодоления малого предпринимательства в России;
-рассмотреть методы поддержки предпринимательства в России;
Термин «малое предпринимательство» (МП) имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
МП присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях. [1]
Признаки, являющиеся общепризнанными при качественной характеристике МП:
Особенно показательно слияние трех функций - предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице. Это объединение трех единиц персонала - одна из самых заметных характерных черт малых и средних предприятий, обеспечивающая преимущества, которые при разделении этих функций утрачиваются.
Качественные критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при разграничении малых, средних и крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются измерению.
Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам МП, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам МП, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:
– доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
– доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;
– средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
Под субъектами МП понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Таким образом, важно оценить значимость развития МП, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.
Теперь стоит перейти к основным особенностям малого предпринимательства.
Первая особенность малых предприятий состоит в том, что малые они благодаря своему большому числу обеспечивают работой большую часть населения.
Во-вторых,
в результате появления новых малых предприятий
происходит изменение уровня конкуренции
на различных нишах рынка. Стоит отметить,
что большинство малых предприятий занимается
торговлей или предоставляет различные
услуги населению.
За счет появления
малого предпринимательства и доступности
к созданию малого предприятия в обществе
формируется средний класс – залог экономической
стабильности страны.
В условиях современной
рыночной экономики малое предприятие
считается наиболее гибким и устойчивым
к различным экономическим изменениям,
которые происходят довольно-таки часто,
а иногда носят и глобальный характер.
Заостряя свое внимание на минимизации
многих составляющих малого предприятия
(численности, оборотов капитала и т.п.),
не стоит забывать, что малое предприятие
– это сформировавшийся элемент экономики,
который не является промежуточной стадией
перед перевоплощением в крупную фирму.
Оно юридически независимо и имеет, хоть
и не очень большой, но все-таки уставный
капитал.
В-третьих, малое предпринимательство,
не смотря на его огромные масштабы, не
настолько урегулировано, как крупный
бизнес. Поэтому в некоторых моментах
его работы могут возникнуть неприятные
проблемы, связанные с правовой организацией
или экономическими особенностями.
Как правило, все малые
предприятия, чтобы выжить в суровой конкурентной
борьбе, стремятся использовать только
самые новые технологии. Некоторые в результате
выживают и занимают устойчивое положение
на рынке, а другие становятся банкротами.
В этом состоит первый недостаток малого
предприятия – чрезмерный риск, на который
идут непосредственно собственники предприятия.
Кстати, в малом предприятии
владелец, он же основатель, менеджер и
предприниматель, отвечает за все аспекты
существования предприятия. Очень часто
все зависит от его настроения, поэтому
малые предприятия нестабильны еще и в
этом плане. [13]
Информация о работе Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике