Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, состояние и проблемы развития в России.
Исходя из цели работы можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
- проследить формирование и развитие малого предпринимательства в экономике России;
- определить проблемы развития и пути их преодоления малого предпринимательства в России;
-рассмотреть методы поддержки предпринимательства в России;

Содержание работы

Введение 3
1. Малое предпринимательство: сущность и содержание
1.1 Сущность малого предпринимательства и его особенности 6
1.2 Формы малого предпринимательства и сферы деятельности их применения 10
1.3 Особенности развития малого предпринимательства в зарубежных странах 14
2. Малое предпринимательство в экономике России: содержание и проблемы
2.1 Этапы становления и развития малого предпринимательства в России 19
2.2 Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в России 24
2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России и пути их преодоления 25
3. Меры поддержки малого предпринимательства
3.1 Государственная поддержка малого предпринимательства в России 36
3.2 Законодательство по государственной поддержке малого предпринимательства 40
3.3 Негосударственные структуры поддержки малого предпринимательства в России 43
Заключение 45
Список использованных источников 47

Файлы: 1 файл

2014.Хлудеев_КР.docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

Вывод: Мелкий бизнес в развитых странах зарубежья присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены намного ярче, чем недостатки. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Очевидно, что мы очень сильно отстаем от других зарубежных стран в развитии малого предпринимательства, где оно играет несравненно важную роль в экономике. 
2. Малое предпринимательство в экономике России: содержание и проблемы

2.1 Этапы становления и развития малого предпринимательства в России

Современное предпринимательство в России выросло из кооперативного движения 1985-1991 годов, которое быстро развивалось в пределах СССР.

Если рассматривать историю МП с этого момента до конца 90х годов, то в его развитии можно выделить ряд характерных этапов:

Первый этап (1985-1987 гг.) для него характерно: зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, бригадных подрядов. Для него была характерна малочисленность участников предпринимательства, экспериментальный характер, формирование социально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

Второй этап (1987-1988 гг.). 26 августа 1988 г. принят закон СССР «О кооперации в СССР». Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов). Последствия применения закона отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы. Сфера деятельности МП расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения, в авангарде которого четко выделяется молодое поколение предпринимателей, что определило своеобразный жизненный цикл и полосу «нецивилизованного предпринимательства»; кооперативы и товарищества зачастую создавались и ликвидировались в течение месяца, часто и не приступая к работе. Это были действительно малые предприятия. Цель развития МП - насытить внутренний рынок потребительскими товарами. Однако этого не произошло. Основной причиной этого является отсутствие достаточных финансовых ресурсов и инфантильность инфраструктуры.

Этап «кооперативного движения» послужил механизмом в накоплении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки в организации работы малого предприятия.

Третий этап (1989-1990 гг.). 4 июня 1990 г. принят закон «О предприятии в СССР». Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий основанных на любой форме собственности. Это привело к росту предприятий различных форм собственности. 8 июля 1990 г. принято постановление Совета Министров СССР « О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Там же. Определены основные документы государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы МП по налогообложению, амортизации. Этот этап связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. И это в определенной мере удалось: существенно расширились сферы деловой активности людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии, появилась возможность легализировать теневые капиталы и индивидуальную трудовую деятельность. МП привлекает в свою сферу все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение количества предприятий МП к конкуренции между предприятиями и предпринимателями, а это изменило отношение последних к знаниям. Среди них все более востребованными становятся не только навыки, но и фундаментальные основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т.п.

Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 года всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединения средств производства с непосредственным производителем в одном лице - трудовом коллективе. Это особенно важно для России с присущим ей коллективистским духом. Арендные отношения представляли собой наиболее совершенную модель хозяйственного расчета, стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации. Их можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Четвертый этап (1991-1992 гг.). 18 июня 1991 г. принято Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий». 27 декабря 1991 г. принят закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В этом законе были определены дополнительные льготы для малых предприятий, и в последствии усилилась государственная поддержка МП.

Для этого этапа характерны коммерциализация и появление среднего и крупного предпринимательства. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывающие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства. В эти годы наблюдается становление рыночной инфраструктуры, повышение уровня профессиональных знаний и деловых решений, начало слияния и укрепления коммерческих структур, торговли и посреднических организаций, возникновение олигархии, укрепление финансовых институтов, банков и бирж. К сожалению, государство не смогло обеспечить поддержание конкурентной среды путем создания льготных условий деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обнаружили приверженность к «паразитизму», то есть к чисто посреднической и торгово-закупочной деятельности. Урок чрезмерной монополизации не был учтен. Ставка была сделана на процесс естественного отбора: кто сможет выжить, тот останется. Это выглядело молчаливым подталкиванием к централизации и укреплению позиции предпринимателя, что, с одной стороны, привело к ухудшению психологического климата на рынке за счет негативного восприятия предпринимателей, занятых «набиванием собственных карманов», а с другой - значительно криминализировало обстановку.

Пятый этап (1993-1994 гг.). 11 мая 1993 г. принято постановление Совета Министров - Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации». В этом постановлении указано, что государственная поддержка МП - одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития МП. Это этап характеризуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появления множества видов собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Впервые в экономике возникают венчурные фирмы, активно используется предпринимательство. Возрастной ценз предпринимательства стабилизируется. Появляется четкое разграничение сфер приложения внимания среди поколений: франчайзинг; предпринимательские цепи. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг. В России в силу конкретного исторического развития формирование рыночных отношений с конца 80-х - начала 90-х годов приобрело необратимый характер.

Шестой этап (1995-1998 гг.). 14 июня 1995 г. принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этим законом определены признаки субъекта МП, инфраструктура поддержки и развития МП. 8 декабря 1995 г. Принят Федеральный закон «О упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Там же. Законом предусмотрена замена совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

На этом этапе практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности, поэтому многие малые предприятия прекратили свое существование. В экономике страны набирала силу тенденция к концентрации и централизации капиталов, появились случаи поглощения предприятий.

Современный этап развития малого предпринимательства, безусловно, имеет исторические корни. Однако они недостаточны для фундаментальных теоретических обобщений и выводов. Вместе с тем Россия вписывается в универсальные тенденции развития малого предпринимательства. По основным критериям создание смешанной экономики, предпринимательской среды в ней и развитие МП имеют много схожего, начиная с фундаментальных основ собственности до принципов организации, функционирования и управления в рыночной системе хозяйствования. Именно поэтому, говоря о развитии российского предпринимательства, можно характеризовать его как направленное и последовательное воспроизводство среды существования, немыслимое без малых и средних предприятий. [7]

Итак, проанализировав этапы становления МП в России можно сделать выводы: в начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны.

2.2 Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства в России

Согласно федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» государственная поддержка субъектов малого предпринимательства включает в себя следующие элементы:

    • финансовую поддержку за счет средств бюджетов субъектов РФ в виде субсидий, государственных и муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций;
    • имущественную поддержку, осуществляемую  органами государственной власти  местного самоуправления;
    • консультационную поддержку малого бизнеса;
    • информационную поддержку, представляющую собой создание информационно-телекоммуникационных сетей в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;
    • поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников малого предприятия;
    • поддержку в области  промышленного производства и инноваций;
    • поддержку малого сельскохозяйственного бизнеса;
    • поддержку в области ремесленной деятельности;
    • поддержку субъектов малого предпринимательства, ведущих внешнеэкономическую деятельность.

Несмотря на вышеперечисленные меры государственной поддержки, малое предпринимательство все также остается без защиты государства в ресурсном, материально-техническом и в социальном вопросе.

В сфере бухгалтерского учета обязательным для малых предприятий является применение Федерального закона «О бухгалтерском учете». В данном законе сказано, что руководитель малого предприятия имеет право самостоятельно вести бухучет в организации. В том  же законе используется понятие «стандарт бухгалтерского учета», под которым понимается документ, который устанавливает минимальные требования к бухучету и допустимые способы его ведения.

Если говорить о методическом уровне, то следует отметить изменения в отношении отчетности за 2012 г. в соответствии с Приказом министерства финансов РФ. Данным нормативным документом для малых предприятий утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках («Отчет о финансовых результатах»).  [8]

Вывод: в нашей стране происходит слабая поддержка малого бизнеса. В какой- то степени это происходит из-за недостаточной разработанности программ поддержки малого бизнеса и отсутствия в России специальных стандартов, регулирующих бухучет для малого бизнеса. Также одной из проблем является низкая информативность отчетности субъектов малого предпринимательства. Однако следует сказать, что решение всех проблем частично зависит и  от самого малого бизнеса. Открытость и инициатива являются одними из важнейших факторов совершенствования нормативно-правового регулирования их деятельности. При этом государство должно играть ключевую роль в данном процессе, который должен помочь предпринимательству России встать на один уровень с зарубежными компаниями.

2.3 Основные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России и пути их преодоления

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая - это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая - частного, преимущественно организационного характера.

Особенностью стихийного рынка является функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда как большинство населения - низкую покупательную способность. В этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.

Другая особенность - характер рынка напрямую влияет на характер капиталовложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в среде предпринимателей название «коротких» денег. Они «делаются» в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые «длинные» деньги вкладываются в производство на более длительный срок, и отдача от них может быть получена не сразу. Это долгосрочные вложения, требующие определенных стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Информация о работе Малое предпринимательство: место и роль в российской экономике