Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, состояние и проблемы развития в России.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить проблемы развития и пути их преодоления малого предпринимательства в России;
-рассмотреть методы поддержки предпринимательства в России;

Содержание работы

Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.1 Сущность малого предпринимательства и его особенности 6
1.2 Формы малого предпринимательства и сферы деятельности их применения 10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в зарубежных странах 14
2. Малое предпринимательство в экономике России: содержание и проблемы
2.1 Этапы становления и развития малого предпринимательства в России 19
2.2 Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в России 24
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России и пути их преодоления 25
3. Меры поддержки малого предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства в России 36
3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства 40
3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства в России 43
Заключение 45
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

2014.Хлудеев_КР.docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

 

3. Меры поддержки малого предпринимательства

3.1 Государственная  поддержка малого предпринимательства в России

Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Данное обстоятельство объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Сегодня среди малых предприятий, «экспортно-ориентированных» по стране - единицы. Если точнее, их пока 2 процента от всех малых предприятий. Но есть большой потенциал. Такие фирмы сегодня с успехом продают за границей текстиль, продукты питания, программное обеспечение, машиностроительную продукцию, т.е. они вполне конкурентоспособны. А вычислять их будут в регионах. Механизм господдержки следующий. Бизнесмены представляют паспорт экспортной сделки, кредитный договор. Государство субсидирует им процентную ставку по кредитам и до 50 процентов оплачивает затраты на различные сертификаты, лицензии, разрешения, необходимые для отправки продукции на экспорт.

Что касается малых научных компаний, здесь схема сложнее. Создается закрытый паевой инвестиционный фонд, в котором 50 процентов - средства государства, а другая половина - частных инвесторов. Фондом управляет частная компания, отобранная по конкурсу. Размещать свободные средства можно только в малые научные компании. При долевом участии государства частному инвестору выгодно «возиться» с проектами стоимостью 200-500 тысяч долларов. Важно и то, что такие фонды обязаны, будут рассматривать все заявки и после оценки рисков финансировать самые перспективные.

Проблема кредитования будет решаться через кредитные кооперативы граждан. Сейчас в стране 800 таких кооперативов, которые в год выдают «коротких» кредитов на 12 миллиардов рублей. Проблема в том, что свободных денежных ресурсов там мало, а процентная ставка по банковским займам очень высока. Поэтому в этом году государство планирует субсидировать эту процентную ставку до 50 процентов. По заявительному принципу. В течение 10 дней. [15]

Что касается идеи бизнес-инкубаторов, то теперь будут ограничения. Претендентам на место в инкубаторе должно быть не больше года с момента регистрации. Кроме того, они должны будут пройти конкурс бизнес-планов. В-третьих, в инкубатор их пустят максимум на три года - после окончания этого срока на смену придут новые «малыши». При этом арендную плату они будут платить, исходя из арендной ставки, которую установят для бизнес-инкубаторов региональные власти, а также будут выделяться федеральные деньги. Чем ниже ставка, тем больше шансов у регионов получить по конкурсу средства для совместного с государством финансирования бизнес-инкубаторов.

Есть два варианта. «Бронировать» для малых предприятий часть площадей, которые будут освобождаться после ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий. А это сотни тысяч квадратных метров по всей стране. И второй - предоставить возможность арендаторам из числа малых предприятий выкупать приватизируемые площади небольшими лотами. Пока такой юридической возможности нет. Но есть намерения подготовить соответствующие изменения в Закон о приватизации.

Скорее всего, до половины денег будет потрачено на создание бизнес-инкубаторов. По остальным направлениям будут ориентироваться на спрос и оперативность регионов.

Чтобы всерьез выполнить заявленную задачу сделать МП значимым явлением в экономике России, надо в первую очередь создать нормальные условия для работы предприятий. Сегодня вместо того, чтобы заниматься решением этой коренной проблемы, государство демонстрирует «поддержку», выделяя из бюджета небольшие суммы, но продолжает сдерживать развитие МП во всех существенных вопросах.

В упомянутом проекте Среднесрочной программы говорится о положительной динамике развития малого предпринимательства в России, причем это прямо отнесено на счет проводимой экономической политики. Экономика нашей страны сейчас на подъеме, и позитивных фактов, примеров, тенденций в ней можно найти немало, в том числе и в сфере малого предпринимательства. Но многие процессы, затрагивающие малые предприятия, вызывают тревогу, деловой климат ставит перед предприятиями трудные проблемы, и связывать, то хорошее, что есть в развитии МП, с проведением сегодняшней экономической политики - это, мягко говоря, натяжка, о чем свидетельствуют и объективные данные, и субъективная оценка ситуации предпринимателями.

Для реализации огромного потенциала, имеющегося в этой сфере, государство должно просто начать последовательно и эффективно устранять препятствия, мешающие людям, предприятиям. Ведь предприниматели хотят не устранить какие-то отвлеченные пороки административного или хозяйственного механизма, а решить свои, совершенно конкретные задачи: получить кредит на приемлемых условиях, оформить без волокиты нужное разрешение и т.п. Причем свои желания они излагают открыто, вполне ясным языком.

Назревшей необходимостью является принятие Закона «Об ответственности за действия, препятствующие становлению и развитию малого предпринимательства». Если сегодня законодательство фиксирует главным образом обязанности и требования к предпринимателям, то надо определить и права предпринимателя, ответственность за их нарушение. Тогда появится возможность преследовать в судебном порядке, наказывать виновных и возмещать ущерб не только за действие, но и за бездействие, наносящее вред.

В современных условиях механизм активизации финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства должен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки МП. Для этого, в первую очередь, необходимо:

    • формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
    • разработка государственной политики поддержки и развития малого бизнеса;
    • совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки и развития МП, прежде всего, принятие новой редакции Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», отвечающего современным реалиям;
    • упрощение регулирующих процедур в отношении субъектов МП, их унификация;
    • -совершенствование законодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятного инвестиционного климата в стране (регионе).
    • совершенствование налогообложения МП, в т.ч. повышение оборотного критерия для перехода на упрощенную систему налогообложения, льготирование налогообложения инвестиционной деятельности МП; льготирование налогообложения банков, осуществляющих кредитование малых предприятий; упрощение процедур сбора налогов и др.;
    • развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого бизнеса;
    • активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого бизнеса. [14]

Вывод: в целом можно сказать, что за последние несколько лет удается успешно выстраивать взаимодействие между законодательной властью и малым предпринимательством, совместно искать и проводить в жизнь назревшие решения. Но чтобы добиться решительного изменения ситуации, надо повернуть и исполнительную власть в центре и на местах, с ее административными и материальными ресурсами, лицом к проблемам предпринимательства.

3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства

Как следует из преамбулы Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», его целью является реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством, экономической деятельности. Кроме того, закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Учитывая сложность (по сравнению с крупным бизнесом) деятельности субъектов малого предпринимательства, использование закона должно облегчить их работу. [12]

Основные направления поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.

1. Меры поддержки «прямого»  действия, т.е. меры, прямо определенные  самим законом, для использования  которых нужно просто ссылаться  на Закон. Они заключаются в  том, что субъекты малого предпринимательства  при государственной регистрации  своей деятельности получают  полное право не выполнять  устанавливаемые субъектами Российской  Федерации и органами местного  самоуправления дополнительные  требования и условия при регистрации.

2. Меры поддержки, осуществляемые  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации.

К данной категории мер поддержки можно отнести следующие:

2.1. Обеспечение участия  субъектов малого предпринимательства  в реализации государственных  программ и проектов, а также  в поставках продукции и выполнении  работ (услуг) для федеральных нужд.

2.2. Учреждение государственных  и муниципальных, в том числе  специализированных, фондов поддержки  малого предпринимательства;

2.3. Оказание поддержки  в участии субъектов малого  предпринимательства в экспортно-импортных  операциях, а также осуществление  поддержки по участию этих  субъектов в реализации программ  и проектов в области внешнеэкономической  деятельности, содействию их участию  в международных выставках и  ярмарках;

2.4. Разработка и осуществление  комплекса мероприятий по содействию  в обеспечении субъектов малого  предпринимательства современным  оборудованием и технологиями, в  создании сети технопарков, лизинговых  фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических  центров и других объектов  инфраструктуры, создаваемых в целях  поддержки субъектов малого предпринимательства;

2.5. Осуществление мер по  размещению заказов на производство  и поставки специализированного  оборудования и иных видов  продукции для субъектов малого  предпринимательства, содействие в  создании и организации деятельности  субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов  малого предпринимательства, в том  числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных  и служебных помещений, иного  имущества, находящихся в государственной  или муниципальной собственности.

2.6. Осуществление мер по  созданию соответствующей информационной  инфраструктуры в целях получения  субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2.7. Обеспечение развития  системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малого предпринимательства;

2.8. Оказание поддержки  в организации и обеспечении  деятельности союзов (ассоциаций) субъектов  малого предпринимательства;

2.9. Создание советов по  развитию малого предпринимательства  в регионе.

3. Меры поддержки, которые  отнесены Законом к предмету  иных Федеральных законов, законов  субъектов Российской Федерации  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации.

3.1. Законами Российской  Федерации и иными нормативными  правовыми актами Российской  Федерации утверждаются льготы  для субъектов малого предпринимательства  по федеральным налогам и иным  платежам в федеральный бюджет  и специализированные внебюджетные  фонды Российской Федерации. В  качестве таких льгот можно  рассматривать специальные режимы  налогообложения для субъектов  малого предпринимательства. [10]

3.2. Правительство Российской  Федерации утверждает порядок  представления малыми предприятиями  государственной статистической  и бухгалтерской отчетности, предусматривающий  упрощенные процедуры и формы  отчетности, содержащие в основном  информацию, необходимую для решения  вопросов налогообложения.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговым органам утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. № БГ-3-22/647 налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также для отчетности субъекты малого предпринимательства обязаны вести книгу учета расходов и доходов предприятия. [11]

Вывод: как мы можем видеть, государство еще в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 1995 года выделило основные направления поддержки малого  предпринимательства. Среди них, есть все меры поддержки, которые должны способствовать развитию МП в России. Но, как нам кажется, все эти меры есть только на бумаге. Государство недостаточно уделяет внимания поддержке предпринимательства в нашей стране.

3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства в России

За последние годы созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все более заметное влияние на развитие малых предприятий. К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды.

Информация о работе Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике