Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, состояние и проблемы развития в России.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить проблемы развития и пути их преодоления малого предпринимательства в России;
-рассмотреть методы поддержки предпринимательства в России;

Содержание работы

Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.1 Сущность малого предпринимательства и его особенности 6
1.2 Формы малого предпринимательства и сферы деятельности их применения 10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в зарубежных странах 14
2. Малое предпринимательство в экономике России: содержание и проблемы
2.1 Этапы становления и развития малого предпринимательства в России 19
2.2 Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в России 24
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России и пути их преодоления 25
3. Меры поддержки малого предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства в России 36
3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства 40
3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства в России 43
Заключение 45
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

2014.Хлудеев_КР.docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

Из этого вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относиться к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

Большинство населения в России составляют третий класс - с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.

Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства - рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения. Опыт западных стран свидетельствует, что максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми составляет 1:6 - 1:9, и если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения.

Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.

В настоящее время, по оценкам предпринимателей, они сталкиваются в своей деятельности со следующими проблемами: высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Так какие же могут быть пути решения проблем развития малого предпринимательства в РФ?

Для начала рассмотрим венчурный бизнес. Что же это такое?

Венчурный бизнес — это форма инвестирования, имеющая уже полувековую историю, однако в России этот бизнес начал развиваться сравнительно недавно, ведя свое начало с 1993 года.  
Венчурный бизнес имеет существенные отличия от стратегического партнерства или ставшего уже привычным банковского кредитования.

Сама суть венчурного бизнеса частично отражена в его названии, в переводе с английского «venture» - «рискованное предприятие, рискованная затея или начинание».

В чем же заключается риск и выгодность венчурного бизнеса?

Подобного рода инвестирование выгодно осуществлять в небольшие компании, причем на условиях, не имеющих ничего общего с банковскими: предприятия не предоставляют никакой залоговой базы.

Как правило, венчурное инвестирование имеет своим объектом частные или приватизированные предприятия, акции которых являются собственностью акционеров и не фигурируют на фондовых рынках.  
Существуют несколько форм инвестирования:

    • в обмен на пакет акций;
    • в виде инвестиционного среднесрочного кредита на срок от трех до семи лет;
    • сочетание двух указанных вариантов.

Также существует отличие между венчурными инвестициями и стратегическим партнерством, поскольку стратегический партнер чаще всего стремится к получению контрольного пакета акций и несет не только финансовую, но и полную ответственность за компанию.

Венчурный инвестор не стремится получить полный контроль над компанией, оставляя эту функцию управляющим менеджерам, и, таким образом, стимулируя их к достижению высоких финансовых показателей и дальнейшему развитию компании при помощи инвестированных им средств. 

Основная цель венчурного инвестора — увеличение прибыли компании, повышение ее стоимости на рынке, ради этой цели он и вкладывает свои денежные средства, не неся при этом никакой ответственности, кроме финансовой. 

Ради этого венчурный инвестор не заинтересован в периодическом распределении прибыли (дивидендов), предпочитая вкладывать заработанные средства в дальнейшее развитие компании. 
Управление фирмой, ценообразование, развитие, повышение прибыльности бизнеса, как и риски, связанные с его ведением — все лежит на плечах управляющих менеджеров. 

Основной и единственный риск венчурного инвестора — финансовый, поскольку в случае, если его расчеты не оправдались и менеджмент компании не привел к положительному результату, он попросту теряет вложенные средства или продает принадлежащий ему пакет акций по первоначальной цене.  
Удачным вложением считается венчурное инвестирование, в результате которого по прошествии 5-7 лет инвестор может продать свой пакет акций по цене, в несколько раз превышающей начальную.

Таким образом, венчурный бизнес привлекателен как для предпринимателей, получающих дополнительный капитал для развития и расширения компании, так и для инвестора, для которого при правильном выборе объекта инвестирования конечный финансовый результат существенно превышает потенциальный риск. [9]

Следующий вариант решения проблемы развития МП- бизнес – инкубаторы.  

Бизнес инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Основной целью бизнес-инкубатора является: создание и поддержка (инкубация) малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

Цели создания бизнес-инкубатора:

    • развитие экономики города;
    • развитие высоких инновационных технологий в России;
    • развитие малого бизнеса инновационной направленности, обеспечение благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности для малых предприятий-производителей;
    • налаживание связей между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом;
    • стимулирование процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм;
    • создание новых рабочих мест.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:

1) обеспечение систем поддержки  фирмам за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки:

осязаемая- это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных консультационных услуг;

неосязаемая- это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых фирм к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии в финансовые источники;

2) достижение успешной  стратегии коммерциализации рисковой  технологии. Инкубатор за счет  создания тепличных условий на  начальном этапе становления  фирмы должен подготовить эту  фирму к действиям в жестких  условиях конкуренции. За время  пребывания фирмы в инкубаторе  она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти  первых покупателей и получить  первые заявки и контракты;

3) бизнес-образовательная  функция в виде обучения в  свободной обстановке или организации  бесплатных семинаров, обеспечение  условий для овладения практическими  навыками бизнеса студентами  и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств. Участвуя в принятии решений на всех стадиях инновационного процесса студенты получают бесценный жизненный опыт.

Главная задача бизнес-инкубатора - создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо реконструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через различные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность.

Также очень важным остается создание научно-технологических парков для развития малого предпринимательства.

Научно-технологические парки относятся к числу наиболее эффективных элементов инновационной инфраструктуры, деятельность которых направлена на поддержку малых инновационных фирм, коммерциализацию результатов научно-технологических разработок, развитие инновационных идей и их ускоренное продвижение в сферу материального производства.

Опыт ведущих индустриальных стран показывает, что в малых инновационных фирмах, действующих в рамках парковых структур, период внедрения инноваций сокращается в 2—3 раза по сравнению со средним сроком.

Различают научные и технологические парки (технопарки).

Главная задача научных, или, как их еще называют, исследовательских парков — обеспечить органическую связь фундаментальных и прикладных исследований. Их деятельность обычно ограничивается оказанием научных услуг, прежде всего разработкой научно-технологических новшеств. При этом новшества обычно разрабатываются до стадии создания экспериментального образца. Примером научного парка, в котором на землях университета находятся не промышленные фирмы или их подразделения, а исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с промышленностью, является исследовательский центр Иллинойского технологического института в США. «Идеальный» тип научного парка — Хериот-Уоттский парк, являющийся старейшим научным парком Шотландии. Это единственный научный парк в Европе, в котором разрешено только лишь проведение научно-исследовательских работ и запрещено массовое производство.

Парк по мере своего развития становится источником финансирования университета. С созданием парка обеспечивается дополнительная занятость сотрудников университета, облегчается трудоустройство выпускников.

Сотрудничество с парком весьма выгодно и для частных фирм. Это связано с тем, что крупные фирмы не желают закупать дорогостоящее оборудование, необходимое им на ограниченный срок для решения какой-то возникшей проблемы, мелкие же фирмы часто просто не в состоянии купить такое оборудование. Поэтому в таких случаях фирмы заинтересованы арендовать оборудование парка, а также пользоваться услугами его специалистов.

Особая роль университета как учредителя технопарка, а также непосредственное участие его в деятельности технопарка дает ему право претендовать на участие в коммерциализации результатов выполняемых в технопарке исследований. В свою очередь фирмы, сотрудничающие с технопарком, вынуждены предоставлять университету подобное право — право на приобретение лицензий, на участие в производственной реализации разработок, на получение доходов от их практического использования. С созданием технопарка ученые университета обретают стимулы для развития предпринимательской инициативы. Они в большей мере концентрируют внимание на возможных коммерческих приложениях будущих результатов исследований. Важно отметить, что ученым психологически намного проще перейти в коммерческую сферу, поскольку фирма, будучи в структуре технопарка, располагается в непосредственной близости от университета, и ученые, занимаясь предпринимательством, по-прежнему остаются рядом с базовой научной организацией, коллегами, каналами информации.

Технопарки играют большую роль в реализации региональной инновационной политики, развитии высокотехнологичных производств, подготовке кадров для инновационной деятельности. Структура технопарка с учетом направлений и специфики его деятельности может включать различные подразделения и службы. Как указывалось, выше, составными частями технопарка обычно являются бизнес-инкубаторы и инновационные центры, поэтому технопарк выполняет многочисленные функции, свойственные этим службам.

Основными источниками финансирования технопарков являются: доходы от собственной деятельности; бюджетные средства, выделяемые для выполнения проектов и программ; взносы учредителей технопарка, а также безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан. Кроме того, технопарки пользуются кредитами и поддержкой со стороны различных инвесторов.

Вывод: в этом пункте рассмотрены проблемы, которые сдерживают развитие малого предпринимательства в РФ. Мы считаем, что главная проблема – это система налогообложения. Необъяснимо высокие налоги  уничтожают малые предприятия, оставляя их почти без прибыли. А налог тем временем продолжает расти. В таких условиях малый бизнес начал вывозить собственный капитал за границу. Главным решением, которое позволит малому предпринимательству развиваться, мы считаем, бизнес-инкубаторы, которые в состоянии поддерживать рост организации на протяжении определенного времени.

Информация о работе Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике