Малое предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство в России.doc

— 648.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, из данных показателей видно, что собственных средств у предприятия предостаточно. Значит, предприятие является финансово-независимым.

Рисунок 8. Анализ финансовой устойчивости

Таблица 11. Анализ деловой активности

Показатели

Значение

Формула

2003г

2004г

2005г

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции

Показывает скорость оборота готовой продукции. Рост показателя означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение показателя затоваривание готовой продукции в связи со снижением спроса.

Выручка от реализации делим на среднюю за период величину готовой продукции

 

1,4

 

6,9

 

 

22,9

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств

Отражает число оборотов запасов и затрат предприятия. Снижение показателя свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию (в случае уменьшения коэффициента оборачиваемости готовой продукции)

Выручка от реализации делим на среднюю за период величину запасов и затрат по балансу

 

17,2

 

6,9

 

22,8

Оборачиваемость собственного капитала

Показывает скорость оборота собственного капитала, что для акционерных обществ означает активность средств, которыми они рискуют. Резкий рост показателя отражает повышение уровня продаж, которое должно в значительной степени обеспечиваться кредитами и сл-но снижать долю собственников в общем капитале предприятия

Выручка от реализации делим на среднюю величину собственного капитала

 

97,0

 

8,7

 

24,33

Оборачиваемость основного капитала (оборачиваемость активов)

Показывает, сколько раз за год совершается полный цикл производства и обращения приносящий соответствующий эффект в виде прибыли. Коэффициент сильно варьируется в зависимости от отрасли

Выручка от реализации делим на итог среднего баланса

 

20,86

 

4,58

 

14,77

Вывод. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции увеличивается, что означает увеличение спроса на продукцию. Оборачиваемость основного капитала в 2004 г. падает, то есть прибыли было меньше, чем в предыдущие года. Но в 2005г. оборачиваемость активов возрастает, а значит, финансовое состояние намного улучшилось.

Рисунок 9. Анализ деловой активности

Таблица 12. Анализ рентабельности

Показатели

Значение

Формула

2003г

2004г

2005г

Рентабельность основной деятельности

Показывает прибыль на 1грн затрат на реализованную продукцию

Прибыль от реализации делим на затраты производство и сбыт

 

22%

 

23%

 

38%

 

Рентабельность активов

Показывает, какую чистую прибыль приносит 1 грн общих активов предприятия за год

Чистая прибыль делим на сумму среднегодовых активов предприятия

 

32%

 

 

31%

 

18%

Рентабельность собственного капитала

Показывает, какую чистую прибыль приносит 1грн вложенных собственных средств

Чистая прибыль делим на собственный капитал

77%

5,2%

13%

Рентабельность инвестиций

Показывает, какую прибыль приносит 1 грн собственником средств и долгосрочных заемных средств

Прибыль до уплаты налогов делим на сумму собственных и долгосрочных заемных финансовых средств

 

10,3%

 

6,5%

 

23,5%

Коэффициент чистой прибыли

Показывает, какая часть балансовой прибыли остается в распоряжении предприятия

Чистая прибыль делим на балансовую прибыль

 

74%

 

67%

 

65%


Рисунок 10. Анализ рентабельности

Вывод. Рентабельность средняя, предприятие постепенно набирает капитал.

Затраты на реализации продукции растут, так как продукция пользуется спросом.

В целом, предприятие достаточно финансово-независимое, имеет собственные средства.

Проблемы функционирования и развития малого предпринимательства в РФ.

Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства.

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:

- Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке;

- материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности;

- финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками;

- Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

Недостатки налоговой системы

Отсутствие оборотных средств

Низкий платежеспособный спрос населения

Высокая арендная плата

Экономическая политика государства

Недоступность кредитов

Дороговизна сырьевых ресурсов

Слабое развитие внутреннего рынка

Высокие тарифы на перевозки.

Отсутствие производственных площадей

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать "постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки" Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

Сейчас готовится законопроект "О регистрации юридических лиц", который ликвидирует все основания для отказа в регистрации, кроме предоставления непотребного перечня документов. При этом предполагается введение жесткой ответственности за предоставление недостоверных сведений при регистрации. Как говорит Герман Греф, руководитель Министерства экономического развития и торговли, "вход на рынок должен стоить три копейки, а нарушение правил работы на нем - три доллара, а то и три года тюрьмы".

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них - в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство. В этом направлении предлагается активно использовать простаивающие мощности других предприятий[5]. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. Для этого нужно создать такие условия, которые простимулируют сотрудничество, т.е. опять же улучшение правовой базы, поддержка государства. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров, и т.д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

В качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.

Созданию равных экономических условий мешает также деятельность субъектов Федерации, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.

Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

Информация о работе Малое предпринимательство в России