Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:53, курсовая работа
Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
- Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения. Оно осуществляет обучение и консультирование предпринимателей, проводит экспертизы предпринимательских программ и проектов, осуществляет информационное обеспечение малого предпринимательства, оказывает помощь субъектам малого предпринимательства в подготовке и регистрации их учредительных документов, а также иные функции;
Следует назвать также многочисленные негосударственные некоммерческие организации, союзы, ассоциации по поддержке малого предпринимательства, могущие оказать помощь в различных вопросах, с которыми сталкивается предприниматель.
Основные направления государственной поддержки обозначены в Законе N 88-ФЗ. Обычно по этим же направлениям за отдельными исключениями и дополнениями осуществляется поддержка и на региональном и местном уровнях. Назовем эти направления.
1. Льготное кредитование. По этому вопросу следует обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства. Существует специализированный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который оказывает финансовую поддержку высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями на льготных условиях, а также иную поддержку по своей специализации.
2. Льготное страхование. За разъяснением условий льготного страхования следует также обращаться в фонды поддержки малого предпринимательства.
3. Преимущественное право на получение заказов по производству продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. За информацией можно обращаться в органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
4. Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства. Реализация мер поддержки в данной области возложена на федеральные и региональные органы исполнительной власти. За дополнительной информацией следует обращаться в эти органы.
6. Производственно-
7. Поддержка субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Кроме того, субъектам малого предпринимательства оказывается содействие в информационной сфере, может быть предусмотрен упрощенный порядок их регистрации, лицензирования и сертификации.
На региональном и местном уровнях осуществляются и иные меры поддержки. Например, в Москве создан целевой фонд нежилых помещений для предоставления субъектам малого предпринимательства, упорядочено проведение проверок, установлены льготы по аренде и т.д.
Обобщим вышесказанное. Деятельность субъекта малого предпринимательства должна осуществляться в тесном контакте с органами и организациями, реализующими меры государственной поддержки малого бизнеса. Следует помнить, что в бюджетах всех уровней на поддержку малого предпринимательства выделяются определенные финансовые средства, на получение которых малые предприятия имеют право.
Далее автор хотел бы подробнее остановиться на государственной поддержке малого бизнеса и рассказать о входящих в нее институтах.
За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
- государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
- государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
- государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации
А) Основой государственной нормативно-правовой базы в системе государственной поддержки малого предпринимательства является Федеральный Закон № 88-ФЗ от 12 мая 1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а также федеральные и региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. По ряду причин Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время не работает в полной мере. Закон не отражает изменений условий экономической жизни общества, качественного уровня развития малого предпринимательства и того опыта, во многом негативного, который был накоплен государственными органами и структурами поддержки малого предпринимательства за прошедший период.
Одной из главных причин «бездействия» этого Закона является то, что на поддержку и развитие малого предпринимательства из года в год выделяются ничтожные объёмы государственных финансовых средств. Для того чтобы закон начал работать, необходимо внести изменения и дополнения, как в сам Закон, так и в некоторые другие законодательные акты.
Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
Б) Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
- Правительство Российской Федерации (Департамент экономики и управления собственностью);
- Государственная Дума Российской Федерации Федерального собрания Российской Федерации (профильные комитеты);
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (профильные комитеты);
- Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России);
- Министерства и ведомства Российской Федерации (Минэкономразвития России, Минпромнауки России, Минсельхозпрод России, Минтранс России, Минфин России, Минтруд России, Минобразования России, Госстрой России).
В) В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе Соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. Данные Соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников. Такие Соглашения подписаны с 66 регионами.
Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.
В данный момент разрабатывается Программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Перми на 2007 – 2009 годы в соответствии с техническим заданием, подготовленным Департаментом промышленной политики, инвестиций и предпринимательства Администрации г. Перми. Программа предусматривает подготовку и реализацию мероприятий в сфере малого предпринимательства на период 2007-2009 годы. Общий объем финансирования Программы по годам составляет: 2007 – 0 рублей; 2008 – 10 млн. рублей; 2009 – 10 млн. рублей.
Целью Программы является создание экономических, правовых и организационных условий, способствующих максимальному использованию потенциала малого предпринимательства для решения социально-экономических задач развития г. Перми.
Ключевым фактором в ходе подготовки и реализации Программы является понимание потенциала малого предпринимательства и его использование в решении конкретных задач, стоящих перед городом. Развитие малого предпринимательства не является самоцелью, оно должно вписываться в стратегию социально-экономического развития города.
Основными задачами программы являются:
Определение потенциала для развития малого предпринимательства.
2. Формирование задач социально-экономического развития г. Перми, в решении которых малый бизнес должен принять непосредственное участие, и определение, в соответствии с этим, приоритетных направлений для развития малого предпринимательства. К приоритетным направлениям относится:
- социальная сфера (медицина, здравоохранение, образовательные учреждения, включая детские дошкольные);
- городское хозяйство (ЖКХ, благоустройство, озеленение, содержание дорог);
- инновационное предпринимательство;
- развитие малого предпринимательства в промышленности.
3. Реализация мероприятий, направленных на формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства и формирование позитивного отношения населения к предпринимательству в целях вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность (пропаганда предпринимательства), в том числе:
- совершенствование механизмов нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности;
- развитие системы правового обеспечения деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
- дерегулирование предпринимательской деятельности и устранение административных барьеров. Совершенствование системы мер по контролю и надзору за деятельностью субъектов предпринимательства;
- совершенствование охраны труда в сфере малого предпринимательства города Перми;
- обмен опытом по поддержке предпринимательства.
Проведение этих мероприятий важно для сохранения имеющейся положительной динамики развития малого предпринимательства, в т.ч. в тех отраслях, которые не являются приоритетными в рамках Программы, но в которых занята большая часть субъектов малого предпринимательства, (оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, операции с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства, транспорт и связь, строительство).
Реализация специальных инфраструктурных мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в приоритетных направлениях.
Для развития малого предпринимательства в данных направлениях, в рамках Программы, предлагается использовать проектный подход, предполагающий: проведение исследований рынка, определение технологий, которые могут быть применены, стоимости предлагаемых услуг, конкретных показателей эффективности. Для облегчения развития малого предпринимательства в приоритетных направлениях предлагается проведение комплекса инфраструктурных мероприятий: обучение, финансовая и информационная поддержка, консультативная помощь, выход на межрегиональные и зарубежные рынки (поддержка экспортно-ориентируемых малых предприятий).